Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В последнее время активно разрабатываются вопросы дифференциации и профилизации школьного обучения, интеграции содержания образования, уделяется значительное внимание качеству образования. На фоне вышеперечисленных процессов регистрируется рост числа учащихся средних общеобразовательных учреждений, занимающихся исследовательской деятельностью [Первышина Г.Г., 2007]. При этом в современных условиях исследовательскую деятельность можно рассматривать как совокупность двух направлений: профориентационного компонента и инструмента повышения качества образования.

Целью настоящей работы являлся сравнительный анализ студентов первого курса ГОУ ВПО КГТЭИ по вопросам профессиональной информированности в зависимости от ранее имеющегося опыта исследовательской деятельности. Исследование проводилось в 2008/2009 учебном году и охватывало 420 студентов, что составляло 96,7% к общему числу обучающихся на первом курсе очной формы. Как показали результаты опроса 57,1% студентов первого курса имеют опыт исследовательской работы, из них 39,2% выполняли исследования по профилю обучения в высшем учебном заведении. Изучение уровня информированности студентов-первокурсников по вопросам, связанным с их будущей профессией, показало (табл.), что более высокую степень информированности в профессиональной области имеют первокурсники, ранее занимавшиеся исследовательской деятельностью.

Уровень информированности студентов-первокурсников относительно будущей профессии, %

Ответ

Знали ли Вы при поступлении в ВУЗ, %

где могут работать выпускники

каков их обычный заработок

каковы будущие возможности

профессионального роста

продвижения по службе

1

2

1

2

1

2

1

2

Знали

74,2

71,6

46,3

41,7

66,7

57,8

59,2

65,0

Не знали

19,6

28,4

45,6

53,7

26,7

42,2

40,8

35,0

Не ответили

6,2

-

8,1

4,6

6,6

-

-

-

1 - занимались исследовательской деятельностью в рамках СОШ, 2 - нет

Таким образом, занятия УИД школьников способствует их профессиональной адаптации в вузе как непосредственно (через общение с профессорско-преподавательским составом при выполнении работы), так и опосредованно (через получение навыков работы с литературой, развитие аналитических способностей).

Работа выполнена при поддержке гранта ГОУ ВПО КГТЭИ ГВ-09-02