Движущую силу и фундаментальность подобных эволюционных скачков человечество открыло для себя всего лишь три десятка лет назад. Новые знания о самоорганизации открытых систем, синергетических эффектах в естественной среде и в био-социальных системах дали человечеству ключи к объективному научному предвиденью будущего состояния земной биосферы и общества.
Научно-технический прогресс дает знания о реальных угрозах выживанию человечества, но, при этом, сам является их источником. Наступивший постиндустриальный этап характеризуется тем, что компьютеризация и информатизация жизни не только радикально изменят базовые основы экономики и этические нормы бытования общества и индивидов, но и могут привести к созданию самопроизвольно эволюционирующей интеллектуальной среды не гуманитарного типа, способной превзойти человечество в своих конкурентных притязаниях. Исход такой конкурентной борьбы предрешен, и произойти это может в чрезвычайно короткие для субъектов биологической природы сроки. Явления, которыми будет сопровождаться переход к совместному существованию двух сфер жизнедеятельности - биологической и машинной, какие они будут порождать угрозы существованию человечества и биологической жизни вообще, далеко не очевидны.
При этом, вопреки глобализации экономики, а скорее всего вследствие нее, условия жизнедеятельности не одинаковым образом меняются для населения, проживающего в большом по размерам, ресурсам и с многоотраслевой экономикой регионе, и для населения, проживающего в депрессивном малом регионе. Очевидно, что радикальные перемены условий жизнедеятельности, которые породит интеллектуализация антропогенной составляющей биосферы, создадут наибольшие проблемы для регионов, оставшихся депрессивными.
В этих условиях малому региону для достижения успеха в конкурентном глобализирующемся мире необходимо выработать собственную уникальную стратегию социо-экономического развития, обеспечивающую устойчивость мотиваций в условиях быстрой смены технологического уклада и связанных с ним социальных укладов.
К сожалению, в разрабатываемых в российских регионах стратегических планах развития практически невозможно найти ключевых положений, основанных на уникальных психосоциальных и социоментальных аспектах, которые могли бы гарантировать успешность проведения предлагаемых реформ.
В частности, обостряется проблема выбора стратегии в национальных северокавказских республиках, находящихся в схожих геоклиматических условиях и оказавшихся в общей для всех сложной геополитической ситуации, унаследовавших непосильную избыточность трудовых ресурсов, низкий уровень развития инфраструктур всех видов и целый набор проблем психосоциального плана - от застарелого госпатернализма до бытовой патриархальности и религиозного экстремизма. В отличие от больших республик с мощными многоотраслевыми экономиками, здесь - при моноотраслевых экономиках и клановой организации власти - любая ошибка руководства при выборе стратегии развития, или чрезмерная коррупционность власти могут привести к необратимым последствиям. Отчасти это уже состоялось в виде полной потери технологий и окончательной криминализации управления в некоторых республиках.
Эти обстоятельства только актуализируют проблему выбора приоритетов социо-экономического развития, в том числе и направлений развития науки, техники и технологий. И здесь можно воспользоваться одним, но решающим обстоятельством, обращающим недостатки малоразмерности в преимущество.
Так, исходя из того, что
- ускоряющийся темп технологических обновлений уже превзошел возможности адаптации биосоциальных систем к технологическим укладам, то есть, начало радикальной смены технологического уклада и связанных с ним экономической основы жизнедеятельности общества и соответствующих социальных укладов произойдет за время жизни одного поколения жителей с унаследованным психосоциальным типом;
- малые кавказские республики не могут оказать существенного влияния на характер и динамику развития высокоиндустриальных отраслей экономики России в целом;
- в экономики мировой державы всегда в избытке вакантные малоразмерные ниши высокотехнологичных производств, которые могут составить основу моноотраслевых экономик малых республик;
- значительные части населения национальных северокавказских республик характеризуются патриархальным укладом жизнедеятельности на бытовом уровне, но обладает относительно высоким уровнем образования и отличается вполне современным отношением к профессиональному труду и производственной дисциплине,
эффективная стратегия развития национальных северокавказских республик может быть построена на строго инновационных принципах с созданием высокотехнологичных наукоемких производств, составляющих основу моноотраслевой экономики.
Реализация подобной стратегии, - с условием научно обоснованного выбора приоритетной отрасли и адекватной оценки экономического интереса, нравственных регулятивов поведения и социоментальных особенностей населения, - приведет к созданию предпосылок успешного развития региона и вхождения в новую технологическую эпоху.
В Республике Кабардино-Балкария, учитывая указанные обстоятельства, а также состояние системы образования и прочие условия, представляется перспективным выбрать в качестве приоритетных следующее направления развития науки, технологий и техники: оффшорное программирование; создание систем искусственного интеллекта; развитие отдельных направлений биохимических и биофизических технологий гибридизации интеллекта; перепрофилирование предприятий машиностроительного профиля на производство нетрадиционных транспортных средств - одноосных инвалидных кресел, веломобилей и спецтранспорта для экстремальных условий, в том числе для космических экспедиций; развитие агротехники на основе роботизации и применения новых физических принципов обработки почв и воздействия на микроорганизмы; создание венчурного центра для помощи изобретателям всей России в коммерциализации своих разработок.
Данный перечень ориентирован на возможности и потенциал существующей системы образования Кабардино-Балкарии, явные и подсознательные предпочтения населения в области компьютерных и телекоммуникационных технологий, специфику восприятия аэрокосмической отрасли, а также учитывает имеющийся технологический и научный задел в области транспорта и переработки материалов и, самое главное, перспективные вакантные ниши в экономике и инфраструктурах России.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 20-27 ноября 2009, Египет, Шарм-эль-Шейх. Поступила в редакцию 09.10.2009.