Сегодня интернет и веб-технологии занимают важное место в обучении вообще и в обучении иностранным языкам в частности. В «Словаре методических терминов» [1] авторы говорят об использовании компьютерных программ при дистанционном обучении. Однако и при очном обучении языкам компьютеры и интернет играют большую роль: с появлением технологий мультимедиа, интернета, телекоммуникационных сетей рамки использования компьютера расширяются. Наблюдается тенденция использования на занятиях средств наглядности, отобранных из глобальной сети, из гипермедийных изданий учебного и общеобразовательного назначения, освоение редактора презентаций (Microsoft, Power Point) и др.
В данной работе мы поделимся мыслями об использовании интернета и информационно-коммуникационных инструментов при обучении иностранным языкам.
Информационно-коммуникационные технологии обучения языку.
Внедрение компьютера в жизнь современного общества, специальные знания, необходимые преподавателю при подготовке и использовании учебных компьютерных материалов, позволяют говорить об обучении с помощью компьютера как о самостоятельном направлении в методике преподавания иностранных языков, в частности русского языка как иностранного [2].
Перспективам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе посвящены работы таких российских ученых, как Е.С. Полат, Э.Г. Азимов, О.И. Руденко-Моргун, Серова Л.К., Трофимова Г.Н., Барышникова Е.Н., Васильева Т.В., Роберт И.О. и др. [6; 2; 8; 9; 10; 3; 7].
Компьютерное языковое обучение получило широкое распространение благодаря разработке индивидуального подхода к обучению, согласно которому для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение в соответствии с данным подходом предполагает:
а) самостоятельность учащихся (определение предпочтительных приемов работ и др.);
б) учет социокультурных особенностей, эмоционального состояния, морально-этических и нравственных ценностей учащихся;
в) целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений, соответствующих наиболее характерным для личности обучающегося учебным стратегиям и др.
Владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) – это не только умение получать информацию, но и умение быть «технически коммуникабельным», то есть умение донести свою информацию до обучающихся, своевременно внедрять в учебный процесс новые технологии и формы работы со студентами.
С развитием веб-технологий список ИКТ-компетенций преподавателя расширяется. Если раньше ИКТ-компетенция преподавателя включала в себя: приобретение практических навыков по созданию, редактированию и форматированию текстовых документов, составлению таблиц, работе со вставками различных объектов, умение сканировать, готовить презентации и т.д., – то сейчас время предъявляет более серьёзные требования: умение проектировать, создавать и продвигать собственные веб-сайты, обрабатывать цифровые фотографии и небольшие видео и др.
Компьютеры, подключенные к сети, помогают преподавателям отслеживать и оценивать успехи обучаемых, а при необходимости и корректировать их обучение. Появляется возможность включать в задания для самостоятельной работы гипертекстовые ссылки на электронные источники. Учащиеся могут создавать собственные гиперсвязи и использовать мультимедийные элементы в своих заданиях для самостоятельной работы, курсовых и дипломных работ.
«Первые компьютерные программы, появившиеся в 1960–1970-е гг., представляли собой грамматические и лексические языковые задания – дриллы, предполагавшие целенаправленную отработку отдельного учебно-речевого действия, его многократное воспроизведение, выполнение аналогичных ему действий с целью запоминания языкового явления и его автоматизации. Положительной стороной компьютерных языковых упражнений такого рода стала высокая повторяемость усваиваемых единиц, их «изоляция», снимавшая языковые трудности в процессе овладения этими единицами. В 1970-е гг. было обращено внимание на содержательную сторону компьютерных материалов, на ориентацию последних в область формирования коммуникативных умений обучающихся» [4: 48].
Сейчас для увеличения эффективности обучения языку можно использовать следующие технологические ресурсы.
