Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Моделирование является одним из методов научного исследования и широко применяется в педагогике. Термин модель означает образец, пример, образ, конструкцию, которые отображают и выражают определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служат основанием для организации педагогической деятельности [1].

Результаты практической работы по физическому воспитанию учащихся с использованием нетрадиционных средств физической культуры, осуществляемой в МОУ СОШ № 6 г. Южно-Сахалинска с 1996 года, легли в основу разработки педагогической модели комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры для физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Данная модель представляла собой совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса физического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем на основе комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры (хатха-йоги, гимнастики цигун, Су Джок массажа) с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Необходимость интеграции средств нетрадиционной физической культуры в их комплексное использование обусловлена потребностью учета совокупности индивидуальных особенностей организма детей с ослабленным здоровьем: соматических, психоэмоциональных, биоэнергетических.

Задачей опытно-экспериментальной работы была проверка положения гипотезы. Мы предполагали, что эффективность комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательной школе зависит от разработки педагогической модели использования данных средств в физическом воспитании учащихся.

С этой целью нами был исследован уровень состояния здоровья детского населения Сахалинской области, города Южно-Сахалинска, а также МОУ СОШ № 6, где проводилась опытно-экспериментальная работа.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для разработки модели комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании учащихся с ослабленным здоровьем и ее апробации опытно-экспериментальным путем.

Моделированию подлежала форма и содержание совместной деятельности различных субъектов педагогической системы - личности и деятельности учителя - педагогического коллектива - учащихся с ослабленным здоровьем.

Процесс образования детей с ослабленным здоровьем определялся образовательной программой по физической культуре «Оздоровительная гимнастика для учащихся с ослабленным здоровьем основной и старшей ступеней школы (1, 2, 3 год обучения)», разработанной и реализованной нами в инновационном режиме [3]. Организация процесса физического воспитания регламентировалась учебным планом, расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми средним общеобразовательным учреждением № 6 г. Южно-Сахалинска самостоятельно.

Разработка педагогической модели требовала определения содержания деятельности администрации, медицинского работника, педагогического коллектива школы.

Функцией администрации являлась организация и оборудование помещения для занятий, соблюдение требований по его санитарному содержанию, тепловому режиму, проветриванию, составление расписания уроков с учетом гигиенических требований, контроль образовательного процесса физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, ведение педагогической документации.

 

Рис. 1. Модель комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем

 

Функцией медицинского работника - координация деятельности лечебно-профилактических учреждений и школы, контроль за организацией медицинского обслуживания, углубленных профилактических осмотров учащихся, контроль санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении, распределение на медицинские группы, ведение необходимой документации, проведение медицинского мониторинга.

Функцией педагогического коллектива школы являлось: разработка, совместно с Лабораторией региональных образовательных систем и педагогических технологий СахГУ, учебной программы по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем [3]; методических рекомендаций для учащихся по осуществлению проектной деятельности по самооздоровлению [5]; физическое воспитание школьников на основе реализации содержания программы; проведение педагогического исследования, в рамках которого осуществлялось формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся, конструктивное взаимодействие между учителями физической культуры, классными руководителями, медицинским работником, лечебно-профилактическими учреждениями, администрацией школы, родителями детей, проведение педагогического мониторинга.

Проектирование образовательного процесса для учащихся с ослабленным здоровьем предполагало соблюдение нормативно-правовой базы. На основе анализа закона РФ «Об образовании», письма Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 нами было разработано положение о группе по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем, в котором изложены общие положения, цели и задачи группы, организация и деятельность группы, порядок оценивания и аттестации учащихся.

Разработанная нами модель состояла из четырех компонентов: организационного, диагностического, дидактическо-воспитательного, трансляционного. Каждый компонент экспериментальной модели представлял собой комплекс мероприятий, определявший процесс формирования здоровья учащихся основной и старшей ступеней общеобразовательной школы.

  1. Организационный компонент включал в себя постановку целей эксперимента, обсуждение проекта в педагогическом коллективе; определение состава групп; принятие решения о педагогическом руководстве группой учащихся с ослабленным здоровьем; разработку совместно с Лабораторией региональный образовательных систем и педагогических технологий СахГУ экспериментальной программы по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем на основе комплексного использования средств хатха-йоги, гимнастики цигун, Су Джок массажа; разработку программы спецкурса для студентов факультетов физической культуры и спорта педагогических институтов и университетов; создание условий для обеспечения непрерывности реализации нетрадиционных средств физической активности в общеобразовательной школе в течение учебного года.
  2. Диагностический компонент экспериментальной работы состоял из анализа оценки возможности использования нетрадиционных оздоровительных средств (хатха-йоги, гимнастики цигун, Су Джок массажа) в их комплексной совокупности.
  3. Дидактическо-воспитательный компонент включал: непосредственно обучение как средство передачи здоровьесберегающего опыта; воспитательную роль учебного процесса в формировании мотивов ведения здорового образа жизни; деятельность по проектированию учащимися процесса самооздоровления; просветительскую работу с родителями учащихся; педагогическую диагностику (текущую, периодическую, итоговую) знаний, умений и навыков учащихся и студентов педагогических вузов физкультурного профиля. В результате обучения та часть опыта, которая входила в содержание образования и составляла содержательную сторону обучения, становилась достоянием учеников и студентов вузов.

