Современное представление о правообразовании, правовом прогрессе, гражданском обществе и правовом государстве во многом зависит от интересов личности, государства, общества, которые выступают ориентирующим фактором жизнедеятельности любого общества в политической, экономической, социальной и других сферах.
Формирование и становление правового государства и гражданского общества зависит от внедрения и реализации интересов общества и государства. Поэтому изучение интереса является одной из актуальных задач в юридической науке.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании «интереса» в праве путем всестороннего анализа и раскрытия понимания этого правового феномена через соотношение понятия «интерес» в праве с такими юридическими категориями, как «законный интерес», «охраняемый законом интерес» и другими терминами, предложить возможные пути разграничения этих юридических категорий.
Отдельные аспекты понимания правового интереса нашли отражение в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Ч. Азимов, О. Бакаев, А. Довгерт, А. Иоффе, Р. Калюжный, А. Подопригора, В. Субочев, К. Тотьев и др. Однако в юридической науке ученые обращают внимание на тот факт, что почти не существует теоретических разработок относительно определения соотношения таких понятий, как «правовой интерес», «законный интерес», «охраняемый законом интерес». Поэтому существует необходимость в исследовании соотношения, взаимосвязи этих понятий, что позволило б изучить содержание такого правового феномена, как правовой интерес.
Методологической основой исследования является система познавательных принципов, методов и подходов концептуального характера. В процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы познания правовых явлений. В основу методологии исследования интереса в праве положен диалектический метод познания, который позволил провести исследование в единстве и взаимосвязи правовых факторов. Диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и другие методы положены в основу исследования особенностей развития концептуальных представлений интереса в праве. С помощью логико-семантического метода проведено соотношение и взаимосвязь понятия «интерес» с такими смежными категориями, как «законный интерес», «охраняемый законом интерес» и такими понятиями, как потребность, мотив и стимул.
В юридической литературе в последнее время все больше внимания уделяется интересу, рассмотрению его составных элементов, однако проблема его реализации остается исследованной весьма поверхностно. Значение правого интереса может стать определяющим для дальнейшего развития современного законодательства и права в целом, поскольку наличие интересов и их внедрение выступают фактором формирования правового и социального государства, гражданского общества.
Анализ научной юридической литературы позволяет выделить основные подходы к пониманию природы правового интереса:
1) интерес рассматривается как категория объективная (интересы существуют независимо от сознания их субъектом);
2) интерес – категория субъективная (зарождение и формирование интереса в праве у конкретного носителя, независимо или это отдельный индивид, или их объединения, ведь он представляет собой направленность субъекта, стремление к овладению тем или иным благом. Зарождение интереса прослеживается на уровне сознания самим субъектом-носителем);
3) согласно третьего подхода, так называемой «смешанной концепции» – интерес признается единством объективного и субъективного.
Стоит отметить, что именно третий подход наиболее полно раскрывает природу правового интереса. Вполне логично, что термин «интерес» может употребляться для обозначения двух разных, хотя и взаимосвязанных явлений: интереса как явления общественного бытия людей («объективного интереса») и интереса как явления их сознания («субъективного интереса»), формирование которого происходит под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. При этом объективный интерес фиксирует мероприятия (средства), способствующие укреплению и положительного изменения социального положения субъекта общественных отношений, а субъективным интересом является отношение данного субъекта к способам достижения этой цели [2, с. 56]. Таким образом, интерес в праве имеет субъективно-объективную природу.
Интерес в праве рассматривают с различных позиций: во-первых, как один из критериев разграничения частного и публичного права; во-вторых, как элемент, предпосылка или цель субъективного права; в-третьих, в узко материальном смысле – как «благо», «выгода», «польза». [4, с. 10]. Многообразие определений понятия «интерес» обусловливается важностью его места и роли в таких областях гуманитарных знаний, как философия, социология, политология, психология, педагогика и др.
Анализируя тенденции рассмотрения направлений исследований интереса в праве, можно сгруппировать их по 4 основным направлениям:
1) выделение «правового интереса»;
2) анализ понятия «интерес» физического или юридического лица, общества и государства;
3) рассмотрение вопроса «охраняемого законом интереса»;
4) исследование «законного интереса» [7, с. 11].
