Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В течение длительного времени психология личностного пространства изучалась контекстно, внутри других наук и психологических проблем: свободы личности (З.И. Кузьмина и др.), «психологического жизненного пространства» (К. Левин и др.), ««Я» и «Другие»» (К. Юнг и др.), возрастных особенностей личности (В.С. Мухина, Л. И Божович, А.В. Толстых, И.С. Кон, Н.В. Пиняева, и др.), психологии влияния (Е.В. Сидоренко, Е.Л. Доценко, П. Мицич и др.), психологии виртуальных реальностей (Н.А. Носов, В.Н. Топоров и др.), регуляции пространственного контакта между людьми (Я. Щепаньский, М. Хейдметс и др.) и др.

Интерес к проблеме личностного пространства отражен не только в психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов (А.В. Петровский, Г.С. Абрамова, В.И. Слободчиков, В.С. Мухина, И.А. Зимняя, С.К. Бондырева и др.; К. Левин, Э. Холл, А. Соммер, Я. Щепанский, М. Хейдметс, Дж. Фаст, А. Пиз, М. Черноушек и др.), но и в работах по философии (Л.П. Карсавин, Б.В. Марков, В.Н. Топоров, М.К. Мамардашвили, О.Ф. Бальнов и др.), социологии (А. Тоффлер, Г. Зиммель, В.А. Писачкин и др.), психотерапии (Дж. Бьюдженталь, Е.Т. Соколова, М.Р. Минигалиева и др.) и др.

До настоящего времени понятие «личностное пространство» являлось одним из неразработанных и неоперационализированных. Между тем, изучение этого феномена позволит уточнить его основные характеристики, функциональные возможности, способы выделения и обозначения индивидом, взаимосвязь и взаимообусловленность с другими личностными феноменами - общением, взаимодействием, отношениями и другими факторами и механизмами развития.

Нарушения личностного пространства со стороны взаимодействующих субъектов не всегда осознаются ими, однако имеют явные негативные следствия, приводящие к изменению системы межличностных отношений, в которые они включены как субъекты образования и личных отношений.

Стремление к сотрудничеству, сохранение личных свобод студента и преподавателя, формирование личностных и профессиональных качеств способствуют успешному педагогическому взаимодействию и конструктивным межличностным отношениям. В связи с этим особый интерес представляют психологические исследования личности студента как возрастной группы поздней юности.

Исследования личностных особенностей студента и его психологического образа нашли отражение в следующих научных концепциях и подходах: в культурно-исторической концепции и концепции периодизации психического развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К. Роджерс и др.); в психологии юности (И.С. Кон, Г.С. Абрамова, А.В. Толстых и др.); в психологии личности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Котова и др.); в эго-психологии (Э. Эриксон и др.); в возрастной психологии (В.С. Мухина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, С.Е. Пиняева, Ф. Райс и др.); в психологии профессиональной деятельности (В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, Е.И. Исаев, Л.М. Митина, Г.А. Андреева, Л.В. Мищенко, А.Т. Найманова, Ю.В. Павличенко и др.); в педагогической психологии (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, И.А. Зимняя и др.). Менее других исследована проблема нарушения личностного пространства студента со стороны преподавателей, сокурсников, а также сохранность границ личностного пространства обоих субъектов педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза.

В зарубежной и отечественной психологической науке созданы теоретические и методологические предпосылки для решения поставленной проблемы (А. Маслоу, К. Левин, Я. Щепанский, М. Хейдметс, А Тоффлер; А.В. Петровский, Н.А. Носов, В.А. Петровский, В.А. Писачкин, С.К. Бондырева и др.). К их числу относятся:

  • признание нерушимости чужих границ и способов охраны личных зон человека, которые определяют во многом характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным, учителем и учеником, профессором и студентом (Дж. Фаст, Г.С. Абрамова, С.К. Бондырева и др.);
  • изменения глобального характера, вносимые разнообразием супериндустриального общества, научной технократией, избытком субкультур, пропагандой средств массовой информации, которые преобразуют и дестабилизируют традиционные структуры жизненного пространства (А. Тоффлер, Дж. Кэлхоун, М. Черноушек, Б.В. Марков и др.);
  • кризис межличностного общения и человека среди людей (Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, А.А. Бодалев, В.В. Знаков и др.);
  • феноменологические характеристики личности (К. Левин, О.Ф. Бальнов, Н.А. Носов, В.Н. Топоров, А.В. Петровский и др.).

В современной психологической науке и образовательной практике ощущается потребность в выявлении понятий и представлений студентов о содержательных и функциональных особенностях личностного пространства как субъектного образования.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Личностное пространство - это интегрированное психологическое образование, являющееся результатом развития субъектности личности и обеспечивающее ее неприкосновенность, сохранение идентичности, возможность самопрезентации, защиты себя от манипулятивного и любого негативного воздействия других лиц.

2. Детерминантами, определяющими личностное пространство человека, являются: статус общающихся, национально-этнические признаки, гендерные различия, возраст коммуникантов, ментальность и культура, характер взаимоотношения партнеров, экстравертированность-интравертированность и другие личностные характеристики, индивидуально-типологические особенности и референтность взаимодействующих субъектов, доверие к другим и др. Личностное пространство обладает следующими функциями: идентифицирующей, контролирующей, защитной («охранительной»), репрезентативной.

3. Личностное пространство представлено следующими компонентами:

  • пространственным (психологическая дистанция, место расположения партнеров, персональное пространство каждого и др.);
  • физическим (личные вещи, квартира и др.) и телесным;
  • индивидуальным (психические свойства и особенности индивида, личный стиль в образе жизни);
  • эмоционально-волевым (настроение, желания и др.);
  • ролевым (выбор профессии, статус и др.);
  • морально-нравственным (личные свободы, права; мировоззрение и др.);
  • когнитивным (знания и др.);

4. Нарушение личностного пространства студентов преподавателями приводит к изменению характера их взаимодействия. Сохранению личностного пространства способствуют: сформированность их представлений об этом феномене, оптимальный стиль общения, отсутствие негативной установки, осознание ценности социального бытия других людей, соблюдение обоими субъектами внутренней психологической и внешней дистанции, соблюдение коммуникативной культуры (вербальной и невербальной) в общении, поведении, толерантность, доверие, отсутствие завышенных притязаний и псевдоавторитетности, развитие социальной сенситивности и др.