Подготовка конкурентоспособных профессионалов в современных условиях достаточно заманчивая и проблематичная задача, которая в рыночной экономике должна решаться с опорой на правила и принципы этой самой рыночной экономики. Мы часто обращаемся к примерам западной экономической системы, однако при этом совсем забываем, что эта система складывалась десятилетиями и имеет уже давно наработанные связи между производителем и потребителем товара. По условиям рыночной экономики товаром можно считать и выпускника высшей школы.
Актуальность рассматриваемой проблемы очевидна, поскольку система взаимоотношений в нашей стране не сформирована, а рыночная экономика России не предусматривает тесного сотрудничества производителя с потребителем. Государственный сектор образовательных учреждений должен предусматривать и государственное распределение выпускаемых специалистов, которые на рабочем месте могут конкурировать друг с другом в своём профессионализме.
Основной целью исследования обозначилось направление взаимодействия государственных образовательных учреждений, которые готовят специалистов и государственными образовательными учреждениями, которым необходима периодическая замена кадрового состава. Основными задачами рассматриваемой проблемы стали: раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности, определить востребованность выпускаемых специалистов рынком труда, выяснить потребность создания единой системы оценки выпускников.
Конечно, в небольшой статье невозможно полностью раскрыть и обозначить пути совершенствования системы высшего образования в условиях рыночной экономики, можно только выявить и определить ключевые узлы противоречий, которые нуждаются в глубоких исследованиях.
Современное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставит одной из главных целей подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Однако востребованность подготовленных специалистов разбивается о стену коррумпированности в распределительной системе современного рынка труда. Преодолеть её не сможет даже самый талантливый выпускник высшего образовательного учреждения. Следовательно, результатом деятельности современного образовательного учреждения будет специалист, который не сможет устроиться по приобретённой специальности.
Чтобы удовлетворить современный российский рынок конкуренцией, выпускаемый товар он должен удовлетворять следующим условиям.
Во-первых, цена выпускаемого продукта не зависит от его количества.
Во-вторых, каждый производитель выпускает продукт одного качества.
В-третьих, нет барьеров на вход и выход с рынка.
В-четвёртых, нет никаких искусственных ограничений спроса.
В-пятых, покупатель и продавец владеют полной информацией о цене продукта, затратах, количестве и спросе на рынке.
Выполнить все эти условия нынешний российский рынок труда не в состоянии, поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение, и неизвестно когда мы подойдём к конкуренции как таковой.
Андрианов В.Д., являющийся одним из ведущих отечественных экономистов, замечает, что в отечественной экономической науке не сложилась целостная макроэкономическая стратегия повышения конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ страны на мировом рынке, направленная, в том числе на интенсификацию в стране экономического роста и модернизацию российской экономической системы [1].
Что касается конкурентоспособности выпускника то традиционно под этим термином принято понимать «показатель качества подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника высшего учебного заведения, который должен быть подготовлен в интересах современного производства либо организации. Но, к сожалению, вместо развития отечественного производства мы развиваем экспорт полезных ископаемых в интересах частных лиц.
Если рассматривать более предметно, появившийся новый термин – «конкурентоспособность», то он был введён в психолого-педагогическую науку на основании исследований зарубежных авторов, таких как, Р. Мартенс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и других. Например, Э. Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с внешним окружением в процессе своего развития, становится всё более и более конкурентоспособным. Его концепция психосоциального развития личности предусматривает появление чувства конкурентоспособности на четвёртом этапе развития, то есть развития школьного возраста, которое способствует формированию эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни общества. Известно, что компетентность, трудолюбие и конкурентоспособность являются результатом хорошей успеваемости. Поэтому Э. Эриксон, предупреждает о возможных негативных последствиях, несмотря на видимый, но ограниченный успех в продвижении. Это может происходить, когда учащиеся воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии, что и происходит с нынешними выпускниками высшей школы. Получается, что усилия преподавателей по стимулированию получения качественных знаний и приобретения профессиональных навыков означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Э. Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности, уверенности в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказать положительное влияние на общество.
Конкурентоспособность выпускников высшей школы будущих профессиональных специалистов активно исследуется в качестве основной молодёжной проблемы. Профессиональная отечественная педагогика рассматривает и анализирует различные аспекты конкурентоспособности: от педагогических условий, формирующих конкурентоспособного выпускника, до конкретных факторов, характеризующих конкурентоспособность специалиста в рамках определенной профессии. Эти направления отмечены в исследовательских работах А.А. Ангеловского, В.И. Андреева, Р.Я. Ахметшина, Г.А. Боровика, В.В. Вертиль, Г.Е. Германидзе, О.В. Душкиной, В.М. Зуева, Ф.С. Исмагиловой, Н.Н. Колобковой, И.М. Леготиной, К.К. Мукминшина, МЛ. Полдолиной, В. Сапиженко, Е.А. Тенилова, Р. Фатхрудинова, В. Чегринцовой и др.