Таким образом, исследование интереса позволяет свести всё существующее многообразие использования понятия «интереса» к трем основным его соединениям:
1) «интерес» в праве;
2) «законный интерес»;
3) «охраняемый законом интерес».
Поэтому в связи с многообразием подходов в изучении интереса существует необходимость в исследовании соотношения, взаимовлияния, взаимообусловленности указанных понятий, что позволило бы органично исследовать такую многоаспектную категорию, как «интерес» в праве.
Подход к выяснению содержания понятия «законный интерес» базируется на понимании сущности термина «интерес», что является определяющим в данном словосочетании «законный интерес». Как следствие, предлагаются следующие существенные признаки «законного интереса»: во-первых, закрепленная в нормах закона ссылка на наличие определенной запрещенной юридической возможности по направленности личности на пользование социальным благом или отказа в его использовании; во-вторых, социальное одобрение таких интересов субъектов; в-третьих, отсутствие юридического запрета или запрещающих норм в реализации этой возможности; в-четвертых, «законный интерес» можно воспринимать как потенциальную возможность, которая, приобретая соответствующего распространения и актуальности, может реформироваться с осознанной направленностью в возможность субъекта, которая будет признана и закреплена в виде субъективного права [7, с. 12]. Исходя из этого, стоит отметить, что законные и правовые интересы разные по своей природе.
Д. Евстифеев считает, что законным есть интерес, который охраняется объективным правом, подлежит правовой защите со стороны государства, но не обеспеченный конкретным субъективным правом, обязанностями или иным правовым средством. Такой интерес, во-первых, не требует обязательного закрепления в правовых нормах; во-вторых, может иметь место не в рамках правоотношения; в-третьих, его реализация не обусловлена особенностями правового статуса лица, но осуществляется с помощью правомерного поведения субъекта, что одобряется как социумом, так и действующими правовыми нормами. При этом, даже если законный интерес реализуется вне рамках правоотношения, его соответствие действующему законодательству превращает интерес в самостоятельный объект правовой охраны, защиты.
Что касается правового интереса, то он является видом социального интереса, реализация которого осуществляется в рамках правоотношений и детально регламентируется законом. Следует отметить, что участие заинтересованного субъекта в правоотношениях обусловлена его правовым статусом, а реализация его правовых интересов осуществляется посредством его правового поведения, что является социально одобряемым поведением, регламентированным не только общерегулятивными, но и конкретными нормами права.
Указанные критерии позволяют выяснить соотношение и взаимосвязь вышеуказанных правовых категорий. Однако это не лишает возможности законным и правовым интересам иметь общие черты. Так, во-первых, они выступают видами социальных интересов. Во-вторых, взаимодействуют с правом, правда, по-разному. В-третьих, и те и другие подлежат правовой охране, защите. В-четвертых, указанные интересы могут переходить из одной разновидности в другую, в зависимости от их правовой природы. При этом, исходя из того, что законный и правовой интерес охраняются законом, следует говорить о том, что понятие «охраняемый законом интерес» надо рассматривать не как синоним законного интереса, а как родовое понятие по отношению к правовым и законных интересам [1, с. 10]. Таким образом, понятия «правовой интерес», «законный интерес», «охраняемый законом интерес» не тождественные термины, однако имеют общие черты и могут по возможности переходить из одной разновидности в другую.
В свою очередь, определив предметную сущность таких понятий, как «интерес» в праве, «законный интерес» и «охраняемый законом интерес», М. Самбор, выделяет общие и отличительные черты этих понятий, а именно:
1) «интерес» в праве, «законный интерес», «охраняемый законом интерес» содержат общие для интереса следующие свойства:
а) это осознанная направленность субъекта к обладанию определенным благом материального или нематериального характера;
б) направленность в удовлетворении потребности;
в) реализация направленности субъекта находит свое выражение в нормах права;
2) для «интереса» в праве, «законного интереса» и «охраняемого законом интереса» присущи следующие отличия:
а) «законный интерес» по сравнению с «интересом» в праве признается как социально значимый, что соответствует отсутствию прямого запрета в его реализации и достижении соответствующего блага, а «охраняемый законом интерес» выражает не просто социальную значимость, но и подчеркивает его социальную пользу;
б) по сравнению с «интересом» в праве, «законный интерес» подлежит правовой защите и охране при наличии в его составе субъективного права, тогда как «охраняемый законом интерес» является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны, определенных уже как право субъекта.
