Толерантность - это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество.
По направленности толерантности можно выделить:
- внешнюю толерантность (к другим) - сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;
- внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) - способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.
В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. существуют разные понимания педагогики толерантности:
- она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды. Тренинги демократического поведения, межкультурного обучения используются, начиная со старшего школьного возраста, в различных вариантах: тренинги равных, когда старшие школьники учат конструктивному регулированию конфликтов младших подростков, совместные тренинги педагогов и школьников, групповые тренинги в профессиональном образовании. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины.
- самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.
Цель педагогики толерантности - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов - одна из важных задач педагогики толерантности. Важной задачей педагогики толерантности признается развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым».
Одна из задач педагогики толерантности - организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию: развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.