Паразитарные заболевания составляют существенную долю среди всех инфекционных заболеваний. Клинические гельминтозы занимают ведущее место среди паразитарных заболеваний и входят в число четырех ведущих болезней, вызывающих наибольший социальный ущерб [6].
Аскаридоз – один из наиболее распространенных гельминтозов. По данным ВОЗ, в мире число пораженных аскаридозом достигает 1,3 миллиарда человек [1, 7]. Изучение эпидемического процесса выявило высокий уровень заболеваемости аскаридозом среди населения Центрального Казахстана. Установлено, что многолетняя динамика заболеваемости аскаридозом имеет тенденцию к росту и оценивается как выраженная [3].
Достаточное количество научных фактов свидетельствуют о негативном влиянии аскаридозной инвазии на организм человека, но в доступной литературе практически отсутствуют сведения об оценке уровня эндогенной интоксикации организма при хроническом аскаридозе. Между тем, в последние годы исследованию синдрома эндогенной интоксикации отводится важная роль, так как эндотоксемия развивается практически при всех патологических состояниях, коррелирует с состоянием исследуемого и позволяет контролировать эффективность детоксикационных процедур [5].
В связи с этим, целью настоящего исследования являлось определение уровня эндогенной интоксикации по содержанию среднемолекулярных пептидов в крови на фоне хронического аскаридоза. Данная работа выполнялась в рамках комплексного исследования влияния аскаридозной инвазии на репродуктивное здоровье. Поэтому уровень эндогенной интоксикации определялся у мужчин и женщин репродуктивного возраста.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования являлись 129 мужчин и женщин репродуктивного возраста (18–45 лет) с хроническим аскаридозом. У всех пациентов диагноз был подтвержден обнаружением яиц в фекалиях методом нативного мазка. В зависимости от пола и возраста исследованные лица были разделены на четыре группы. Контрольную группу составили условно-здоровые лица, не страдающие аскаридозом.
Эндогенную интоксикацию лиц с аскаридозной инвазией оценивали по уровню среднемолекулярных пептидов в крови. Это гетерогенная группа веществ с молекулярной массой 300–5000 дальтон, представленная производными, которые образуются в результате распада белков в кишечнике под воздействием патогенной микрофлоры, а также токсинами и продуктами распада гельминтов при гельминтозах [4]. При определении содержания среднемолекулярных пептидов в крови исследуемых лиц учитывали рекомендации В.Б. Гаврилова [2].
Результаты исследования
и их обсуждение
Согласно результатам исследования, уровень среднемолекулярных пептидов в крови женщин с гельминтозной инвазией существенно превышал значения контрольной группы, как в раннем и среднем репродуктивном периоде, так и в группе женщин позднего репродуктивного периода (табл. 1). В среднем, содержание среднемолекулярных пептидов в крови женщин 18–35 лет превышало значения контрольной группы в 1,3 раза, а у женщин 36 лет и старше – в 1,7 раз.
Таблица 1
Содержание среднемолекулярных пептидов в крови женщин, усл. ед.
Группа обследованных |
Возраст обследованных женщин |
|
18–35 лет |
36–45 лет |
|
Контрольная группа |
n = 25 2,45 ± 0,21 |
n = 25 1,08 ± 0,15 |
Женщины с гельминтозной инвазией |
n = 37 3,17 ± 0,28* |
n = 23 1,85 ± 0,11** |
Примечание: * – достоверность по сравнению с контролем, р < 0,05; ** – р < 0,001.
Показатели содержания среднемолекулярных пептидов в крови здоровых женщин, также как и у женщин с гельминтозной инвазией зависели от возраста. У женщин контрольной группы в возрасте от 18 до 35 лет наблюдался более высокий уровень содержания среднемолекулярных пептидов в крови, чем у женщин старшей возрастной группы (р < 0,001). Уровень среднемолекулярных пептидов в крови женщин с гельминтозной инвазией в возрасте от 18 до 35 лет более чем в 1,7 раз превышал данный показатель у женщин старшей возрастной группы (р < 0,001).
Содержание среднемолекулярных пептидов в крови женщин с гельминтозной инвазией в возрастной группе 18–35 лет варьировало в широких пределах – от 0,5 до 7,73 усл. ед., в группе старше 35 лет – от 0,52 до 4,55 усл. ед. Более чем у 50 % женщин с аскаридозной инвазией в возрасте 18–35 лет содержание среднемолекулярных пептидов в крови превышало 3,00 усл. ед., тогда как у женщин позднего репродуктивного возраста данный уровень среднемолекулярных пептидов в крови наблюдался только в 10 % случаев.
Содержание среднемолекулярных пептидов в крови мужчин с аскаридозной инвазией представлено в табл. 2. В среднем, содержание среднемолекулярных пептидов в крови мужчин 18–35 лет не превышало значения контрольной группы (р > 0,05, разница не достоверна). У мужчин 36 лет и старше содержание среднемолекулярных пептидов превышало контрольные в 1,7 раз (р < 0,01).
Таблица 2
Содержание среднемолекулярных пептидов в крови мужчин, усл. ед.
Группа |
Возраст обследованных мужчин |
|
18–35 лет |
36–45 лет |
|
Контрольная группа |
n = 25 2,52 ± 0,34 |
n = 25 0,92 ± 0,10 |
Мужчины с гельминтозной инвазией |
n = 41 3,00 ± 0,18 |
n = 28 1,56 ± 0,21* |
Примечание: * – достоверность по сравнению с контролем, р < 0,01.
Разность между средними значениями содержания среднемолекулярных пептидов в крови мужчин и женщин, относящихся к одинаковым возрастным группам, статистически недостоверна.
Более высокое содержание среднемолекулярных пептидов в крови здоровых мужчин были обнаружены у молодых мужчин (р < 0,001). В крови мужчин с аскаридозной инвазией содержание среднемолекулярных пептидов также зависело от возраста исследованных лиц: у мужчин старшей возрастной группы в крови было обнаружено в 1,9 раза большее количество молекул средней массы, чем у мужчин в возрасте 18–35 лет (р < 0,001).
Содержание молекул средней массы в крови мужчин с аскаридозной инвазией моложе 36 лет варьировало от 0,44 до 8,9 усл. ед., у мужчин 36–45 лет – от 0,41 до 5,21 усл. ед. У 30 % мужчин с аскаридозной инвазией младше 36 лет уровень среднемолекулярных пептидов в крови превышал 3,00 усл. ед., тогда как у мужчин старшей возрастной группы содержание среднемолекулярных пептидов, превышающее 3,00 усл. ед., наблюдалось только в 11 % случаев.
Таким образом, содержание среднемолекулярных пептидов в крови женщин с аскаридозной инвазией в возрасте 18–45 лет и мужчин в возрасте 36–45 лет достоверно выше, чем у здоровых лиц, что свидетельствует о выраженной эндогенной интоксикации, вызванной гельминтозной инвазией. Вне зависимости от пола эндогенная интоксикация выражена сильнее у лиц в возрасте 18–35 лет, имеющих больший, по сравнению со старшей возрастной группой, репродуктивный потенциал. Как у мужчин, так и у женщин с аскаридозной инвазией с возрастом наблюдается тенденция к снижению количества среднемолекулярных пептидов в крови.