Эффективность овладения знаниями и умениями по вопросам сохранения и поддержания собственного здоровья участников эксперимента оценивалась путем анализа итоговых контрольных работ, проверки теоретической части проектной работы «Программа самооздоровления» и ее защиты в ученическом коллективе. Изучению подлежали умения и навыки практического применения учащимися средств нетрадиционной физической культуры в рамках деятельности по самооздоровлению, мониторинг здоровья за учебный год, а также динамика знаний, умений и навыков будущих учителей физической культуры, обучавшихся по программе спецкурса для студентов факультетов физической культуры и спорта педагогических институтов и университетов «Хатха-йога в здоровьесбережении учащихся общеобразовательной школы» [6].

4. Трансляционный компонент состоял из создания образцов для трансляции разработанной технологии: в виде программы для учителей физической культуры; в виде методических рекомендаций для учащихся общеобразовательных школ; в виде программы для студентов пединститутов физкультурного профиля; в виде статей в научных журналах, сборниках научных конференций; в виде выступлений на научно-практических конференциях, проведения мастер-классов, выступлений на заседаниях методических объединений учителей физической культуры и др. [2, 3, 4, 5, 6].

Критериями оценки, свидетельствующими об эффективности комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем явились: динамика состояния здоровья и учебной деятельности учащихся; динамика ситуативной тревожности, эмоционального состояния; динамика умственной работоспособности учащихся в процессе учебного занятия; овладение навыком психологической саморегуляции; динамика успешности учебной деятельности студентов отделения физической культуры и спорта СахГУ.

Эффективность взаимодействия всех компонентов разработанной нами модели, подтверждает позитивная динамика показателей по выбранным нами критериям.

Действующая педагогическая модель способствовала снижению у детей показателей уровня обострения хронических заболеваний, подверженности инфекционным заболеваниям, потери учебного времени в течение учебного года, позволила повысить показатели развития органов дыхания у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Спецкурс «Хатха-йога в здоровьесбережении учащихся общеобразовательной школы» позволил студентам не только закрепить ранее сформированные знания, умения и навыки в образовательной области «Физическая культура», но и сформировать новую организационно-методическую компетентность в области нетрадиционных средств физической активности, адаптировать их к отечественным теории и методике физического воспитания, обеспечить применение их в практике профилактическо-оздоровительной работы не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, спортклубах.

Материалы проведенного нами исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ № 6 г. Южно-Сахалинска, а также в образовательный процесс отделения физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета.

Таким образом, представленная педагогическая модель комплексного использования нетрадиционных средств физической культуры является одним из способов управления формами здоровьесберегающей педагогики в инновационном режиме, с одной стороны и, способом удержания соотношения между функционированием и развитием с другой, а также своеобразным средством преобразования инновационного потенциала (идея, концепция, проект) в новые нормы педагогического взаимодействия. Данная модель способна обеспечить успешность реализации одного из стратегических направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а именно: сохранение здоровья детей, и может быть эффективно использована в системе общего образования для физического воспитания детей с ослабленным здоровьем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богатырев А.И. Моделирование в теории развивающего образования / А.И. Богатырев, И.М. Устинова. - М.: Просвещение, 2006. - С. 4-65.
  2. Никитенко Ю.В. Комплексное использование нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании учащихся с ослабленным здоровьем / Ю.В. Никитенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 13 - 16.
  3. Никитенко Ю.В. Оздоровительная гимнастика для учащихся с ослабленным здоровьем основной и старшей ступеней школы (1, 2, 3 год обучения) : программа по физической культуре / Ю.В. Никитенко. - Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное издательство, 2008. - 24 с.
  4. Никитенко Ю.В. Метод проектов как средство здоровьесбережения учащихся с ослабленным здоровьем общеобразовательной школы / Ю.В. Никитенко. // Физкультурное образование в XXI веке: новые смыслы и перспективы: материалы международной российско-германской научно-практической конференции - Хабаровск : Изд-во ДГГУ, 2007. - 342 с., С. - 163 - 166.
  5. Никитенко Ю.В. Программа самооздоровления от «А» до «Я»: методические рекомендации для учащихся - Челябинск: издательский центр УралГУФК, 2007. - 20 с.
  6. Никитенко Ю.В. Программа спецкурса «Хатха-йога в здоровьесбережении учащихся общеобразовательной школы» (для студентов факультетов физической культуры и спорта педагогических институтов и университетов) / Ю.В. Никитенко. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2008. - 20 с.