Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

VIRTUAL ТELECOMMUNICATION UNIVERSITY

Kruk B.I. 1 Zhuravleva O.B. 1
1 Siberian State University of Telecommunications and information sciences
The structure of virtual telecommunications university of higher education in Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences is described, in which the employees of telecommunications companies and corporations can get higher education by telecommunication, informatics and economic specialties. Virtual telecommunication university aims its services in the telecommunications sector of Russian economy and the CIS countries. Implementation of network learning production string into the educational process has required the establishment of appropriate organizational and pedagogical conditions and special-purpose information system.
virtual university
e-learning
distance learning

Организация виртуального университета

Пожалуй, ни одна отрасль не испытывала за последние десятилетия таких революционных потрясений, как отрасль телекоммуникаций. В техническом перевооружении отрасли произошли пять качественных скачков: смена элементной базы аппаратуры; изменение принципов действия аппаратуры; изменение принципов построения сетей связи; замена передающей среды; появление новых теоретических сведений в области телекоммуникаций и информатики. В связи с этим перед отраслью телекоммуникаций, встала задача создания новой базы знаний технического и управленческого персонала отрасли [1].

Почти полтора десятилетия в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) действует виртуальный телекоммуникационный университет высшего профессионального образования, в котором работники компаний и корпораций телекоммуникационного сектора российской экономики и стран СНГ могут получить высшее образование по телекоммуникационным, информационным и экономическим специальностям.

Основными участниками дистанционного учебного процесса в виртуальном университете являются студенты, преподаватели, тьюторы и администраторы учебного процесса. При использовании Интернет-технологий студенты и преподаватели могут находиться в любом уголке Земли и иметь доступ к информационным ресурсам университета через глобальную сеть. Необходимым условием для организации Интернет-обучения является наличие в университете, кроме студентов и преподавателей, Web-сервера, базы данных и системы управления обучением.

Существует два разных подхода к организации виртуального университета. Сторонники первого подхода отдают управление обучением студентам. Преподаватели в этой системе являются только разработчиками учебных материалов. Контроль знаний студентов осуществляется автоматизированной системой. Студенты выбирают дисциплины, которые они будут изучать, время сдачи тестов и экзаменов. Администрация, после выполнения студентом учебной программы, выдает ему соответствующий документ. Такая организация учебного процесса согласуется с концепцией открытого образования. Сторонники второго подхода поддерживают модель обучения, в которой преподаватель проявляет индивидуальное отношение к каждому студенту, и, в то же время, создает виртуальное пространство для групповой работы учащихся. Они считают, что высокий уровень обучения достигается именно в группе, руководимой преподавателем. В описываемом в статье виртуальном телекоммуникационном университете высшего профессионального образования реализован второй подход, когда учебным процессом руководят администрация дистанционного обучения и преподаватели.

Организационно-педагогические условия

Внедрение технологической цепочки сетевого обучения в образовательный процесс потребовало создания соответствующих организационно-педагогических условий обучения через каналы Интернет. Для этого были разработаны: организационно-управленческая модель учебного процесса; модель информатизации учебного процесса с определением роли и функций средств информатизации; модель коммуникационной деятельности в процессе обучения с определением роли и функций средств коммуникаций. Для обеспечения педагогических условий сетевого обучения были разработаны: модель педагогического проектирования учебного курса; модель интерактивного взаимодействия в процессе обучения; модель педагогического контроля; модель необходимых компетенций преподавателей; модель системы управления качеством обучения [2].

Было также налажено функциональное обеспечение учебного процесса: технологическое, включающее комплекс технических мероприятий по поддержанию электронно-образовательной среды и средств информатизации и коммуникаций; методическое, направленное на развитие у преподавателей компетенций, необходимых для реализации новой парадигмы образования; планирующее (маркетинговое), включающее комплекс мероприятий по формированию спроса на сетевые образовательные услуги; правовое, позволяющее периодически сопровождать учебный процесс; финансово-хозяйственное, позволяющее вести всю сметную, планово-финансовую и бухгалтерскую документацию сетевого учебного процесса.

