Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SELF-EDUCATION STUDENTS DEFECTOLOGISTS COMPETENCE

Omarova N.N. 1 Akhmetova N.S. 1 Tebenova K.S. 1 Ilyassova B.I. 1 Zarkenova L.S. 1 Zarkenova Z.T. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Raraganda State Universiny»
Identified pedagogical conditions of formation of self-education competencies students pathologists. The developed model is considered from the standpoint of the system and student-activity approach as a holistic construct, consisting of a targeted, content-functional, organizational, efficient units, which provide the opportunity to present a purposeful process of the formation of self-educational competence of students of the university. And networked all areas of training students pathologists (theoretical, methodological and practical), providing for the formation of self-education competencies. In the process of training teachers pathologists implemented educational and methodological support to build the competence of the study: instructional systems, textbook, electronic textbook, reference charts and tables, multimedia presentations.
competence
self-education
self-education competencies students defectologists
the process of teaching in university
pedagogical conditions

Реализация педагогических условий формирования самообразовательной компетентности способствует высокому качеству профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов.

В рамках компетентностного подхода развитие самообразовательной компетентности занимает важное положение в профессиональной подготовке специалиста, основывается на опыте самообразовательной деятельности и определяется как качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах [2, 9].

Реальный уровень сформированности самообразовательной компетентности будущих педагогов-дефектологов не позволяет им в дальнейшем осознать ценность самообразовательной деятельности как основного компонента личностно-профессиональной готовности. Поэтому считаем необходимым выявить и научно обосновать педагогические условия формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов с учетом специфики их профессиональной подготовки.

Исходной позицией для разработки педагогических условий самообразовательной компетентности служит определение исследуемого феномена, рассматриваемого нами как интегральное качество личности, характеризующееся устойчивой внутренней мотивацией, владением знаниями, умениями и навыками, способностью к рефлексии и проявлением волевых усилий, проявляющихся в самообразовательной деятельности и необходимых для ее осуществления [10].

Разработка и реализация в практике модели формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе системного и личностно-деятельного подходов рассматривается в настоящем исследовании как первое педагогическое условие формирования самообразовательной компетентности у студентов-дефектологов.

В качестве объекта моделирования представлен процесс формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов, осуществляемый в рамках общей системы профессионально-педагогической подготовки студентов.

Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования самообразовательной компетентности студентов – цель, задачи, содержание, формы и методы – и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки (целевой, содержательно-функциональный, организационный, результативный), которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования компетентности студентов вуза [6].

Целевой блок. Целью образовательного процесса в данной модели является формирование самообразовательной компетентности студентов-дефектологов. Целевой блок определил содержание, организацию и ожидаемый результат процесса формирования самообразовательной компетентности.

Содержательно-функциональный блок разработанной модели представляет собой совокупность компонентов самообразовательной компетентности: мотивационно-волевой, когнитивный, операциональный и рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент самообразовательной компетентности в настоящем исследовании предполагает наличие у студентов-дефектологов ценностных ориентаций и мотивов саморазвития, профессионального роста, комплекса внутренних волевых усилий, направленный на овладение знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности.

Когнитивный компонент самообразовательной компетентности предполагает наличие у студентов теоретических знаний, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности.

Операциональный компонент отражает степень сформированности определенных практических умений и навыков профессиональной деятельности дефектологов и самообразовательных умений (алгоритмы, приемы и способы самообразовательной деятельности).

Рефлексивный компонент в структуре самообразовательной компетентности предполагает способность обучающихся осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль [3].

Организационный блок. В данном блоке мы выделяем процессуальный аспект формирования самообразовательной компетентности студентов. Данный блок включает формы и методы, используемые в учебной, внеаудиторной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Результативный блок предлагаемой модели представлен критериями сформированности компонентов самообразовательной компетентности, которые раскрываются системой эмпирических показателей.

Показателями сформированности мотивационно-волевого компонента самообразовательной компетентности являются интерес к профессиональной деятельности педагога-дефектолога, потребность и стремление к саморазвитию и профессиональному росту, осознание значимости и смысла самообразования, положительное эмоциональное отношение к самообразовательной деятельности. Для выявления комплекса волевых усилий учитывается напряженность на занятиях, систематичность в работе (в течение семестра), стремление к завершенности всех видов познавательной деятельности.

Для оценки сформированности когнитивного компонента исследуемого качества необходимо определение уровня усвоения знаний.

О сформированности операционального компонента будет говорить владение практическими умениями и навыками по разработке и реализации проекта учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в специальных учреждениях образования и овладение организационно-управленческими и информационными умения в структуре самообразовательных умений.

Показатели сформированности рефлексивного компонента характеризуют осознание студентами ценности анализа и самоанализа процесса и результата самообразовательной деятельности, потребность в самооценке и самоконтроле деятельности и ее результатов, стремление к овладению и владение методами самооценки и самоконтроля познавательной деятельности.

На основании критериев проявления самообразовательной компетентности студентов-дефектологов была разработана шкала диагностики уровней сформированности исследуемого качества, раскрывающая значения диагностируемых показателей на критическом, недостаточном, достаточном, оптимальном уровнях [4].

Результатом реализации модели является формирование самообразовательной компетентности студентов.

Таким образом, мы предлагаем осуществлять формирование самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе модели, состоящей из взаимосвязанных структурных блоков и позволяющей обеспечить возможность более четкого представления целенаправленного процесса формирования исследуемого вида компетентности.

Второе педагогическое условие – обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов-дефектологов (теоретической, методической, практической), предусматривающей формирование самообразовательной компетентности.

