Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TO CRITERIA, INDICES AND LEVELS OF PREPAREDNESS OF WOULD BE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE TO ETHNIC EDUCATION OF PUPILS

Zhekibayeva B.A. 1 Tsay E.N. 1
1 E.A. Buketov Karaganda State University
In the given article the results of elaboration of criteria, indices and levels of preparedness of would be teachers of a foreign language to ethnic education of pupils are presented. Motive, content, procedure components of preparedness of would be teachers to ethnic education are determined. The criteria, on the base of which the estimation of the degree of correspondence of the personality of a would be teacher with presented requirements are revealed: professional orientation of the personality of a would be teacher; knowledge of a foreign language and theoretical fundamentals of ethnic education; possession of ways to manage ethnic education using means of a foreign language. Indices and levels of preparedness of would be teachers to ethnic education of pupils as well as the complex of psychological and pedagogical methods of diagnostics are characterized.
ethnic education
preparedness of would be teachers to ethnic education of pupils
criteria
indices and levels of preparedness to pedagogical activity

Изучение научно-теоретических основ подготовки будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников на основе анализа научной литературы по разрабатываемой проблеме, определение социально-педагогических предпосылок данного процесса, выявление преимуществ иностранного языка в этническом воспитании школьников позволили нам перейти к разработке критериев, показателей и уровней готовности будущих учителей иностранного языка к исследуемому виду деятельности [6].

В процессе их разработки мы опирались на понятие «этническое воспитание школьников», которое было уточнено нами как целенаправленный процесс приобщения школьников к этносоциальным ценностям и формирование у них на этой основе позитивной этнической идентичности.

Цель исследования. Разработка критериев, показателей и уровней готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели мы изучили научные труды отечественных и зарубежных ученых О.А. Абдуллиной, А.А. Калюжный, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новаковой, С.Т. Каргина, Е.Н. Шиянова, С.А. Смирнова, И.Б. Котовой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, М.Н. Сарыбекова, А.А. Сотникова, Б.Ф. Ломова, Н.Д. Хмель и других [1–7], в которых раскрываются закономерности и особенности профессиональной подготовки будущих учителей, анализ которых позволяет констатировать, что в целом профессиональная подготовка будущих учителей:

– представляет собой сложное структурное образование, главным звеном которого являются положительные установки, мотивы, осознание ценности профессии;

– направлена на формирование профессионально значимых качеств личности будущих учителей, совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, опыта их применения на практике, а также развитие педагогических способностей;

– определяется как целенаправленный процесс, результатом которого является формирование готовности будущих учителей к педагогической деятельности, выражающейся в устойчивой ориентации на выполнение трудовых заданий и общей готовности к труду.

Результаты исследования
и их обсуждение

Готовность будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы рассматриваем как интегративное качество, представленное через:

– совокупность знаний содержания, принципов, форм, методов, особенностей, средств иностранного языка и этнического воспитания;

– умения, связанные с сознательным их использованием в профессиональной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды;

– профессионально значимые качества будущих учителей.

Критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы разработали в соответствие с изложенными положениями.

Под критериями (критерий – от греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо, суждения) мы понимаем признаки, на основании которых производится определение, оценка степени соответствия личности будущего учителя, предъявляемым требованиям [3].

Показателями являются данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо, в нашем случае показателями являются данные, позволяющие определить уровень готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников.

Опираясь на понятие «готовность будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников», мы определили ее компоненты: мотивационный, содержательный, процессуальный и критерии исследуемой готовности следующим образом:

1) профессиональная направленность личности будущего учителя иностранного языка;

2) знание иностранного языка и теоретических основ этнического воспитания;

3) владение способами управления этническим воспитанием с использованием средств иностранного языка.

Направленность, как справедливо утверждают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, может быть узколичной или носить общественный характер, профессиональная направленность – стремление к успешному овладению профессией, навыками применения знаний на практике, в творчестве и т.д. В основе направленности личности практически всегда лежат ее потребности [3].

Мотивационный компонент является одним из наиболее значимых в структуре готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников, именно он характеризует интересы, склонности, убеждения, профессионально значимые качества личности, поэтому целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие показатели первого критерия:

– осознание социальной значимости профессии учителя;

– интерес к этническому воспитанию и потребность в совершенствования знаний в этой области;

– убежденность в необходимости этнического воспитания школьников в условиях поликультурной среды;

– креативность, толерантность, способность к межкультурному диалогу, гражданственность и патриотизм.

Содержательный компонент готовности будущих учителей характеризует наличие определенного объема теоретических знаний, поэтому второй критерий исследуемой готовности целесообразно представить через совокупность следующих показателей:

– знание иностранного языка и методики его преподавания;

– знание сущности и содержания, принципов и особенностей, методов и средств этнического воспитания, а также форм его организации;

– знание специфики и преимуществ иностранного языка в этническом воспитании школьников;

– знания из различных областей наук, сопряженных с этническим воспитанием.

