Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Потребность в осмыслении проблем управления качеством высшего образования обусловлена формированием новой образовательной политикой России. Высокая динамика изменений внутренней и внешней среды образовательных систем, обновление ценностей и целей приводят к формированию новых качеств систем образования, что, в свою очередь, требует разработки адекватных принципов организации и управления образовательными системами на всех уровнях.

С позиции социологического подхода качество образования - это нормативное требование общества к образованию как одной из его важнейших подсистем, заключающееся в необходимости соответствовать, критериям эффективности деятельности, т.е. оптимальному выполнению своих социальных функций(1.С.338). Поэтому качество образования является уровневой характеристикой функционирования системы образования. К субъектам, задающих параметры качества образования, относятся: государство, органы управления образованием всех уровней, администрации вузов, рынок труда, индивидуальные и групповые субъекты образовательного процесса.

Качество образования, с одной стороны, служит способом социальной регуляции процессов взаимодействия образования как социального института с другими социальными институтами общества, с другой - выступает как способ социальной регуляции образовательной сферы, как выработанный в обществе механизм упорядочивания функционирования всех элементов системы образования. К основным характеристикам качества образования относятся нормативные, ценностные, организационные и управленческие характеристики [1, с. 340].

Рассматривать нормативные акты как концептуальную модель политики относительно качества образования со стороны государства, органов управления на всех уровнях и администрации образовательных учреждений в области образования необходимо в системе правовых, институциональных и общественных норм.

Параметры качества также предопределяются и рынком труда как потребителем кадров. Он задает те качественные квалифицированные характеристики, которые являются составной частью государственных образовательных стандартов, как отражение определенной социальной нормы качества.

Нормативы качества образования достаточно подвижны и формируются через систему потребностей индивидуальных и групповых субъектов образовательного процесса: участников и потребителей образовательных услуг (студентов, учащихся, их родителей, преподавателей, сотрудников администрации образовательных учреждений и пр.), а также потребителей результата образования - работодателей. Запросы и представления этих групп о качественном образовании находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии и формируются на основе действующих норм и уже достигнутого качества образования. Очевидно, что нормативную сторону качества образования определяет важнейшая его характеристика, как полисубъективность, в силу чего возникает несоответствие и даже определенные противоречие между различными нормативными подсистемами качества образования.

В свою очередь, ценностные характеристики качества образования необходимо рассматривать через взаимодействие системы ценностей основных субъектов образовательного процесса. В данном аспекте возникает проблема неадекватной интерпретации и преемственности специфики аксиологических параметров образования не только основными субъектами образовательного процесса, но и работодателями.

Необходимо отметить, что организационные, системные характеристики качества образования являются уровнем соответствия системы образования общественным требованиям. Поэтому к образовательным программам и государственным образовательным стандартам предъявляется высокий уровень соответствия их качества требованиям общества, предъявляемых к образованию на каждом конкретном этапе его развития. К формированию новых образовательных программ привлекают наиболее квалифицированных работников образовательных учреждений и управленческих структур.

Значительно более высокие требования, связанные с обеспечением качества образования, предъявляются также к работе учебных заведений самых различных организационно-правовых форм, типов и видов. Эти требования имеют двусторонний характер. С одной стороны, они исходят от учащихся, студентов и их родителей, особенно если обучение осуществляется на внебюджетной основе. Эти требования касаются качества содержания преподавания, учебно-методических пособий, обеспечения учебной литературой и современными информационными ресурсами, создание оптимальных условий для осуществления учебного процесса и т.д.

С другой стороны, это возрастающие требования государственных инспекций в период лицензирования, аттестации и аккредитации. Процедура самообновления оказывается вполне приемлемым способом стимулировать образовательные учреждения к осознанию положительных и отрицательных сторон своей профессиональной деятельности, улучшая таким образом качество реализации профессиональных образовательных программ. Поэтому самообновление можно рассматривать и как результат, и как предпосылку механизма обеспечения качества образования.

Таким образом, концептуальным элементом модели образовательного идеала является качество образовательного процесса. При этом проблемное содержание качества образования отражается на валидности понятия образовательный идеал. Потребности в качестве образования возрастают пропорционально этапам обучения. Поэтому качество образования, с одной стороны, должно быть мобильны, с другой - являться константным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.