Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Понятие качества образования (КО) явля­ется ключевой задачей в решении проблем Болонского процесса. Одним из критериев качества является требование массовой востребованности образовательной продукции, производимой на той или иной ступени высшего образования. В последние годы практически во всех странах Европейского союза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетенций. По принятой классификации общие компетенции делятся на три группы: инструментальные, межличностные и системные. Под инст­рументальными компетенциями понимают ког­нитивные способности, умение управлять окружающей средой, организовывать время; компью­терные, информационные и коммуникативные навыки; способности к анализу и синтезу, к организации и планированию, базовые общие и про­фессиональные знания, способность решать про­блемы, способность принимать решения. К меж­личностным компетенциям относят умение вы­ражать отношения и чувства, критическое осмысление и способность к самокритике; социальные навыки. Системные компетенции включают в себя способность планировать изменения с це­лью совершенствования системы и конструиро­вать новые системы. Это - способность приме­нять знания на практике, способности к обуче­нию и исследованию, к адаптации в новых ситуа­циях, к генерации новых идей, к лидерству, к разработке проектов и управлению ими, к инициативе и предпринимательству, воля к успеху, ответственность за качество. Многие из данных компетенций должны быть в основном сформированы до поступления в вуз, и получить даль­нейшее развитие в вузе.

Уровень необходимости применения компетенций для разных профессий неодинаков и зависит от ситуации, иногда отсутствие той или иной компетенции является признаком профессионалыюй непригодности, а иногда в ней нет необходимости. Это необходимо учитывать при составлении обязательного перечня компетенций в образовательных стандартах конкретных специальностей. Специальные компетенции 1-го образовательного уровня базируются на общих инструментальных компетенциях. Компетенции 2-го образовательного уровня в большей мере требуют владения системными и межличностны­ми компетенциями. КО зависит от его функцио­нальных свойств. Следовательно, качество профессиональной подготовки во многом определяется не суммой теоретических знаний, отдельных практических умений и навыков, а степенью под­готовленности применять их при решении кон­кретных профессиональных задач. Итак, можно сформулировать функциональные требования к уровням высшего профессионального образова­ния: специалист, имеющий образовательный уро­вень - бакалавр, является исполнителем в реше­нии профессиональных задач; специалист, имеющий образовательный уровень - магистр, должен формулировать профессиональные зада­чи, предлагать пути их решения, и участвовать в их реализации. Заявленные в государственных образовательных стандартах знания, умения и навыки, как цели профессиональной подготовки, содержатся в определённой части указанных вы­ше компетенций, но в целом совокупность общих компетенций более полно детерминирует в виде целевого пакета запросы современного общества к содержанию высшего профессионального образования. Таким образом, компетентностный под­ход, который реализуется в рамках Болонского процесса, указывает на необходимость разработ­ки новой концепции содержания образовательно­го стандарта высшего профессионального обра­зования, а также коррекции технологий его реа­лизации.