Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

IMPROVING FINANCIAL MANAGEMENT IN EDUCATION

Nalchadzhi T.A. 1
1 The Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekov
The article deals with contemporary problems improve the financial management system of higher vocational education. Notes that an effective process of modernization of education is possible in a systemic approach and the interaction of different levels of management education.Specifies the value of introducing modern techniques to assess the impact and effectiveness of educational services.
financial mechanism
modernisation
outsourcing
management analysis
transfer pricing
performance-based management

Одной из целей реформирования сферы образования России является преобразование финансового управления образовательными учреждениями. В этой связи задачей совершенствования финансового управления является повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, совершенствование финансовой отчетности, использование современных методов финансового анализа и менеджмента.

Усиление глобальных процессов в экономике, рост потребностей членов общества в образовательных услугах создают условия для совершенствования финансового управления системой высшего профессионального образования. Сущность этого процесса в современных экономических условиях сводится к следующему:

– расширение прав и ответственности вузов в решении вопросов бюджета;

– внедрение прогрессивных форм финансовой отчетности и актуальных методов финансового управления;

– совершенствование системы оценки качества деятельности вузов;

– объем финансирования должен определяться количественными показателями деятельности вуза.

Финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии. В настоящее время образовательные учреждения в регионах сталкиваются с проблемами недостаточной эффективности функционирующих методов управления финансами. Основным источником финансирования региональной системы образования на данном этапе реформирования образования является бюджетное финансирование, которое носит целевой характер и регламентируется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Функционирующий в настоящее время механизм бюджетного финансирования сталкивается с комплексом проблем. Реструктурирование бюджетных отношений в образовании предполагает формирование такой модели управления финансами образовательного учреждения, котораяобеспечит эффективное функционирование образовательной системы в рыночных условиях [1].

Совершенствование и обновление методов финансового управления в сфере высшего образования становится необходимым этапом в процессе развития образования в условиях усиления глобальных процессов и возникновения «экономики знаний».

Практика реформирования образования на современном этапе развития социальной инфраструктуры России с учетом ее специфических особенностей требует применения системного подхода в совокупности и элементами теории финансов и финансового менеджмента [2].

Модель совершенствования финансового управления системы высшего профессионального образования необходимо дополнить рыночными факторами, учитывающими специфику функционирования вузов.

Важное место в процессе совершенствования финансового управления образованием приобретает использование современных методик оценки результативности и эффективности образовательных услуг [4].

Основные направления совершенствования финансового управления в системе высшего профессионального образования в России предполагают:

1) переход к финансовому обеспечениюдеятельности в сфере образования на основе выполнения государственного задания;

2) использование методов бюджетирования, направленных на достижение определенных результатов;

3) возрастание самостоятельности и ответственности образовательных учреждений в финансовой сферена основе использования методов планирования, прогнозирования, инвестирования, кредитования, лизинга, страхования, финансового маркетинга;

4) создание системы налогового стимулирования деятельности вузов на всех уровнях управления образованием;

5) внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента [3].

Переход к сметному финансированию государственного задания на подготовку специалиста направлен на выявление резервов в использовании материальных и финансовых ресурсов образовательного учреждения, проведение оптимальной ценовой политики, повышение ответственности руководителей за результаты деятельности вуза, предусматривает совершенствование структуры финансового управления образовательного учреждения и реализация инновационных функций финансового управления при реализации образовательных услуг и проектов, среди которых образовательные программы, а также научные, инновационные, инвестиционные и другие проекты в образовательной сфере.

Моделирование процесса реализации проектов в образовательной сфере как одного из центров доходов, перераспределение иным структурным подразделениям непрофильных видов деятельности представляет собой механизм использования внутреннего аутсорсинга в управлении финансами. Объектами аутсорсинга могут стать:

– контроль качества образовательных услуг,

– управленческий учет,

– контроль финансовой деятельности,

– менеджмент персонала,

– маркетинговые исследования и консалтинг,

– правовые услуги,

– коммунальные и прочие услуги.

В качестве методического подхода в процессе перераспределения финансовых ресурсов образовательных учреждений при реализации образовательных и других проектов может стать трансфертное ценообразование, которое направлено на повышение эффективности совместной деятельности подразделений, формировать систему цен на предоставляемые услуги или ресурсы, перемещаемых между центрами финансовой ответственности и подразделениями образовательного учреждения [3].

Одним из факторов формирования и развития системы комплексной управленческой отчетности является наличие развитой информационной среды образовательного учреждения, которая позволяет в рамках учетно-аналитической системы проводить управленческий анализ, формировать своевременную и достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Концепция перехода образовательного учреждения от сметного финансирования к управлению результатами позволит обосновать и реализовать методологию совершенствования финансового управления.