Это подчеркивает значимость «охраняемого законом интереса» над «законным интересом» и «интересом» в праве, а именно полезности владения таким благом со стороны субъекта для общества [7, с. 12]. Стоит отметить, что категории «правовой интерес», «законный интерес», «охраняемый законом интерес» содержат в своей основе первоначальный интерес, что в свою очередь подчеркивает сходство происхождения любого интереса в этих категориях. Каждая из перечисленных категорий имеет общую цель – удовлетворение потребности. Любой интерес возникает там и тогда, когда есть в чем-либо потребность.
Как видим, отдельные авторы разграничивают понятия «законного интереса» и «охраняемого законом интереса». Отметим, что в одном из решений Конституционного Суда Украины эти понятия отождествляются.
Осуществляя общетеоретический анализ интересов в праве, во внимание необходимо принять тот факт, что в отечественной юридической науке широко употребляется понятие «охраняемый законом интерес», а в зарубежной научной литературе – «законный интерес». Вместе с тем, в последнее время в отечественной общетеоретической юридической науке довольно часто употребляется термин «законный интерес».
В юридической литературе законный интерес рассматривается как разновидность разрешений, которые закреплены в объективном праве или выходят из его содержания и выражаются в возможностях субъектов права пользоваться конкретным социальным благом, а в ряде случаев обращаться за защитой в компетентные государственные органы или общественные организации – с целью удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным [9, с. 532]. Законный интерес современные ученые связывают с осознанием субъектом права необходимости удовлетворения своих потребностей способом, который допускается, но прямо не гарантируется действующим законодательством. Основными признаками законного интереса, по мнению В. Субочева, являются:
1) законный интерес выражается в простом юридическом правиле «разрешено все, что прямо не запрещено»;
2) законным признается только тот интерес, который не противоречит общественным интересам;
3) законный интерес обеспечивает стремление субъекта пользоваться конкретными социальными благами;
4) законный интерес выступает поводом обращения в компетентный орган (но только в определенных случаях) [3, с. 192–193].
Законные интересы находятся в тесной взаимосвязи с субъективными правами и юридическими обязанностями.
По мнению О. Винник, более разработаны в литературе (и соответственно – отражены в законодательстве) вопросы законных интересов. В свою очередь, незаконные интересы рассматривают как такие, что:
1) вообще не отражаются в объективном праве (не выходят из его общих принципов) или определяются как общественно вредные;
2) не соответствуют общему благу (публичным интересам и законным интересам других лиц);
3) защита таких интересов не гарантируется государством;
4) их реализация даже влечет за собой юридическую ответственность, если при этом нарушается установленный правопорядок и законные интересы других лиц [6, с. 11].
Несмотря на тесную взаимосвязь потребностей и интересов человека, в научной литературе прослеживаются различные взгляды относительно их соотношения. Одни исследователи, по сути, отождествляют эти понятия, другие четко разграничивают их, третьи включают потребность в состав интереса как одну из его структурных частей. По мнению С. Черниченко, «потребность» – это необходимость для субъекта социальных отношений устранить противоречия между его состоянием и другим наиболее благоприятным состоянием, «интерес» же – это возможность субъекта удовлетворить свои потребности.
Анализируя соотношение потребностей и интересов, стоит исходить из того, что: во-первых, человеческие потребности представляют собой объединение объективного и субъективного; во-вторых, они меняются в зависимости от различных условий; в-третьих, они могут быть как биологическими, так и социальными. Поэтому под потребностью следует понимать объективную необходимость живого организма, отдельной личности, социальной группы или общества в целом, которая отражает характер и содержание объективной связи (природной и социальной) потребностей субъекта и окружающей среды.