Теоретическая подготовка будущих дефектологов в соответствии с требованиями ГОСО включает в себя совместную работу студентов и преподавателей, организующих занятия по всем дисциплинам, входящим в учебный план, направленную на овладение студентами системой знаний о принципах, методах, путях, формах, содержании коррекционно-педагогического процесса и возможных путях социальной адаптации, трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями, нормативно-правовых основах специального образования. Каждый учебный курс имеет свои возможности в теоретической подготовке студентов к организации самостоятельной познавательной дея-
тельности [1].

Практическая подготовка студентов-дефектологов предполагает вовлечение их в учебную и самостоятельную познавательную деятельность, в ходе выполнения которой происходит вооружение студентов профессиональными умениями и навыками, а также специфическими умениями самообразовательной деятельности. Практическая подготовка осуществляется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, занятиях в рамках СРС и СРСП, во время педагогической практики, написании курсовых и дипломных работ.

Методическая подготовка студентов-дефектологов осуществляется в ходе изучения разработанного нами спецкурса «Основы самообразовательной компетентности» с целью формирования обобщенных теоретических знаний о целях, содержании, технологиях формирования самообразовательной компетентности. Данный спецкурс изучался на 2 курсе, 3 семестре согласно утвержденного рабочего учебного плана по специальности 050105-Дефектология. На изучение курса отводится 1 кредит, что составляет 45 часов, в том числе лекции – 15 часов, СРСП и СРС по 15 часов.

Изучение курса создает основу для сознательного, творческого подхода будущих учителей-дефектологов к решению возникающих в практике обучения учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач.

Третье педагогическое условие – разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по развитию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

В комплекс учебно-методического обеспечения входило:

– учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин;

– технологические карты дисциплин;

– учебное пособие «Основы специальной педагогики»;

– опорные схемы и таблицы по дисциплинам;

– мультимедийные презентации по дисциплинам;

– электронный учебник «Специальная педагогика».

Учебно-методические комплексы дисциплины являются основой организационно-методического обеспечения учебно-творческого процесса. УМК дисциплин является важным фактором укрепления и развития информационного пространства и ресурсного обеспечения всех звеньев и ветвей непрерывного образования.

Учебно-методические комплексы дисциплин разрабатываются в соответствии с содержанием ГОСО РК, квалификационной характеристикой, типовой и учебными планами специальностей и направлений подготовки и отражают основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор студентом предмета соответственно траектории обучения.

УМК дисциплины направлен на решение следующих задач:

– определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе конкретной специальности;

– реализация междисциплинарных логических связей образовательной про-
граммы;

– распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;

– организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и неаудиторное время;

– активизация познавательной и творческой деятельности студентов;

– обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов [8].

В учебно-методическом комплексе даётся краткое описание дисциплины, перечень разделов учебного материала, материалы для аудиторной работы, материалы для самостоятельной работы, перечень форм и средств контроля знаний студентов с указанием содержания и сроков выполнения.

Определенный вклад в решение задачи управления процессом получения и усвоения знаний студентами вносит разработка и внедрение в учебный процесс учебных пособий.

В рамках проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов в учебном процессе использовалось учебное пособие «Основы специальной педагогики» [5].

Изучение теоретических основ любой дисциплины сопряжено с определенными трудностями. Студенты, преподаватели знают, как трудно порой ориентироваться в потоке сведений, фактов, понятий, сколько усилий требуется для поисков необходимой информации, как трудно систематизировать знания, полученные на лекциях, их учебников и других источников. С целью преодоления данных трудностей был разработан комплект опорных схем и таблиц по специальной педагогике.

Опорные схемы структурируют материал, охватывающий все теоретические положения курса «Специальная педагогика». Каждая схема – цепочка взаимосвязанных суждений, относящихся к определенной теме данного курса. К каждой схеме разработаны контролирующие задания, направленные на проверку правильности усвоения материала, развитие речевых форм аттестации, включая подготовку докладов, сообщений, отработку навыков творческого применения знаний на практике, самопроверку и самооценку полученных знаний.

Опорные схемы широко использовались студентами при организации самостоятельной работы, для самопроверки и самооценки полученных знаний, при подготовке к экзаменам, рубежному контролю и другим формам аттестации.

Работа с опорными схемами позволила студентам определить структуру изучаемого материала, выделить связи между его компонентами, сформировать у них целостную картину изучаемого, способствовала организации более рациональной работы с текстовым материалом, лучшему запоминанию материала, развитию творческого мышления, наконец, помогала активизировать самостоятельную работу студентов.

Богатыми дидактическими возможностями, обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения.

Использование мультимедийных средств в обучении значительно повысило заинтересованность и мотивацию деятельности студентов, а также уровень усвоения ими необходимых знаний и умений, так как это требует от них активизации самостоятельной познавательной дея-
тельности.

Одной из форм компьютерных обучающих систем является электронный учебник. В рамках экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов использовался электронный учебник «Специальная педагогика» [7].

Использование электронного учебника в учебном процессе позволило активизировать познавательную, самостоятельную деятельность студентов, развить их потребность в самооценке и самоконтроле результатов деятельности.

Таким образом, в опытно-экспериментальной работе были апробированы выявленные педагогические условия формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов. Итак, под педагогическими условиями в контексте настоящего исследования мы понимаем как приведенную в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.

Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о том что, если процесс профессиональной подготовки дефектологов будет строиться на основе выявленных педагогических условий, то формирование самообразовательной компетентности будущих педагогов-дефектологов будет эффективно, т.к. будет реализован компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов-дефектологов.