Получается, что конкурентоспособность – является свойством, продаваемого предмета, который имеет определенную долю соответствующего релевантного рынка, а также характеризует степень соответствия экономических, организационных, технико-функциональных и других характеристик предмета требованиям покупателя, занимает часть рынка, принадлежащую данному предмету, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других предметов.
Известно, что любое высшее образовательное учреждение готовит специалистов способных выдержать конкуренцию в профессиональной деятельности, однако проблема трудоустройства совершенно не волнует государственные структуры, управляющие образовательными учреждениями, поскольку рынок труда в современной России не обозначен в организационных взаимоотношениях учреждений образования и работодателя. Государственного работодателя нет как такового, а предприниматели в основном рассчитывают на семейные взаимоотношения в своём бизнесе.
Рыночная экономика, по утверждению Лозовского Л.Ш., Райзберга Б.А., Стародубцевой Е.Б. – это экономика, которая основана и подчинена принципам свободного предпринимательства, это многообразие форм собственности на средства производства. Рыночное ценообразование и договорные отношения между хозяйствующими субъектами, но при этом наблюдается ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий [4].
Переход страны к рыночной экономике обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего образования определяется независимо от потребности общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причём во всё большей мере безотносительно к профессии. Цепочка «вуз-предприятие» оказалась весьма призрачной, если не разрушенной окончательно. Сегодня только в общем смысле, скорее по традиции и вне научной экономической логики, можно говорить о социальном спросе на образование и спросе общества на квалифицированных работников. На самом деле в современном российском обществе в области высшего образования есть один вид спроса – социальный спрос со стороны членов общества. Именно он оказал подъём и интерес к высшему образованию в последние годы, а также ажиотажное увеличение числа студентов в вузах. Это ещё зависит от неконтролируемого федеральными органами, открытием коммерческих вузов одного и того же направления подготовки специалистов. Рынок труда уже заполнен экономистами, юристами, менеджерами и другими «специалистами» с экзотическими названиями, что в свою очередь не является выполнением условий рыночной экономики.
Ответ государственных структур контролирующих рынок образовательных услуг и труда очень прост и обозначен в «Концепции модернизации российского образования», в котором основная цель высшего образования определена следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». Но при этом студенту негде пройти практику, профессиональная мобильность ограничена из-за недостатков средств на командировки, потребность в получении образования ограничена сокращением вузов, не говоря уже о новом «Законе об образовании», который принят без соответствующих утверждений и согласований с обществом, поскольку он в такой редакции является антинародным.
Дальше следующий ход, предложенное сокращение вузов и заявление чиновников Министерства образования и науки, что в оставшемся количестве вузов будет организована конкурсная система поступления, говорит о цинизме заявленного или незнания объёма коррумпированности чиновничества. С уменьшением количества вузов резко возрастёт количество взяток при поступлении, таким образом, будет открыт доступ к конкурсу взяточничества.
Мы забываем, что конкурентоспособность возникает при совершенном рынке труда, т.е. конкурентоспособность выпускника вуза в первую очередь определяется требованиями рынка, то есть требованиями работодателей. А работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов. В настоящее время диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами:
1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2) оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.
А когда, к примеру, закрывают оставшийся единственным в регионе педагогический вуз, считая его нерентабельным, и который готовит более 60 % специалистов, оседающих в регионе в сельских и городских школах, то о чём можно говорить, о разумном руководстве по развитию высшего образования или о его уничтожении? Вывод напрашивается сам.
Не секрет, что каждый уважающий себя вуз проводит перманентный мониторинг рынка труда и услуг, изучает потребность общества в специалистах, поддерживает тесную связь с покупателем. Только в этом случае вузы смогут адаптировать свою деятельность к условиям рыночной экономики и к запросам общества, а, следовательно, выпускники вуза будут качественно подготовлены к последующей трудовой деятельности и конкурентоспособны на этом рынке.
Мониторинг требований работодателей даёт возможность вузу управлять процессом формирования конкурентоспособного выпускника, поскольку появляется возможность планировать, организовывать и контролировать этот процесс, имея на руках абсолютно достоверные данные о том, какими компетенциями должен обладать молодой специалист. Однако безграмотные чиновники от образования ставят всевозможные барьеры, чтобы вузы не общались с работодателем. Не понимая того, что такое взаимодействие будет являться мотивирующим фактором для самого студента, который станет видеть цель в виде того, что ему нужно знать и уметь, чтобы успешно трудоустроиться и возможности, которые ему предоставляет вуз, чтобы эти знания и умения приобрести в процессе получения высшего образования с последующим трудоустройством.