Принимая во внимание определение понятия «педагогические умения» [3], мы рассматриваем умения будущих учителей иностранного языка осуществлять этническое воспитание школьников как совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий по использованию содержания, принципов, форм, методов этнического воспитания и возможностей иностранного языка, направленных на развитие личности и ее приобщение к этносоциальным ценностям.

Данное уточнение легло в основу определения показателей процессуального компонента, характеризующего практические умения будущего учителя, среди них мы выделили:

– умение интегрировать знания из различных областей наук в процессе этнического воспитания;

– умение применять знания содержания, принципов, методов, средств этнического воспитания;

– умение использовать специфику иностранного языка в этническом воспитании;

– умение анализировать и оценивать результаты этнического воспитания школьников.

Определение критериев и показателей готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников позволило выделить три уровня ее сформированности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень готовности будущих учителей к этническому воспитанию школьников (устойчиво-позитивное отношение) характеризуется развитием всех ее компонентов в их единстве и взаимосвязи, то есть данный уровень подразумевает целостность личности будущего учителя, обладающего мотивационно-ценностным отношением к этническому воспитанию как к наследию традиционной культуры; высокий уровень развития умений планировать, организовывать, анализировать и оценивать этническое воспитание; положительное отношение к профессии учителя и к этническому воспитанию; постоянную потребность приобретать и совершенствовать знания в области этнопедагогики и других областях наук, творческое применение знаний специфики и средств иностранного языка в этническом воспитании школьников, а также высокую духовно-нравственную культуру, проявляющуюся в толерантности, креативности, готовности к межкультурному диалогу, гражданственности и патриотизме.

Средний уровень готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников (ситуативно-позитивное отношение) выражается в неравномерности развития отдельных компонентов, что характеризуется усвоением знаний в различных отраслях наук; недостаточной сформированностью умений применять полученные знания на практике; осознанием социальной значимости профессии учителя как необходимости; не ярко выраженной потребностью совершенствовать знания в области этнического воспитания, этносоциальных ценностей; недостаточным использованием знаний специфики и средств иностранного языка в этническом воспитании школьников; будущие учителя не в полной мере адекватно оценивают результаты своей деятельности, им не свойственны творческое отношение к ней, они не всегда проявляют толерантность к представителям других этносов и культур.

Низкий уровень характеризуется не полной, а частичной сформированностью готовности у будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников (ситуативно-негативное отношение). Будущие учителя с низким уровнем готовности не осознают социальной значимости профессии; их характеризует отсутствие интереса не только к этническому воспитанию, этносоциальным ценностям, но и к будущей профессионально-педагогической деятельности, которое проявляется в недостаточной сформированности знаний из различных областей наук; в отсутствии потребности совершенствовать знания в области этнического воспитания; неумении анализировать и оценивать результаты этнического воспитания. Таким студентам свойственны отсутствие умений самостоятельно планировать, определять цели и задачи своей деятельности; креативность, толерантность к другим культурам, стремление к межкультурному диалогу не проявляются.

В подборе комплекса методов, позволяющих выявить уровни готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников мы исходили из системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов [8]. Руководствуясь ими, мы использовали следующие психолого-педагогические методы диагностики.

Для выявления уровня сформированности мотивационного компонента будущим учителям были предложены:

– тест – опросник «Карта интересов»; сочинение-эссе «Учитель 21 века – какой он?»;

– анкета – опросник для выявления интереса студентов к этнопедагогике и этническому воспитанию, потребности в совершенствовании знаний в этой области, убежденности в необходимости этнического воспитания в условиях поликультурной среды;

– анкета – опросник «Личностный рост студентов» для определения патриотизма и гражданственности, толерантности, способности к межкультурному диалогу [9];

– тест «Творческий потенциал» для определения уровня творческого потенциала студентов [10].

Для определения уровня сформированности содержательного компонента нами использовались учебные тесты, устный опрос, беседы, а также изучение и анализ продуктов деятельности студентов.

Для определения уровня сформированности процессуального компонента мы использовали:

– метод анализа продуктов деятельности испытуемых; задания, разработанные для студентов на период педагогической практики, среди которых анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий и выявление в них места и роли этнического воспитания школьников;

– метод наблюдения для выявления умений студентов использовать возможности и преимущества иностранного языка в этническом воспитании школьников; анкету, для определения умений студентов интегрировать знания из различных областей наук, связанных с этническим воспитанием.

Заключение

Таким образом, разработка критериев, показателей и уровней сформированности готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников позволила нам перейти к анализу государственных общеобязательных стандартов образования, типовых и учебных, рабочих программ, разработанных в соответствии с ними, а также выявлению в их содержании реальных и потенциальных возможностей исследуемой подготовки. Связано это с тем, что целенаправленная профессиональная подготовка студентов предполагает усвоение совокупности определенного объема теоретических знаний о предстоящей деятельности и развитие практических умений перевода их в способы этой деятельности, а также формирование и развитие профессионально значимых качеств будущего специалиста.