Изучение научно-теоретических основ подготовки будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников на основе анализа научной литературы по разрабатываемой проблеме, определение социально-педагогических предпосылок данного процесса, выявление преимуществ иностранного языка в этническом воспитании школьников позволили нам перейти к разработке критериев, показателей и уровней готовности будущих учителей иностранного языка к исследуемому виду деятельности [6].
В процессе их разработки мы опирались на понятие «этническое воспитание школьников», которое было уточнено нами как целенаправленный процесс приобщения школьников к этносоциальным ценностям и формирование у них на этой основе позитивной этнической идентичности.
Цель исследования. Разработка критериев, показателей и уровней готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели мы изучили научные труды отечественных и зарубежных ученых О.А. Абдуллиной, А.А. Калюжный, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой, С.Т. Каргина, Е.Н. Шиянова, С.А. Смирнова, И.Б. Котовой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, М.Н. Сарыбекова, А.А. Сотникова, Б.Ф. Ломова, Н.Д. Хмель и других [1–7], в которых раскрываются закономерности и особенности профессиональной подготовки будущих учителей, анализ которых позволяет констатировать, что в целом профессиональная подготовка будущих учителей:
– представляет собой сложное структурное образование, главным звеном которого являются положительные установки, мотивы, осознание ценности профессии;
– направлена на формирование профессионально значимых качеств личности будущих учителей, совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, опыта их применения на практике, а также развитие педагогических способностей;
– определяется как целенаправленный процесс, результатом которого является формирование готовности будущих учителей к педагогической деятельности, выражающейся в устойчивой ориентации на выполнение трудовых заданий и общей готовности к труду.
Результаты исследования
и их обсуждение
Готовность будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы рассматриваем как интегративное качество, представленное через:
– совокупность знаний содержания, принципов, форм, методов, особенностей, средств иностранного языка и этнического воспитания;
– умения, связанные с сознательным их использованием в профессиональной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды;
– профессионально значимые качества будущих учителей.
Критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы разработали в соответствие с изложенными положениями.
Под критериями (критерий – от греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо, суждения) мы понимаем признаки, на основании которых производится определение, оценка степени соответствия личности будущего учителя, предъявляемым требованиям [3].
Показателями являются данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо, в нашем случае показателями являются данные, позволяющие определить уровень готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников.
Опираясь на понятие «готовность будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников», мы определили ее компоненты: мотивационный, содержательный, процессуальный и критерии исследуемой готовности следующим образом:
1) профессиональная направленность личности будущего учителя иностранного языка;
2) знание иностранного языка и теоретических основ этнического воспитания;
3) владение способами управления этническим воспитанием с использованием средств иностранного языка.
Направленность, как справедливо утверждают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, может быть узколичной или носить общественный характер, профессиональная направленность – стремление к успешному овладению профессией, навыками применения знаний на практике, в творчестве и т.д. В основе направленности личности практически всегда лежат ее потребности [3].
Мотивационный компонент является одним из наиболее значимых в структуре готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников, именно он характеризует интересы, склонности, убеждения, профессионально значимые качества личности, поэтому целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие показатели первого критерия:
– осознание социальной значимости профессии учителя;
– интерес к этническому воспитанию и потребность в совершенствования знаний в этой области;
– убежденность в необходимости этнического воспитания школьников в условиях поликультурной среды;
– креативность, толерантность, способность к межкультурному диалогу, гражданственность и патриотизм.
Содержательный компонент готовности будущих учителей характеризует наличие определенного объема теоретических знаний, поэтому второй критерий исследуемой готовности целесообразно представить через совокупность следующих показателей:
– знание иностранного языка и методики его преподавания;
– знание сущности и содержания, принципов и особенностей, методов и средств этнического воспитания, а также форм его организации;
– знание специфики и преимуществ иностранного языка в этническом воспитании школьников;
– знания из различных областей наук, сопряженных с этническим воспитанием.
Принимая во внимание определение понятия «педагогические умения» [3], мы рассматриваем умения будущих учителей иностранного языка осуществлять этническое воспитание школьников как совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий по использованию содержания, принципов, форм, методов этнического воспитания и возможностей иностранного языка, направленных на развитие личности и ее приобщение к этносоциальным ценностям.
