Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Клапаны ограничивают обратный кровоток и получили наибольшее распространение в лимфатических сосудах, определяя особенности их строения. Лимфатические сосуды образуются в эволюции и онтогенезе позвоночных животных как коллатеральные вены, выключенные из кровотока. Естественно предположить, что принципы строения стенок у вен и лимфатических сосудов совпадают или по крайней мере сходны. В этом случае, детали их структурной организации гораздо легче изучать на примере крупных вен мышечного типа. С целью проверить такую гипотезу мной проведено сравнение строения клапанных частей грудного протока и бедренной вены у человека, белой крысы и собаки.

В клапанной части вены и грудного протока толщина и фибромиоархитектоника стенки подвержены значительной локальной изменчивости. В основании клапана циркулярный мышечный слой утолщается, его пучки приобретают косопоперечную, промежуточную или радиальную (трансмуральную) ориентацию. Внутренняя эластическая мембрана (ВЭМ), особенно поверхностный слой, сильно разрыхляется, фрагментируется и в проксимальном, париетальном секторе клапана исчезает. В него внедряются циркулярный мышечный слой и складчатые пучки толстых коллагеновых волокон. Вместе они формируют пристеночное утолщение клапана - клапанный валик. (Суб)адвентициальный продольный мышечный слой может продолжаться без перерыва над клапаном в проксимальный отрезок сосуда или рассыпаться и сливаться с мышцей клапана. Продольный мышечный слой интимы и ВЭМ из предклапанного отрезка поворачивают в аксиальный сектор клапана (ориентация изменяется на косорадиальную). Поверхностный интимальный или надинтимиальный продольный слой миоцитов обычно проходит сквозь утолщение циркулярного мышечного слоя в основании клапана с переплетением разноориентированных пучков. В тонкой створке клапана находится рыхлая мышечная сеть, преобладают поперечные миоциты, продольные чаще встречаются в аксиальном секторе клапана. Около свободного края створки возможна концентрация поперечных миоцитов, параллельных ему. Наибольшие число и размеры миоцитов обнаруживаются в утолщенных боковых краях створок, которые представляют собой расходящиеся как у параболы ветви клапанных валиков. Они срастаются попарно между собой и со стенками сосуда. Комиссуральные мышечные пучки продолжаются в его постклапанный отрезок. В тонких латеральных стенках клапанных синусов циркулярный мышечный слой истончается, сливается с (над)интимальным и субадвентициальным слоями продольных миоцитов. Ориентация косопоперечных миоцитов средней оболочки изменяется на промежуточную (45°) и косопродольную. В латеральных стенках клапанных синусов миоархитектоника - сетевидная, с продольно вытянутыми петлями и с «примесью» (косо)продольных пучков. При переходе в постклапанный отрезок вены такой мышечный слой разделяется на 2-3 ветви: 1) прямое продолжение - (над)интимальный продольный слой миоцитов; 2) наружная, трансмуральная ветвь - субадвентициальный мышечный слой средней оболочки и адвентициальный мышечный слой наружной оболочки; 3) внутренняя ветвь - интимальный мышечный слой. Между расходящимимся (над)интимальным и (суб)адвентициальным мышечными слоями быстро утолщается циркулярный мышечный слой, с которым может сливаться субадвентициальный слой.

Заключение

Продольно-поперечная, складчатая деформация стенки в клапанной части бедренной вены и грудного протока при колебаниях кровотока сопровождается глубокой перестройкой цитоархитектоники стенки, которая направляет дифференциацию мышечных слоев, прежде всего внутренней и средней оболочек: 1) неравномерный рост смежных по периметру сегментов клапанной части сосуда, в результате латеральные стенки клапанных и аксиального синусов становятся тонкими, а пристеночная часть клапана, ее парительный сектор утолщается и уплотняется, клапанный валик приобретает зигзагообразную форму; 2) субинтимальный «разрыв» в париетальном секторе клапанного валика (фрагментация ВЭМ), через который циркулярные миоциты средней оболочки и складчатые пучки толстых коллагеновых волокон из наружной оболочки внедряются в основание клапана. Круговая мышца клапанного валика как сфинктер ограничивает растяжение клапанной части при гидравлических ударах, а складки толстых пучков коллагеновых волокон расправляются при расширении клапанных синусов под давлением обратного кровотока. Утолщение и уплотнение мышцы в основании клапана с переплетением разноориентированных мышечных пучков и складчатых пучков толстых коллагеновых волокон увеличивают прочность клапанной части сосуда. Интима предклапанной части под давлением прямого кровотока растягивается, «наползает» на клапанный валик и образует аксиальный сектор клапана. В латеральной стенке клапанного синуса циркулярный мышечный слой сильно истончается и сливается с продольными мышечными слоями всех оболочек. Иначе говоря, неравномерный рост клапанной части в целом, ее слоев и компонентов сопровождается дифференциальным локальным гистогенезом клапанной части. В результате формируются мышца клапана, ее трансклапанные и надклапанные мышечные связи со смежными стенками (морфологическая основа координации движений клапанной и бесклапанной частей).


Работа представлена на Международную научную конференцию «Фундаментальные исследования», Хорватия, 25 июля - 1 августа 2009 г. Поступила в редакцию 16.11.2009.