Реализация педагогических условий формирования самообразовательной компетентности способствует высокому качеству профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов.
В рамках компетентностного подхода развитие самообразовательной компетентности занимает важное положение в профессиональной подготовке специалиста, основывается на опыте самообразовательной деятельности и определяется как качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах [2, 9].
Реальный уровень сформированности самообразовательной компетентности будущих педагогов-дефектологов не позволяет им в дальнейшем осознать ценность самообразовательной деятельности как основного компонента личностно-профессиональной готовности. Поэтому считаем необходимым выявить и научно обосновать педагогические условия формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов с учетом специфики их профессиональной подготовки.
Исходной позицией для разработки педагогических условий самообразовательной компетентности служит определение исследуемого феномена, рассматриваемого нами как интегральное качество личности, характеризующееся устойчивой внутренней мотивацией, владением знаниями, умениями и навыками, способностью к рефлексии и проявлением волевых усилий, проявляющихся в самообразовательной деятельности и необходимых для ее осуществления [10].
Разработка и реализация в практике модели формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе системного и личностно-деятельного подходов рассматривается в настоящем исследовании как первое педагогическое условие формирования самообразовательной компетентности у студентов-дефектологов.
В качестве объекта моделирования представлен процесс формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов, осуществляемый в рамках общей системы профессионально-педагогической подготовки студентов.
Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования самообразовательной компетентности студентов – цель, задачи, содержание, формы и методы – и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки (целевой, содержательно-функциональный, организационный, результативный), которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования компетентности студентов вуза [6].
Целевой блок. Целью образовательного процесса в данной модели является формирование самообразовательной компетентности студентов-дефектологов. Целевой блок определил содержание, организацию и ожидаемый результат процесса формирования самообразовательной компетентности.
Содержательно-функциональный блок разработанной модели представляет собой совокупность компонентов самообразовательной компетентности: мотивационно-волевой, когнитивный, операциональный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент самообразовательной компетентности в настоящем исследовании предполагает наличие у студентов-дефектологов ценностных ориентаций и мотивов саморазвития, профессионального роста, комплекса внутренних волевых усилий, направленный на овладение знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности.
Когнитивный компонент самообразовательной компетентности предполагает наличие у студентов теоретических знаний, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности.
Операциональный компонент отражает степень сформированности определенных практических умений и навыков профессиональной деятельности дефектологов и самообразовательных умений (алгоритмы, приемы и способы самообразовательной деятельности).
Рефлексивный компонент в структуре самообразовательной компетентности предполагает способность обучающихся осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль [3].
Организационный блок. В данном блоке мы выделяем процессуальный аспект формирования самообразовательной компетентности студентов. Данный блок включает формы и методы, используемые в учебной, внеаудиторной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Результативный блок предлагаемой модели представлен критериями сформированности компонентов самообразовательной компетентности, которые раскрываются системой эмпирических показателей.
Показателями сформированности мотивационно-волевого компонента самообразовательной компетентности являются интерес к профессиональной деятельности педагога-дефектолога, потребность и стремление к саморазвитию и профессиональному росту, осознание значимости и смысла самообразования, положительное эмоциональное отношение к самообразовательной деятельности. Для выявления комплекса волевых усилий учитывается напряженность на занятиях, систематичность в работе (в течение семестра), стремление к завершенности всех видов познавательной деятельности.
Для оценки сформированности когнитивного компонента исследуемого качества необходимо определение уровня усвоения знаний.
О сформированности операционального компонента будет говорить владение практическими умениями и навыками по разработке и реализации проекта учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в специальных учреждениях образования и овладение организационно-управленческими и информационными умения в структуре самообразовательных умений.
Показатели сформированности рефлексивного компонента характеризуют осознание студентами ценности анализа и самоанализа процесса и результата самообразовательной деятельности, потребность в самооценке и самоконтроле деятельности и ее результатов, стремление к овладению и владение методами самооценки и самоконтроля познавательной деятельности.
На основании критериев проявления самообразовательной компетентности студентов-дефектологов была разработана шкала диагностики уровней сформированности исследуемого качества, раскрывающая значения диагностируемых показателей на критическом, недостаточном, достаточном, оптимальном уровнях [4].
Результатом реализации модели является формирование самообразовательной компетентности студентов.
Таким образом, мы предлагаем осуществлять формирование самообразовательной компетентности студентов-дефектологов на основе модели, состоящей из взаимосвязанных структурных блоков и позволяющей обеспечить возможность более четкого представления целенаправленного процесса формирования исследуемого вида компетентности.
Второе педагогическое условие – обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов-дефектологов (теоретической, методической, практической), предусматривающей формирование самообразовательной компетентности.
Теоретическая подготовка будущих дефектологов в соответствии с требованиями ГОСО включает в себя совместную работу студентов и преподавателей, организующих занятия по всем дисциплинам, входящим в учебный план, направленную на овладение студентами системой знаний о принципах, методах, путях, формах, содержании коррекционно-педагогического процесса и возможных путях социальной адаптации, трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями, нормативно-правовых основах специального образования. Каждый учебный курс имеет свои возможности в теоретической подготовке студентов к организации самостоятельной познавательной дея-
тельности [1].