Данное уточнение легло в основу определения показателей процессуального компонента, характеризующего практические умения будущего учителя, среди них мы выделили:
– умение интегрировать знания из различных областей наук в процессе этнического воспитания;
– умение применять знания содержания, принципов, методов, средств этнического воспитания;
– умение использовать специфику иностранного языка в этническом воспитании;
– умение анализировать и оценивать результаты этнического воспитания школьников.
Определение критериев и показателей готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников позволило выделить три уровня ее сформированности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников (устойчиво-позитивное отношение) характеризуется развитием всех ее компонентов в их единстве и взаимосвязи, то есть данный уровень подразумевает целостность личности будущего учителя, обладающего мотивационно-ценностным отношением к этническому воспитанию как к наследию традиционной культуры; высокий уровень развития умений планировать, организовывать, анализировать и оценивать этническое воспитание; положительное отношение к профессии учителя и к этническому воспитанию; постоянную потребность приобретать и совершенствовать знания в области этнопедагогики и других областях наук, творческое применение знаний специфики и средств иностранного языка в этническом воспитании школьников, а также высокую духовно-нравственную культуру, проявляющуюся в толерантности, креативности, готовности к межкультурному диалогу, гражданственности и патриотизме.
Средний уровень готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников (ситуативно-позитивное отношение) выражается в неравномерности развития отдельных компонентов, что характеризуется усвоением знаний в различных отраслях наук; недостаточной сформированностью умений применять полученные знания на практике; осознанием социальной значимости профессии учителя как необходимости; не ярко выраженной потребностью совершенствовать знания в области этнического воспитания, этносоциальных ценностей; недостаточным использованием знаний специфики и средств иностранного языка в этническом воспитании школьников; будущие учителя не в полной мере адекватно оценивают результаты своей деятельности, им не свойственны творческое отношение к ней, они не всегда проявляют толерантность к представителям других этносов и культур.
Низкий уровень характеризуется не полной, а частичной сформированностью готовности у будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников (ситуативно-негативное отношение). Будущие учителя с низким уровнем готовности не осознают социальной значимости профессии; их характеризует отсутствие интереса не только к этническому воспитанию, этносоциальным ценностям, но и к будущей профессионально-педагогической деятельности, которое проявляется в недостаточной сформированности знаний из различных областей наук; в отсутствии потребности совершенствовать знания в области этнического воспитания; неумении анализировать и оценивать результаты этнического воспитания. Таким студентам свойственны отсутствие умений самостоятельно планировать, определять цели и задачи своей деятельности; креативность, толерантность к другим культурам, стремление к межкультурному диалогу не проявляются.
В подборе комплекса методов, позволяющих выявить уровни готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы исходили из системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов [8]. Руководствуясь ими, мы использовали следующие психолого-педагогические методы диагностики.
Для выявления уровня сформированности мотивационного компонента будущим учителям были предложены:
– тест – опросник «Карта интересов»; сочинение-эссе «Учитель 21 века – какой он?»;
– анкета – опросник для выявления интереса студентов к этнопедагогике и этническому воспитанию, потребности в совершенствовании знаний в этой области, убежденности в необходимости этнического воспитания в условиях поликультурной среды;
– анкета – опросник «Личностный рост студентов» для определения патриотизма и гражданственности, толерантности, способности к межкультурному диалогу [9];
– тест «Творческий потенциал» для определения уровня творческого потенциала студентов [10].
Для определения уровня сформированности содержательного компонента нами использовались учебные тесты, устный опрос, беседы, а также изучение и анализ продуктов деятельности студентов.
Для определения уровня сформированности процессуального компонента мы использовали:
– метод анализа продуктов деятельности испытуемых; задания, разработанные для студентов на период педагогической практики, среди которых анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий и выявление в них места и роли этнического воспитания школьников;
– метод наблюдения для выявления умений студентов использовать возможности и преимущества иностранного языка в этническом воспитании школьников; анкету, для определения умений студентов интегрировать знания из различных областей наук, связанных с этническим воспитанием.
Заключение
Таким образом, разработка критериев, показателей и уровней сформированности готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников позволила нам перейти к анализу государственных общеобязательных стандартов образования, типовых и учебных, рабочих программ, разработанных в соответствии с ними, а также выявлению в их содержании реальных и потенциальных возможностей исследуемой подготовки. Связано это с тем, что целенаправленная профессиональная подготовка студентов предполагает усвоение совокупности определенного объема теоретических знаний о предстоящей деятельности и развитие практических умений перевода их в способы этой деятельности, а также формирование и развитие профессионально значимых качеств будущего специалиста.