Потребности и интересы существенно отличаются по своему назначению: в то время как назначение интереса заключается в производстве предмета, конечной «целью» потребности является поглощение, т.е. уничтожение предмета. Наконец, разграничение интереса и потребности заключается и в том, что не всякая потребность связана с интересом. Таким образом, те потребности, которые легко удовлетворяются и по сути не требуют деятельности по их осуществлению, не вызывают интереса. Например, потребление человеком воздуха, воды и т.п. осуществляется человеком в нормальных условиях [8, с. 73–84]. То есть интерес имеет место тогда, когда есть в чем-либо необходимость и для достижения цели необходимо совершить определенные действия, чтобы удовлетворить необходимость в каком-либо благе.
М. Самбор подчеркивает, что интерес в отличие от потребности, которая определяет необходимость (нужду) субъекта определенного блага (материального или нематериального характера), рядом с таким благом включает в себя еще и направленность субъекта на овладение им [7, с. 11].
Потребность – это неотъемлемое свойство всего живого, а не только человека, является естественной, биологической нуждой, что требует своего удовлетворения. Она выражает отношение между человеком (или животным миром) и природой, в чем и заключается ее суть. Отсюда основные различия интересов и потребностей. Во-первых, интересы присущи только людям, их объединениям, тогда как потребности характерны для всего живого. Во-вторых, потребности демонстрируют биологическую зависимость живых существ, а интересы выражают социальные потребности людей в рамках общественных отношений. Отсюда, если потребности ориентированы прежде всего на предметы их удовлетворения, то интересы направлены на социальные отношения, в рамках которых распределяются, удовлетворяются социальные блага. В-третьих, если потребности возникают естественным образом, то интересы формируются в ходе участия людей в общественных отношениях. В-четвертых, интересам свойственна динамичность – их массив постоянно меняется вместе с социальной действительностью, которая также постоянно меняется. Потребности же более статичны, их перечень менее подвержен изменениям. Между интересами и потребностями есть и другие отличия [1, с. 9].
В. Шумилов в свою очередь подчеркивает, что ошибочно сводить «интерес» к «потребностям». Так, для удовлетворения личных социальных потребностей предпринимателя служит интерес получать прибыль. Потребность государства в ресурсах, которых не хватает, имеет своим следствием интерес в поставках сырья извне. Таким образом, интересы и потребности – это не одно и то же. Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей
[5, с. 4]. Сначала возникает потребность в чем-либо, затем возникает интерес в удовлетворении этой же потребности.
Понятию интереса также близки термины «мотив» и «стимул». В контексте исследуемой темы, представляется возможным рассматривать мотив как причину деятельности человека, совокупность уже возникших, благоприятных или неблагоприятных обстоятельств его жизнедеятельности. Стимул же выступает возможным положительным результатом деятельности людей, наступления которого обусловлено удовлетворительной реализацией их потребностей, интересов. Стимулирование и мотивация поведения субъектов общественных отношений могут происходить независимо друг от друга.
Что касается соотношения интересов, мотивов и стимулов, то последние выступают начальным социально обусловленным элементом, связывающим объект (предмет) и лицо. Мотивы и стимулы выполняют по отношению к интересам важнейшую служебную роль, обеспечивая удовлетворение интересов, также и потребностей в реальном поведении людей. В то же время они могут вызывать появление новых интересов людей [1, с. 9].
Заключение
На основании проведенного анализа соотношения понятия «интерес» с другими взаимосвязанными категориями, можно сделать следующие выводы. Итак, категории «интерес» в праве, «законный интерес» и «охраняемый законом интерес» имеют как общие, так и отличительные черты. Объединяющим звеном этих категорий выступает первоначальный интерес. Это не тождественные понятия, однако тесно взаимосвязаны общей целью – обеспечить формирование правового государства и гражданского общества, в котором надлежащим образом утверждаются интересы каждого индивида и реализуются на практике.
Что касается соотношения и взаимосвязи интереса и потребности, то стоит отметить, что потребность рассматривают как одну из структурных частей интереса. Основное различие этих понятий состоит в их природе. Потребность – это неотъемлемое свойство всего живого, является естественной необходимостью в чем-либо.
Понятию интереса также близки термины «мотив» и «стимул». Анализируя соотношение интересов, мотивов и стимулов, можно подчеркнуть, что последние выполняют по отношению к интересам важнейшую служебную роль, обеспечивая удовлетворение интересов, также и потребностей в реальном поведении людей.