1. Веб-сайты, базирующиеся в сети Интернет:
а) фильмы и файлы движения: Youtube (www.youtube.com);
б) русское телевидение и радио: разные телеканалы и радиостанции;
в) русский государственный корпус русского языка: Ruscorpora (www.ruscorpora.ru);
г) словари: Multitran online dictionary (www. multitran.ru), Rambler dictionary (www.rambler.ru/dict);
д) грамматика: Грамота (www.gramota.ru);
е) динамический («живой») способ (переписка и разговор): Skype (www.skype.com).
Все эти указанные способы базируются во всемирной электронной сети.
2. Портативная аппаратура для личного пользования:
а) смартфоны (iphone, Galaxy S etc.);
б) PMP (Personal Multimedia Player) и MP3/MP4 player (плэйер);
в) Ай-пад, Галакситаб и электронная книга.
В отличие от тех электронных ресурсов, о которых было сказано выше (1), это аппаратура личного пользования. Учащиеся могут обращаться к базе данных, не считаясь со временем и местом. Благодаря развитию беспроводных технологий, учащиеся имеют доступ к нужной им информации при помощи смартфонов, Ай-падов, Галакситабов и т.п. Разнообразная аппаратура, т.е. личный мультимедийный плэйер (PMP, personal multimedia player), MP3/MP4 плэйер и т.д., используются для обучения русскому языку.
Перечисленные ресурсы и средства, без сомнения, облегчают студентам изучение иностранного языка и увеличивают эффективность обучения до максимума.
Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование позволяет решать следующие задачи:
– создать условия для использования компьютеров в обучении по предметам базисного учебного плана;
– сократить время на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации;
– высвободить дополнительное время у преподавателей вузов на совершенствование и развитие образовательного процесса;
– облегчить совместное использование учебных ресурсов географически распределенными институтами;
– сделать дистанционное образование намного более доступным.
Информатизация высшей школы – это, прежде всего, изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы. Главными «проводниками» этой работы в вузе являются педагоги и, следовательно, решение задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров – обязательная составная любой программы информатизации образования.
Повышение квалификации в области информационных и коммуникационных технологий для работников образования в настоящее время приобретает особенное значение, так как большинство специалистов высокой педагогической квалификации сформировали профессиональные знания и умения в эпоху аналоговых технологий.
Если раньше педагоги повышали квалификацию, как правило, один раз в пять лет, то современное динамичное развитие информационных технологий обязывает этот период значительно сократить и даже создать условия для постоянного повышения квалификации по этому направлению для того, чтобы сократить неизбежное отставание преподавателей вуза от реального состояния и возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Как показывает практика, в области ИКТ-подготовки уровень повышения квалификации работников образования в основном перешёл с этапа начального освоения компьютерных технологий к этапу изучения методики эффективного использования этих технологий в своей профессиональной деятельности [5: 327].
Курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного могут быть организованы как на уровне университета, так и на уровне кафедры. Особо следует отметить возможности виртуальных социальных сетей преподавателей. Одна из известных социальных сетей, где есть специальный раздел «Социальные сети в образовании», – Ning (http://www.ning.com/) [11]. На её основе создана русскоязычная Социальная сеть учителей http://mypedsovet.ru/ [12]. Такие сети в образовании объединяют преподавателей, учителей из разных городов, стран. Преподаватели получают возможность делиться своим опытом, учебными материалами, давать консультации, проводить форумы, дискуссии, виртуальные конференции и т.д.
Выводы
1. Перечисленные инструменты обучения в то же время являются и инструментами самообучения, так как не только дают возможность студентам получать знания в готовом виде, но и помогают самостоятельно «добывать» их и воплощать свои идеи в жизнь – реализовывать проекты на практике.
2. Использование в учебном процессе ИК-технологий можно рассматривать с разных точек зрения:
1) как разнообразные формы и способы подачи учебного материала;
2) как повышение квалификации и самосовершенствование преподавателей;
3) как повышение мотивации студентов.
3. Указанные в данной работе информационно-коммуникационные технологии и инструменты обучения эффективны для внедрения в учебный процесс как на начальном, так и на продвинутом этапах обучения языку.