Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования России, в строгом соответствии с нормативными актами; повышение фундаментальности образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с усилением практической направленности; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения (ИТО).
К специалистам в области информационных технологий (ИТ) предъявляются очень высокие требования: способность свободно ориентироваться в профессиональной предметной области, способность проанализировать, выбрать и самостоятельно освоить средства реализации задачи с расчетом на их возможные изменения. Однако, как показывает анализ данных качества подготовки специалистов соответствующего направления, далеко не все выпускники обладают профессиональными качествами в достаточной степени адекватными требованиям, предъявляемым современным обществом. Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее актуальных.
Проблема профессиональной подготовки специалиста - многоаспектная и многогранная. В рамках обучения в университете, связь с будущей профессиональной деятельностью возможно осуществить в процессе написания выпускной квалификационной работы (ВКР), целью которой является не только систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению, но и приобретение навыков, применение полученных знаний на практике в будущей профессиональной деятельности.
Написание ВКР, в которой студент должен показать профессиональное владение теорией и практикой предметной области, умение решать конкретные задачи в сфере своей профессиональной деятельности является заключительным этапом обучения в вузе. Студент должен проявить умение самостоятельно решать поставленные перед ним научно-технические задачи, используя знания и навыки, приобретенные за время обучения. При этом студент несет личную ответственность за качество выполнения и оформления работы, достоверность результатов, представление работы в установленный срок и за ее защиту. Руководитель и консультант несут ответственность за выбор темы и соблюдение формальных требований, предъявляемых к ВКР.
В связи с этим, кафедра информационных систем факультета информатики Магнитогорского государственного университета систематизировала предложения Учебно-методического объединения по направлению «Прикладная информатика (в экономике)» и разработала методические рекомендации, которые содержат требования к написанию и оформлению выпускной квалификационной работы, выполняемой на этапе государственной аттестации студентами специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)». Данное издание предназначено для студентов обозначенной специальности и преподавателей, являющихся руководителями выпускной квалификационной работы.
Данное издание позволяет принять управленческое решение (на разработку, на приобретение и внедрение, на сопровождение автоматизированной системы) и на основе результатов анализа предметной области и разработанной классификации направлений дипломных проектов.
Методические рекомендации строились на основе:
- анализа ВКР по специальностям факультета информатики;
- определения места этапа предпроектного обследования в рамках дипломного проектирования;
- классификации направлений дипломных проектов по дисциплинам кафедры информационных систем;
- определения границ направлений дипломных проектов;
- выработки предложений по реализации направлений дипломных проектов.
Обобщение опыта дипломирования по специальностям факультета информатики дало возможность определить специфику выбранной специальности и четко разграничить такие виды ВКР, как дипломный проект и дипломная работа. Дипломный проект - самостоятельная комплексная работа студента, главной целью и содержанием которой является проектирование информационной системы или ее подсистемы, разработка технологических процессов обработки информации и решение организационных вопросов управления производством. Дипломная работа - самостоятельная комплексная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ или научные исследования по одному из вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности.
В большей степени методика охватывала вопросы дипломного проектирования студентов, однако в дальнейшем предполагается, что основные идеи будут отнесены и к дипломным работам. Классификация направлений ВКР по дисциплинам кафедры информационных систем дало возможность на пересечении управленческих решений и результатов их реализации найти место дипломного проекта и позволило другим кафедрам воспользоваться данными методическими рекомендациями. Дело в том, что до данного момента у студентов и их руководителей стояла определенная проблема. Сложно было определить место и необходимость предпроектного обследования.
Определение границ направлений дипломных проектов дает возможность оценить: соответствует готовая работа требованиям специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», специализации кафедры, под руководством которой осуществляется дипломирование, отвечает ли современному уровню развития науки и техники и в значительной мере отражает практические и научные проблемы, для решения которых предназначены автоматизированные системы.
После проведения студентом предпроектного анализа предметной области, принятия управленческого решения, определения границ направления дипломного проекта, пособие позволяет научному руководителю сформулировать тему. При этом необходимо учитывать нужды производства, предприятий, организаций (но без ущерба для учебных целей), личную направленность работ руководителя и консультанта, возможность использования современных и перспективных вычислительных средств. Конкретная тематика дипломных проектов определяется тем, в какой области народного хозяйства должны использоваться системы, в разработке математического и программного обеспечения, в которых должен участвовать студент.
В настоящее время результаты представленного на конкурс издания, отражены в коллективной авторской разработке, которая в государственном координационном центре информационных технологий Министерства образования и науки РФ получила государственную регистрацию. Внедрение данных методических рекомендаций на выпускающие кафедры факультета информатики позволит установить обоснованный уровень дипломных проектов студентов и определить границы выделенных направлений.