Но полностью обеспечить права каждого ребенка на качественное образование еще не удается. «По результатам опроса, проведенного Национальным агентством «Информационный центр» при Президенте Республики Саха (Якутия) в июне 2006 года, качеством общего образования удовлетворены: 1-4 классы - 59%, 5-9 классы - 52,4 %, 8-9 классы - 41,5%, 10-11 классы - 41,8% родителей» [1, С. 28]. Данные показатели констатируют факт о том, что существующую практику обучения в массовой школе заметно улучшить не удалось. Такое же положение характерно для школ всей Российской Федерации.
Проведенное нами, в феврале 2004 года, анкетирование 101 родителя Тюнгюлюнской начальной школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), работающей по технологии коллективного способа обучения, показало 90,1% удовлетворенности их всеми сторонами учебно-воспитательного процесса [4, С. 104].
На вторую сложную проблему системы образования - низкий уровень воспитанности подрастающего поколения - указал Президент РАО Н.Д. Никандров в своей статье «Стратегия и тактика развития», приведя в качестве эпиграфа слова великого русского философа И.А. Ильина: «...образование без воспитания есть дело ложное и опасное; оно создает чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [3].
Этому способствует то, что обучение и воспитание не стали единым процессом. В нашей традиционной системе во время учебных занятий учащиеся приобретают знания, а во время внеклассной и внешкольной работы должны воспитываться.
Вышеуказанные проблемы могут быть успешно решены при внедрении Федеральных Госстандартов образования. Главным условием эффективности системы образования стало формирование универсальных учебных действий.
Несколькими поколениями ученых-педагогов всего мира изучается проблема неуспеваемости, указываются различные причины. Но нам кажется, что главной причиной является несформированность универсальных учебных действий. Ученик, не овладевший общеучебными умениями и навыками, успешно учиться не может. Дидактикой недостаточно разработан процесс учения. Учителям неизвестно, как можно сформировать общеучебные умения и навыки. Между тем, работа по методическим приемам технологии коллективного способа успешно формирует у обучающихся универсальные учебные действия. Этим объясняется высокая результативность работы учителей и педколлективов школ, внедряющих данную технологию. К ним можно отнести авторскую школу А.И. Говоровой, Тюнгюлюнскую начальную школу и Майинскую гимназию Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), школы Красноярского края, Кемеровской области, Казахстана и др., перешедших на технологию коллективного способа обучения.
Нерешенная проблема воспитания гармоничной личности также решится при внедрении коллективного способа обучения. Личность воспитывается только в деятельности. Управлять можно только деятельностью, а формировать качества личности возможно только через управление ее деятельностью [2]. При организации учебного процесса по технологии КСО, во время взаимообучения, создаются условия нравственного становления личности. В этом смысле нравственное воспитание в процессе взаимообучения есть управление деятельностью личности. Воспитание должно осуществиться в процессе обучения, занимающем большую часть времени обучающихся.
Для формирования универсальных учебных действий нужен педагогический инструментарий. Наш коллектив в составе 23 ученых-педагогов Республики Саха (Якутия) разработал проект учебно-воспитательной работы по воспитанию гармоничной личности выпускника. Основное содержание разработанного нами проекта показано в следующей модели:
Рис. 2. Модель современной организации инновационного образовательно-воспитательного процесса по воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности выпускника
Технологиями реализации проекта являются:
- технология взаимообучения и взаимовоспитания или коллективный способ обучения (КСО);
- продуктивная технология «Сатабыл»;
- организационно-управленческая технология;
- технологии приобщения к эстетике и здоровому образу жизни.
Внедрение данной модели обеспечит следующие условия для организации высокоэффективной работы:
- Формирование универсальных учебных действий, способствующих воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности.
- Воспитывается чувство ответственности, чувство локтя, взаимовыручки, бескорыстной помощи, присущие нравственной личности. Создается нравственно- психологический климат, способствующий работоспособности каждого. Воспитание не словом, а делом, всей атмосферой жизни может сформировать личность, способную жить и творить в наше непростое время.
- Деловое общение во время взаимообучения развивает коммуникативные навыки. Развивается умение убеждать, заинтересовать, бесконфликтный стиль общения.
- Общение человека с человеком - это способ развития его индивидуальности. Общаясь во время взаимообучения, учащиеся удовлетворяют потребность в сотрудничестве с другими членами коллектива для достижения хороших и отличных результатов в обучении. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества.
- Каждая школа и каждый учитель станут хорошими (А.А. Фурсенко).
- Удовлетворенность обучающихся и обучающих собственной деятельностью, а родителей - качеством учебы и воспитанностью своих детей.
- Ликвидация очагов безнадзорности и преступности (5).
Если бы всем педагогическим сообществом взялись и поставили на государственное финансирование внедрение вышеуказанных этнопедагогических технологий, то через несколько десятилетий Россия смогла бы стать одной из высокоразвитых государств мира, так как «кадры решают все».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Государственный доклад о положении детей в Республике Саха (Якутия)./ Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2007-160 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики-М.,1997.-505 с.
- Никандров Н.Д. Стратегия и тактика развития // Практический журнал для учителя и администрации школ. - № 2.- 2007.- С. 20-24.
- Семенова А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография. - Якутск, 2005.- 117 с.
- Семенова А.Д. Научно-методическое обеспечение этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности работы школы: Монография. - Якутск, 2009.- 117 с.