Управление процессом обучения в виртуальном университете осуществляется с помощью электронной базы данных (БД). На ее основе создана автоматизированная система управления учебным процессом. Она получила название «электронного деканата» и состоит из подсистем: авторизации пользователей; назначения прав доступа и паролей; ввода и редактирования сведений о студентах и преподавателях; учёта успеваемости; учёта оплаты за обучение; учёта учебной нагрузки преподавателей; редактирования учебных планов; формирования отчётов.

Для полноценной работы сетевого университета высшего профессионального образования используются различные серверы: mail-сервер – почтовый сервер, позволяющий обмениваться электронной почтой; FTP-сервер для передачи различных файлов; proxy-сервер для защиты от внешних проникновений и от многочисленных вирусов. Университет имеет лицензию на провайдерские услуги в сети Интернет. В локальной университетской сети организован сервер дистанционного обучения. На основных серверах университета использована система RAID, позволяющая обеспечить быстрый доступ к информации, хранящейся на жестких дисках, дублирование информации для повышения надежности серверов.

Важное место в дистанционной образовательной системе занимает база данных. Создание и эксплуатация БД осуществляется с помощью специальных программ, в частности, программы SQL-server компании Microsoft. БД дистанционного обучения представляет собой набор электронных таблиц, содержащих сведения о студентах, студенческих группах, преподавателях, учебных планах, изучаемых дисциплинах, студенческих работах, текущих и итоговых оценках, договорах и платежных документах и другие. Эти таблицы объединены определенными связями, которые позволяют создавать с помощью специальных программ различные подсистемы управления учебным процессом. Это могут быть подсистемы «Студент», «Преподаватель», «Успеваемость» и другие. Кроме этого, в БД также созданы хранилища файлов с учебными материалами, с выполненными студентами контрольными заданиями и др. Доступ к данным и файлам строго разграничен: каждый пользователь (студент, преподаватель, администратор) может «увидеть» только ту часть информации, на которую ему выданы полномочия.

Управление учебным процессом

В виртуальном университете высшего профессионального образования реализуются следующие функции: создание обучающих курсов, обучение студентов с использованием сети Интернет, администрирование учебного процесса, поддержка электронной библиотеки. В этих процессах участвуют три группы пользователей: студенты, преподаватели, администраторы дистанционного обучения. Для обеспечения взаимодействия пользователей и администрирования процесса обучения создана информационная система, структура которой показана на рис. 1.

pic_7.wmf

Рис. 1. Структура информационной системы дистанционного университета

Разработанные преподавателями учебные курсы в виде структуры архивированных файлов хранятся в хранилище учебных материалов на сервере. Сервер БД используется для управления базой данных, содержащей информацию о студентах, преподавателях, учебных планах, учебных специальностях, учебных дисциплинах, оценках, рецензиях и др. Web-сервер обеспечивает интерфейс доступа к учебным ресурсам всех категорий пользователей. К функциям Web-сервера относится публикация информационных и учебных материалов, организация доступа к серверу базы данных и хранилищу учебных материалов. Сервер лабораторного практикума предоставляет студентам возможность работать в виртуальных лабораториях или с реальной аппаратурой в режиме удаленного доступа. Хранилище учебных работ содержит все учебные работы студентов в архивированном виде. Автоматизированные рабочие места (АРМ) студентов, преподавателей, администраторов учебного процесса представляют собой рабочие станции, на которых браузеры обеспечивают доступ к ресурсам информационной системы дистанционного обучения (ДО).

Наиболее многочисленной категорией пользователей информационной системой ДО являются студенты. Основные функции информационной системы, обеспечивающие процесс обучения студентов, показаны на рис. 2. Процесс работы с системой ДО начинается с идентификации студента, вводящего логическое имя и пароль, которые сравниваются со значениями из базы данных. Если идентификация прошла успешно, то студент получает доступ к информационным и учебным материалам семестра, на котором он учится в данный момент.

Функция «Копирование учебных курсов» позволяет студенту скопировать на свой компьютер файл с учебными материалами по дисциплине и получить в свое распоряжение локальный мини-сайт, содержащий все необходимые материалы для изучения дисциплины.

Функция «Отправка учебных работ» дает возможность студенту отправить файл с выполненной работой на сервер ДО для регистрации в базе данных информационной системы и помещения в хранилище учебных работ. Хранимая на сервере учебная работа становится доступной для проверки преподавателю и для контроля администратору ДО.