Действия вуза, направленные на повышение профессиональной востребованности выпускников, могут стать важной частью карьерного тьюторинга как системы организационно-психологического сопровождения профессиональной карьеры специалиста на её ранних этапах [3].
В качестве помощи студенчеству по профессиональному определению можно проводить тренинги профессиональной востребованности. С помощью таких тренингов создаются условия для профессионального самоопределения, у участников появляется осознание своих профессиональных возможностей, необходимость их применения в реальных условиях, пробуждается интерес к профессии её ценностям. Тренинги способствуют приобретению навыков самоорганизации в профессиональном опыте. С помощью тренингов происходит определение направления вхождения в профессиональное сообщество, а также создания позитивных образов и перспектив дальнейшего профессионального и карьерного роста, развития навыков эффективной самопрезентации и трудоустройства. В процессе обучения и воспитания в вузе необходимо использовать индивидуальное консультирование, которое ориентировано, прежде всего, на помощь обучающимся в самостоятельном и ответственном выборе своего профессионального будущего, в котором основными направлениями выступают:
– поиск и реализация активных стратегий карьерного роста,
– расширение знаний и навыков, предполагающих повышение профессиональной компетенции,
– саморазвитие и постоянный поиск новых способов достижения своих профессиональных целей,
– использование креативных стратегий выхода из профессионально трудных ситуаций.
При выполнении всех, обозначенных направлений мы получим конкурентоспособного специалиста мирового масштаба, способного адаптироваться в любом социуме в самые короткие сроки.
Мы знаем, что аналитический подход как метод научной деятельности в научном познании не утратил своего значения по настоящее время. Конечно, преобладание в некоторых областях знания аналитически добытого материала требует его интеграции и систематизации, что может, осуществлено лишь на основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ и синтез. Поэтому многие вузы, пытаясь найти выход накопившейся информации, обращаются к интерактивным технологиям, используя для этого электронные коммуникации.
Например, следует заметить, что современные российские вузы и учебные центры стали работать на опережение они переводят учебные программы в онлайновый режим. Этот процесс в вузах начался относительно недавно, но благодаря своему удобству, доступности и мобильности, эта форма быстро обрела огромную популярность, и сегодня на запрос «дистанционное образование» поисковые серверы выдадут тысячи адресов. Но и здесь мы как всегда не доработали, поскольку чиновники от образования в качестве перестраховки не сертифицируют такие начинания. А зарубежные дистанционные курсы обязательно сертифицируются, в отличие от наших таких же курсов.
Следовательно, выбирая для себя программу дистанционного обучения, лучше ориентироваться на известные учебные заведения, прислушиваться к мнениям студентов и выпускников этих вузов, а также рейтингам и обзорам учебных заведений, предлагающих дистанционные технологии обучения [2].
Таким образом, необходимость создания единой системы оценки выпускников должна иметь направления либо по специальности, или по направлению подготовки специалистов. В настоящее время такой системы нет, а качество получаемого высшего образования подвержено субъективной оценке, в основе которой находятся такие факторы как: известность вуза и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Очевидно, что новая система оценки позволит работодателям адекватно реагировать на диплом приходящих к нему выпускников, выстраивая их обучение и профессиональный рост в условиях предприятия. Поступающие же в вуз абитуриенты смогут планировать свою образовательную программу и профессиональный рост в годы обучения. Сама система должна разрабатываться с участием представителей профессиональных ассоциаций обучающих специалистов и, приобретающих их после обучения в вузе.
Чтобы получить эффективный результат необходимо, прежде всего, создать комфортную психолого-педагогическую и гуманитарную среду. Затем произвести расширение воспитательно-образовательного пространства вуза для профессионального самоопределения будущего специалиста, обеспечить условия для дальнейшего развития творческой личности в период обучения. Для этого необходимо шире использовать возможности дополнительного образования, досуговой и клубной деятельности, молодёжных общественных организаций в формировании гражданского и патриотического самосознания. За счёт возрождения культуры социума обеспечить духовно-нравственное становление студенчества. Воспитание ответственности осуществлять через повышение роли студенческого самоуправления, а также через выстраивание гуманных взаимоотношений и сотрудничества.
Завершая доказательство основных вариантов сформулированных задач можно подвести следующий итог, инновации высшего образования направленные на увеличение конкурентоспособности выпускников вузов зависят от свободы деятельности образовательного учреждения, плановости приёма и выпуска обучающихся, взаимодействия с работодателем на всём периоде обучения, формирования общей системы оценивания выпускников, способных к конкуренции в условиях рыночной экономики.