От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Одной из основных задач нашего «Центра развития ребенка» является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.
Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- Совместные досуги, праздники.
- Участие родителей в выставках.
- Организация дней открытых дверей.
- Выпуск газет.
- Организация мини-библиотеки.
- Семинары - практикумы.
- Устные педагогические журналы.
- Игры с педагогическим содержанием.
- Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Расскажу подробно о формах работы с родителями в детском саду и, в частности, о работе по подготовке к школе:
1. Анкетирование, тестирование, диагностика.
- Тестирование детей «Моя семья».
- Тестирование детей «Два домика».
- Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»
- Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.
- Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»
- По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе.
- Выявление педагогической культуры родителей
- Выявление особенностей воспитания детей в семье
- Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
- Определение типа детско-родительских отношений
- *Игровое общение с ребенком.
Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.
1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
2. Определение стиля общения воспитателя с родителями.
3. Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением.
3.1 Карта оценки особенностей развития ребенка.
3.2 Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей.
3.3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.
Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей
- Как определить ведущую руку будущему первокласснику.
- Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.
- Методика «Половозрастная идентификация» ребенка-выпускника.
2. Беседы, консультации, рекомендации.
- Внеплановые индивидуальные беседы.
- Рекомендации по изучению педагогической литературы.
- Рекомендации по использованию методических пособий.
- Консультации врача.
- Консультации учителя-логопеда.
- Консультации педагога-психолога.
- Консультации инструктора по физкультуре.
- Консультации музыкального руководителя.
Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.
- Адаптация к школе.
- На пороге школы.
- Скоро в школу.
- Нежелание идти в школу.
- Балуем ребенка?
- Дисциплина - это обучение правильному поведению.
- Как развивать самостоятельность ребенка.
- Играя - познает мир.
- Детская любовь.
- Как помочь непопулярному школьнику найти друзей.
- Как научить ребенка общаться.
- Как научить ребенка защищаться.
- Научите ребенка правильно общаться с другими детьми.
- Ребенок-кривляка.
- Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм.
- Трудные дети.
- Скоро в школу (мотив обучения).
- Компонент «школьнозрелости ребенка».
3. Организационные мероприятия.
- День открытых дверей.
- Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника».
- Родительские собрания по проблемам воспитания детей.
- Тренинги.
- Родительская школа «Успешного родителя».
- Педсоветы.
Организационные мероприятия по подготовке к школе.
Авторские программы для подготовки детей к школе
- Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости), автор Т.Н. Сташкова
- Программа «Мамы, в школу собирайтесь!» (программа подготовки родителей детей-выпускников к школе) авторский коллектив.
- Педсовет - ситуативный практикум на тему «Старший дошкольник - будущий первоклассник» с участием родителей.
- Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»
- Тренинг для родителей «Развитие общительности.
- Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки.
- Собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»
- Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай».
- Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!
- Собрание «Посеять в детских душах доброту».
4. Выставки.
- Выставки детского творчества.
- Выставки творчества взрослых.
- Выставка игрушек для игр дома.
- Выставка детской литературы для семейного чтения.
- Выставка педагогической литературы для семейного чтения.
5. Наглядность.
- Рекламно-информационный стенд.
- Подборка лекций педагогов-специалистов.
- Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.
- Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.
- Подарки и приглашения к праздникам.
- Газета для родителей «Скоро в школу».
6. Организация праздников и развлечений.
- Подготовка детей.
- Изготовление костюмов и атрибутов.
- Исполнение ведущих ролей.
- Организация дней рождения детей.
- Участие в спортивных развлечениях.
- Фотографирование детей, видеосъемка.
7. Помощь группе.
- Оформление развивающей среды.
- Изготовление пособий и атрибутов для занятий.
- Ремонт мебели и оборудования.
- Ремонт групповой комнаты.
- Ведение кружков по интересам детей.
- Организация экскурсий.
- Спонсорская помощь.
- Дежурства в ДОУ и на участке.
Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.
Подобраны стихи, загадки и шарады о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.