Поскольку для студента очень важно осуществлять постоянный контроль своей успеваемости, в систему включена функция «Просмотр успеваемости».

pic_8.tif

Рис. 2. Функции студента в информационной системе ДО

Потребности преподавателей, работающих в системе дистанционного обучения, также во многом определяют функции информационной системы (рис. 3). Преподаватель после идентификации получает доступ к Web-странице, на которой выводится список учебных работ студентов для данного преподавателя (рис. 4). На этой странице расположены фильтры, позволяющие быстро найти нужную работу, используя такие критерии поиска, как ФИО студента, номер учебной группы, предмет, семестр обучения, категория учебной работы. Каждая строка списка содержит информацию об одной учебной работе, включая ссылки на письмо студента, файл с работой. Кнопка «Проверить» используется для вызова страницы, позволяющей подготовить рецензию и отослать ее студенту. Текст рецензии и сопровождающий работу файл, заносятся соответственно в базу данных и файловое хранилище учебных работ. В базу данных заносится также поставленная преподавателем оценка, после чего оценку видит студент.

pic_9.wmf

Рис. 3. Функции преподавателя в информационной системе ДО

На основании хранимой в БД информации система контролирует соблюдение сроков проверки учебных работ, предупреждая при необходимости преподавателя. Система подготовки отчетов о проверенных работах облегчает преподавателю учет и контроль выполненной нагрузки.

Важную роль в процессе ДО играют администраторы учебного процесса, для которых информационная система предоставляет многочисленные функции.

Администраторы учебного процесса имеют доступ практически ко всей информации, хранящейся в БД. Это информация о студентах, преподавателях, учебных планах, работах студентов, их оценках, рецензиях и т.д. Администраторы могут не только просматривать вышеперечисленные данные, но и корректировать данные, относящиеся к учебному процессу.

Эффективность работы виртуального университета

Есть три ключевых вопроса, на которые должен иметь ответ университет, занимающийся предоставлением образовательных услуг: что влияет на поведение потребителя на рынке; кто влияет на принятие решений о покупке; как потребители принимают свои решения? Результаты изучения мотивации потребителей являются основой для принятия решений по маркетинговым коммуникациям [3].

Целью исследования, проведенного в 2010/11 учебном году службой маркетинга виртуального университета высшего профессионального образования, созданного на базе СибГУТИ, было изучение поведения потребителей дистанционных образовательных услуг, определение эффективных каналов продвижения дистанционного образования и способов мотивации потенциальных потребителей при помощи маркетинговых коммуникаций.

При проведении исследования были опрошены методом анкетирования абитуриенты ДО (всего 765 человек). Для анализа системы мотиваций респондентам было предложено отнести себя по роду занятий к одной из предложенных укрупненных групп: руководители, специалисты, представители рабочих профессий. Анализ ответов показал, что 15 % респондентов отнесли себя к категории руководителей, 69 % респондентов – к категории специалистов (т.е. работников, выполнение обязанностей которых предусматривает наличие профессионального образования), а 12 % – к представителям рабочих профессий. Кроме того, 4 % респондентов указали другой род занятий: студенты, преподаватели, военнослужащие, научные работники и не рабо-
тающие.

pic_10.tif

Рис. 4. Просмотр успеваемости студента

При выборе специальности большинство руководителей (80 %) отдает предпочтение экономическому направлению. Среди специалистов спрос на специальности распределяется следующим образом: доли экономического и телекоммуникационного направления составляют около 40 % на каждое и около 20 % специалистов выбрали информационное направление подготовки. Представители рабочих профессий, участвующие в опросе, отдали предпочтение специальностям телекоммуникационной группы.

Анализ мотивов получения высшего образования проводился для слушателей с разным уровнем первоначального образования и в связи с выбранной специальностью. Мотивация студентов виртуального университета, уже имеющих высшее образование, направлена на продвижение по карьерной лестнице (67 % респондентов с высшим образованием указали этот мотив). Для студентов, получающих высшее образование в первый раз, наиболее существенными факторами (по степени значимости) являются: получение профессиональной квалификации – 74 %; возможность карьерного роста – 69 %; возможность саморазвития и расширения кругозора – 47 %; высокие доходы в будущем – 35 %.

