Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Проблема повышения качества образования была актуальна во все времена. На современном этапе совершенствования образования предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания. Определяется система критериев оценивания качества, а также его технология. Организуется и используется педагогический мониторинг как неотъемлемый инструмент управления качеством образования. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе к педагогическому мониторингу.

В [2] мониторинг определяется как «специально организованное регулярное наблюдение того или иного процесса с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отражающих приоритетную причинную зависимость между людьми и их отношениями, и выработка на этой основе прогнозов, мер корректирующего воздействия». Данное определение не ограничивается только педагогикой. Сфера применения мониторинга очень широка: в экологии и биологии, промышленности, экономике и бизнесе, в медицине и образовании [1]. В данной статье пойдет речь об одном аспекте мониторинга в образовании. С помощью мониторинга в педагогике отслеживают состояния: кадровых ресурсов, качества учебного процесса и качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков (ЗУН). Далее поведем речь о мониторинге качества образования.

В традиционном обучении под качеством понимали, в основном, только уровень сформированности ЗУН. Новое содержание образования, кроме знаниевого элемента, должно иметь составляющие для формирования всесторонне развитой личности. Этими составляющими будут рефлексивная, коммуникативная и мыслительная деятельность. Для обновленного, многоэлементного содержания обучения еще предстоит создать новую, поликритериальную систему оценки и стандартные, системно организованные педагогические измерители качества обучения. Далее, следует разработать алгоритм системной педагогической диагностики и мониторинга и уже на этой основе реально управлять качеством обучения.

Подобным алгоритмом системно-педагогической диагностики и мониторинга является Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ) [3]. Методологической базой построения алгоритма РОСТ является идея личностно-ориентированного, развивающего и саморазвивающего обучения. Основными принципами построения РОСТ служат системно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и диагностико-коррекционный подход управления качеством предметного обучения. Рефлексия в этой технологии понимается как размышление учащегося над тем, что он усвоил при изучении темы, а также над тем, каких результатов он добился. РОСТ гарантирует реальное управление (самоуправление) качеством обучения, достижение эффекта саморазвития и самореализации сторон обучения в профессиональном плане.

Системообразующим звеном технологии является специальная рефлексивная форма - урок РОСТ. Урок РОСТ встраивается в учебный процесс вместо контрольных и итоговых уроков по следующей схеме: тема 1 → урок РОСТ → тема 2 → урок РОСТ → и т.д. Следует отметить, что РОСТ не затрагивает учебное время, когда изучается новый материал.

Уроки, построенные по технологии РОСТ, состоят из следующих этапов:

  • Этап 1. Мобилизующее начало. Активизация и мобилизация учащихся на саморазвитие путем создания учебной проблемной ситуации.
  • Этап 2. Первичная самодиагностика. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению уровней развития основных элементов учебной деятельности.
  • Этап 3. Самооценка. Ученик выставляет себе оценку согласно шкале оценок и количеству проблем, выявленных при первичной самодиагностике.
  • Этап 4. Самокоррекция. Программа выводит на экран задания, в которых были допущены ошибки. Ученик, используя учебник, самостоятельно работает над ошибками.
  • Этап 5. Вторичная самодиагностика. Обучаемый выполняет второй вариант заданий по содержанию идентичный первому, что позволяет оценить эффективность самокоррекции и увидеть результаты самостоятельной деятельности обучаемого.
  • Этап 6. Рефлексия индивидуальная. Учащийся сопоставляет результаты первичной и вторичной самодиагностики. Видит результаты своей самостоятельной учебной деятельности. Осознает динамику саморазвития.
  • Этап 7. Рефлексия коллективная. Ученики вместе с учителем обсуждают результаты урока РОСТ. Высказывают выводы по результатам своей деятельности и содержанию пройденной темы.

Данная технология начала свое развитие более десяти лет назад и прошла солидную апробацию в ряде экспериментальных школ в республике Башкортостан. Кроме того, автором статьи в 2006 году был разработан и по сегодняшний день развивается компьютерный программный комплекс «Самодиагностика», автоматизирующий этапы урока РОСТ со второго по шестой. В настоящее время идет внедрение технологии РОСТ в учебный процесс школ в республике Башкортостан. Не последнюю роль играет в этом деле наличие компьютерного сопровождения данной технологии. «Самодиагностика» позволяет провести полноценный урок РОСТ. В его ходе программа собирает данные об ответах учеников в единой базе данных. Диагностирующие вопросы построены в виде тестов, что позволило легко компьютеризировать данную технологию.

При разработке модуля мониторинга программы преследовались следующие цели:

1. отслеживание динамики не только знаниевого компонента, но и уровня углубленных знаний (для профильного обучения), уровня предметного мышления и уровня мотивации к учению (трансляции) согласно поликритериальности оценивания учебных достижений в технологии РОСТ.

2. отслеживание динамики качества усвоения учебного материала обучающимися по:

  • отдельно взятому предмету в течение учебного года;
  • отдельно взятой теме;
  • отдельно взятому ученику.

Согласно этим целям, модуль мониторинга «Самодиагностики» позволяет генерировать отчеты с построением соответствующих диаграмм по: качеству обучения предмета, качеству обучения ученика по заданному предмету и диагностической карте темы.

Отчет по качеству обучению отдельного ученика представляет ценность для классного руководителя, поскольку он будет иметь полную картину о качестве учебных достижений по каждому ученику из своего класса. Если будет наблюдаться отрицательная тенденция по какому-либо обучающемуся, это будет сигналом для индивидуальной беседы с ним и/или его родителями (возможно с привлечением школьного психолога). Отчет по качеству обучения предмета и диагностическая карта темы представляет ценность для учителя-предметника. Учитель-предметник может проводить направленную коррекционную работу в случаях провалов качества по каким-либо темам. Кроме того, эти отчеты могут быть полезны и для администрации школы для прогнозирования тенденций. Показатели уровня мотивации в этих отчета позволяет выяснять причины удач или неудач в учебной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании [электронный ресурс]. - URL: http://www.depedu.yar.ru/megaproj/pron_workings/schooll_mon/moksheev.html (дата обращения: 21.10.2009).
  2. Мониторинг и диагностика качества образования: монография / Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 322 с.
  3. Юнусбаев Б.Х. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ): Учебно-методическое пособие. - Уфа: БИРО, 2007. - 238 с.