Практическая подготовка студентов-дефектологов предполагает вовлечение их в учебную и самостоятельную познавательную деятельность, в ходе выполнения которой происходит вооружение студентов профессиональными умениями и навыками, а также специфическими умениями самообразовательной деятельности. Практическая подготовка осуществляется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, занятиях в рамках СРС и СРСП, во время педагогической практики, написании курсовых и дипломных работ.
Методическая подготовка студентов-дефектологов осуществляется в ходе изучения разработанного нами спецкурса «Основы самообразовательной компетентности» с целью формирования обобщенных теоретических знаний о целях, содержании, технологиях формирования самообразовательной компетентности. Данный спецкурс изучался на 2 курсе, 3 семестре согласно утвержденного рабочего учебного плана по специальности 050105-Дефектология. На изучение курса отводится 1 кредит, что составляет 45 часов, в том числе лекции – 15 часов, СРСП и СРС по 15 часов.
Изучение курса создает основу для сознательного, творческого подхода будущих учителей-дефектологов к решению возникающих в практике обучения учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
Третье педагогическое условие – разработка и внедрение учебно-методического обеспечения по развитию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.
В комплекс учебно-методического обеспечения входило:
– учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин;
– технологические карты дисциплин;
– учебное пособие «Основы специальной педагогики»;
– опорные схемы и таблицы по дисциплинам;
– мультимедийные презентации по дисциплинам;
– электронный учебник «Специальная педагогика».
Учебно-методические комплексы дисциплины являются основой организационно-методического обеспечения учебно-творческого процесса. УМК дисциплин является важным фактором укрепления и развития информационного пространства и ресурсного обеспечения всех звеньев и ветвей непрерывного образования.
Учебно-методические комплексы дисциплин разрабатываются в соответствии с содержанием ГОСО РК, квалификационной характеристикой, типовой и учебными планами специальностей и направлений подготовки и отражают основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор студентом предмета соответственно траектории обучения.
УМК дисциплины направлен на решение следующих задач:
– определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе конкретной специальности;
– реализация междисциплинарных логических связей образовательной про-
граммы;
– распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;
– организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и неаудиторное время;
– активизация познавательной и творческой деятельности студентов;
– обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов [8].
В учебно-методическом комплексе даётся краткое описание дисциплины, перечень разделов учебного материала, материалы для аудиторной работы, материалы для самостоятельной работы, перечень форм и средств контроля знаний студентов с указанием содержания и сроков выполнения.
Определенный вклад в решение задачи управления процессом получения и усвоения знаний студентами вносит разработка и внедрение в учебный процесс учебных пособий.
В рамках проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов в учебном процессе использовалось учебное пособие «Основы специальной педагогики» [5].
Изучение теоретических основ любой дисциплины сопряжено с определенными трудностями. Студенты, преподаватели знают, как трудно порой ориентироваться в потоке сведений, фактов, понятий, сколько усилий требуется для поисков необходимой информации, как трудно систематизировать знания, полученные на лекциях, их учебников и других источников. С целью преодоления данных трудностей был разработан комплект опорных схем и таблиц по специальной педагогике.
Опорные схемы структурируют материал, охватывающий все теоретические положения курса «Специальная педагогика». Каждая схема – цепочка взаимосвязанных суждений, относящихся к определенной теме данного курса. К каждой схеме разработаны контролирующие задания, направленные на проверку правильности усвоения материала, развитие речевых форм аттестации, включая подготовку докладов, сообщений, отработку навыков творческого применения знаний на практике, самопроверку и самооценку полученных знаний.
Опорные схемы широко использовались студентами при организации самостоятельной работы, для самопроверки и самооценки полученных знаний, при подготовке к экзаменам, рубежному контролю и другим формам аттестации.
Работа с опорными схемами позволила студентам определить структуру изучаемого материала, выделить связи между его компонентами, сформировать у них целостную картину изучаемого, способствовала организации более рациональной работы с текстовым материалом, лучшему запоминанию материала, развитию творческого мышления, наконец, помогала активизировать самостоятельную работу студентов.
Богатыми дидактическими возможностями, обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения.
Использование мультимедийных средств в обучении значительно повысило заинтересованность и мотивацию деятельности студентов, а также уровень усвоения ими необходимых знаний и умений, так как это требует от них активизации самостоятельной познавательной дея-
тельности.
Одной из форм компьютерных обучающих систем является электронный учебник. В рамках экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов-дефектологов использовался электронный учебник «Специальная педагогика» [7].
Использование электронного учебника в учебном процессе позволило активизировать познавательную, самостоятельную деятельность студентов, развить их потребность в самооценке и самоконтроле результатов деятельности.
Таким образом, в опытно-экспериментальной работе были апробированы выявленные педагогические условия формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов. Итак, под педагогическими условиями в контексте настоящего исследования мы понимаем как приведенную в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности формирования самообразовательной компетентности студентов-дефектологов.
Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы о том что, если процесс профессиональной подготовки дефектологов будет строиться на основе выявленных педагогических условий, то формирование самообразовательной компетентности будущих педагогов-дефектологов будет эффективно, т.к. будет реализован компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов-дефектологов.