Учащимся было предложено оценить степень важности для них следующих преимуществ дистанционной формы обучения: доступность образования по месту жительства без отрыва от производства; отсутствие конкурса при поступлении; приобретение и развитие коммуникационных навыков; отсутствие очных сессий; возможность выбора удобного времени для занятий; доступ к электронным библиотекам; предполагаемая легкость обучения; более низкая, по сравнению с другими формами обучения, цена. К числу наиболее значимых преимуществ для большей части респондентов можно отнести доступность образования по месту жительства без отрыва от производства и возможность выбора удобного времени для занятий.

На вопрос, знали ли абитуриенты о существовании в СибГУТИ виртуального корпоративного университета высшего профессионального образования до того, как начали искать информацию о возможности получения образования, 80 % респондентов ответили утвердительно. На вопрос «Рассматривали ли Вы какие-либо другие учебные заведения в качестве альтернативы?» 72 % абитуриентов ответили отрицательно. Это говорит о том, что большинство абитуриентов приходят в виртуальный университет высшего профессионального образования благодаря межличностным коммуникациям и работе с предприятиями отрасли.

Респондентам был задан вопрос о причине выбора СибГУТИ. Наиболее важными причинами респонденты указали дистанционную форму обучения (74 % респондентов), престиж СибГУТИ (39 %) и наличие нужной специальности. Низкая цена обучения и территориальное расположение не являлись для абитуриентов решающими при выборе учебного заведения.

Оценка степени важности источников информации о виртуальном университете проводилась по дифференцированной шкале, предполагающей позиции от 1 до 5 баллов. В соответствии с полученными данными к числу наиболее значимых источников информации для большинства абитуриентов любого возраста относится сеть Интернет. Рейтинг других средств информации был значительно ниже. В анкете был сформулирован вопрос, касающийся источников получения информации о возможности ДО в СибГУТИ. В качестве альтернатив были обозначены различные источники информации: от межличностных до электронных.

Анализ ответов показал следующую эффективность используемых в СибГУТИ каналов продвижения ДО: руководство предприятия и коллеги – 41 %; сеть Интернет – 30 %; студенты ДО – 21 %; корпоративные СМИ – 4 %; справочники для поступающих в вузы – 3 %. Таким образом, наиболее эффективными каналами продвижения ДО являются межличностные коммуникации, т.е. прямой обмен сообщениями между источником и получателем информации и сеть Интернет.

Конечно, рынок услуг дистанционного дополнительного профессионального образования отличается от рынка традиционных образовательных услуг. С одной стороны, ДО ещё не вызывает необходимого доверия у большинства работников отрасли. С другой стороны, очевидны преимущества использования Интернет-технологий для обучения: возможность обучения в любое удобное время, не прерывая свой рабочий цикл, не расставаясь с семьёй, не испытывая дополнительных затрат, связанных с поездкой к месту учёбы и т.д. Исследования, проведённые среди обучающихся в СибГУТИ, показали, что большинство обучаемых (93,2 %) считают учёбу через Интернет интересной и не уступающей традиционным формам обучения. Полную удовлетворённость такой формой обучения и отсутствие сомнений по поводу её выбора высказали 74,4 % обучающихся работников отрасли. Обучаться до конца собираются 97 % учащихся, выбрали бы снова обучение через Интернет 74 % опрошенных.

Изучение влияния дополнительного профессионального образования на карьеру выпускников 2010 г., прошедших Интернет-обучение в СибГУТИ, показало, что в 74 % новое образование в полной мере (44 %) или частично (30 %) влияет на карьеру работника компании; в 7 % случаев карьера не зависела от образования, а 19 % респондентов не сумели оценить это влияние.

Значительный прогресс в работе виртуального телекоммуникационного университета высшего профессионального образования был достигнут потому, что службы компаний отрасли, отвечающие за развитие человеческих ресурсов, планировали подготовку кадров и обучение персонала в тесном взаимодействии с администрацией виртуального телекоммуникационного университета высшего профессионального образования.

Тщательно разработанная концепция обучения персонала, позволила более эффективно использовать образовательный и научный потенциал виртуального телекоммуникационного университета высшего профессионального образования и, за счет этого, повысить эффективность и конкурентоспособность компаний на телекоммуникационном рынке.