Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Сегодня в условиях модернизации системы образования РФ методологической основой построения модели специалиста, проектирования его подготовки выступает компетентностный подход. Результаты проведенных нами исследований показали необходимость уточнения понятий «компетенция» и «компетентность», обоснования категорий «профессиональная компетентность будущего специалиста», «ИКТ-компетентность будущего специалиста» [2,3]. Под ИКТ-компетентностью будущего специалиста мы понимаем интегративную характеристику личности, сформированную на основе предметно-специальных знаний, умений, навыков, выражающую способность и готовность обучаемого принимать эффективные решения, применять оптимальные методы и способы будущей профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий. Формирование ИКТ-компетентности будущего специалиста представляет разворачивающийся во времени процесс целенаправленного субъект-субъектного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого происходят качественные и количественные изменения в структуре ИКТ-компетентности последнего.В связи с чем, предлагаем использовать электронный метод оценки - портфолио.

В рассматриваемом контексте портфолио как метод оценки основан на том, что обучаемые в течение изучения дисциплины формируют рабочие папки (портфолио), в которых систематизируют все выполненные работы (индивидуальные/коллективные письменные задания, проекты, доклады, презентации и другие созданные ими мультимедиа-продукты), комментарии, отзывы, оценки преподавателя и других участников образовательного процесса. Создание студентами собственной папки работ с использованием компьютера и соответствующего программного обеспечения способствует качественно новому достижению педагогических целей учебного курса, в т.ч. совершенствованию навыков владения современными ИКТ и средствами мультимедиа, развитию самоконтроля выработке навыков рефлексии. Таким образом, портфолио студента является квинтэссенцией сформированности знаний трех типов: 1) владение предметом (декларативное знание: что?), 2) процедурное знание (как?), 3) стратегическое знание (почему?). Последний тип связан не только с полученным знанием, но и определяет дальнейший вектор получения нового знания [1]. Остановимся на достоинствах и недостатках рассматриваемого метода. Использование портфолио позволяет: усилить субъектную позицию студента в образовательном процессе, в т.ч. в оценке собственной познавательной деятельности; реализовать личностно-ориентированные педагогические технологии, учитывающие сильные и слабые стороны обучаемого; качественно изменить характер взаимодействия между участниками образовательного процесса (в первую очередь, между преподавателем и обучаемым, между обучаемыми); построить индивидуальную образовательную траекторию развития личности студента; повысить мотивацию к обучению, усилить ее профессиональную направленность. Однако следует учитывать недостатки, к которым можно отнести следующие: если цели учебного курса и критерии оценки определены нечетко, то портфолио может превратиться в беспорядочный сбор работ обучаемого, не демонстрируя его развития, достижений в процессе освоения дисциплины; сложность сопоставления результатов с методами количественной оценки (например, балльной оценкой работ); трудоемкость структурирования и оценки материалов портфолио; недостаточная психологическая готовность студентов к самоуправляемому обучению. Результат использования портфолио на практике проявляется в: готовности студентов к работе в команде, развитии коммуникационных навыков; росте уровня самостоятельности студентов, повышении ответственности за принимаемые решения; развитии системного мышления будущего специалиста; формировании активной профессиональной позиции будущих специалистов; уверенности студентов в собственных силах; целеустремленности и саморазвитии личности будущего специалиста. Таким образом, метод портфолио позволяет оценить уровень сформированности ИКТ-компетентности будущего специалиста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст]/ Бент Б.Андерсен, Катя ван ден Бринк. М.: Дрофа, 2007. - С.43.
  2. См.: Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Роль информационных технологий в процессе вузовской подготовки специалистов [Текст] / М.А.Гончарова, Н.А.Гончарова // Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, 29-30 марта 2006 г. - Орел: Изд-во ОГИИК, 2006. - С.373-376; Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке конкурентоспособного специалиста в новых экономических условиях [Текст] / М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры: материалы Всероссийской Интернет-конференции, региональной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2008. - С.70-73; Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях становления новой экономической системы [Текст] / М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова // Инновационные методы обучения студентов: материалы внутривузовского методического семинара. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - С.63-64.
  3. Гончарова, Н.А. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности будущего учителя: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Гончарова // под ред. А.И. Умана. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. - 60 с.