Пособие включает теоретико-методологический анализ процесса информатизации социальной сферы, рассмотрение основных направлений технологизации информационного пространства социальной сферы в современных условиях и опыта практического использования информационных технологий в различных областях социальной сферы России. В издании систематизированы материалы, основанные на научных исследованиях последних лет в области социальной информатики, социологии, права, теории социальной работы. Библиографическую базу учебного пособия составляют 222 источника, в том числе 54 нормативных акта.
Методический уровень материала повышают представленные в приложениях план лабораторных занятий с использованием сети Интернет, план лабораторных занятий по подготовке сообщений с использованием НИТ, темы рефератов, тесты для самоконтроля, вопросы к экзамену. Даны рекомендуемые Интернет-источники. Психолого-педагогическое восприятие материалов издания обучающимися облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстраций в оформлении.
Учебное пособие содержит восемь глав: «Феномен информатизации современного общества», «Этические и социальные проблемы информатизации», «Основы теории информации и информационной технологии», «Информатизация социальной политики и управления социальной сферой», «Зарубежный опыт информатизации социальной работы», «Информационные технологии дистанционного обучения», «Интегрированные информационные системы в социальной сфере», «Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере в России».
В издании рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к анализу социальных аспектов формирования информационного общества; осуществлен анализ содержания базовых понятий - «информационное общество», «информатизация», «информатизация социальной сферы», «информационные технологии». Специально обсуждаются механизмы социальных изменений, происходящих в условиях формирования информационного общества. Особое внимание уделяется социальным проблемам, формирующимся под влиянием процесса информатизации в России, перспективам социальной адаптации различных групп населения в условиях информатизации. Рассмотрены рекомендации для государственных и муниципальных органов и организаций социальной сферы по повышению эффективности процесса информатизации в современных условиях и снижению его негативных социальных последствий.
Дан анализ функциональности программных средств и Интернет-технологий, использующихся в социальной сфере в России, Великобритании, Германии, США в контексте проблем информатизации структур государственного и муниципального управления (на материалах России и зарубежном опыте). Особое внимание уделено освещению информационного обеспечения граждан органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными объединениями в современном российском обществе.
В пособии освещено формирование нормативно-правовых основ государственной политики в области развития информационного общества, информатизации социальной сферы в России в 1990-е-2000-е годы. Показано, как государство в процессе становления информационного общества может и должно взять на себя более активную роль катализатора перемен и с помощью механизма правового регулирования направлять их в желательное для общества русло во избежание негативных социальных последствий. Представлен анализ гарантий доступа к государственным информационным ресурсам, содержащихся в официальных документах РФ. Рассмотрено формирование единого информационного пространства социальной сферы как системы, позволяющей сделать все структуры общества открытыми и доступными. Обоснована необходимость и показаны пути повышения правовой культуры населения и создания единого информационного пространства при помощи современных информационных технологий, с использованием зарубежного опыта, систематизированного автором в результате стажировок в США, Великобритании и Германии.
Издание включает обзор нормативных требований к использованию компьютерной техники в образовании и в сфере труда, направленных на защиту здоровья пользователей. Описана проблема эффективности правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ (например, негативной и трагической информации, пропаганды насилия) на различные возрастные группы, и в особенности на подростков.
Так, представленные в учебном пособии материалы с теоретической точки зрения способствуют овладению теоретико-методологической базой исследования и оценки процесса информатизации современного общества, проблем информатизации социальной сферы; формированию системного представления об особенностях применения информационных технологий при разработке и проведении социальной политики, прогнозировании социальных процессов, в управлении социальной сферой, в том числе при подготовке персонала отрасли. Издание позволяет проводить обучение основам государственной информационной политики, законодательства в области информатизации. В результате происходит формирование знаний о наиболее важных характеристиках основных тенденций внедрения, использования и совершенствования информационных технологий в социальной сфере, развитие способности к критической оценке этих процессов.
С практической точки зрения, материалы пособия предназначены для освоения программно-инструментальных средств решения практических задач обработки информации в социальной сфере, ознакомления со структурой и содержанием информации в базах социальных данных, овладения технологией работы с ними; формирования умений использовать современные информационные системы, применяющиеся в настоящее время в федеральных и региональных ведомствах социальной сферы (социального развития, опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.). Важное значение уделяется обучению умениям использовать в практической деятельности сетевые технологии для аккумулирования и генерации информационных ресурсов в контексте формирования единого информационного пространства социальной сферы. Наконец, осуществляется методологическая подготовка обучающихся к дальнейшему исследованию и применению информационных технологий с целью оптимизации процесса информатизации социальной сферы и повышения информационного потенциала современного общества.
Учебный курс «Информационные технологии в социальной сфере» является необходимым элементом в системе подготовки специалистов социальной сферы любого профиля в условиях информатизации современного общества. Полученные знания позволят грамотно и квалифицированно использовать возможности стремительно развивающихся сегодня во всем мире информационных технологий в целях управления, планирования и социального развития.
Рецензенты учебного пособия: д. физ.-мат. н., проф. Пермского госуниверситета Е.К. Хеннер; д. соц. н., проф. Пермского госуниверситета А.Г. Антипьев; д. соц. н., проф. Пермского госуниверситета З.П. Замараева; директор ГУП «Информационно-вычислительный центр Правительства Пермского края» Б.Г. Путиевский; директор Пермского регионального центра информатизации, доц. А.В. Кубышкин.
Пособие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводившегося Фондом развития отечественного образования.