Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Хроническая стрессовая ситуация, вызванная социально-экономической нестабильностью, ломкой прежних стереотипов, ростом безработицы и происходящим расслоением в обществе в значительной мере влияет на состояние здоровья людей. В сложившейся ситуации еще большее воздействие стресса испытывают учителя, специфика работы которых требует больших резервов самообладания и саморегуляции. Наша практическая деятельность в должности психолога центра образования в городе Ставрополе показала, что недостаточная относительная эффективность традиционных приемов воспитательного воздействия, стихийное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации учителей в многочисленных стрессовых ситуациях, создаваемых в том числе и самими учителями в школе, делают проблематичным сохранение здоровья как учителей, так и учеников. Об этом свидетельствует развитие неврозов, психосоматических заболеваний и других пограничных состояний у этих контингентов. По оценкам специалистов до 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами дезадаптации, проявляющимися в ухудшении успеваемости, конфликтных отношениях с учителями и сверстниками, нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, употреблении наркотиков и алкоголя, табакокурении.

Важнейшим подходом к реализации задачи профилактики психогенных расстройств школьниов является переосмысление подготовки педагогов, основанное на формировании у них высокофункционального копинг-поведения и выработки навыков, способствующих личностно-профессиональному росту. Такая подготовка позволит педагогам формировать в школах социально-поддерживающие сети, через которые они смогут оказать на высоком профессиональном уровне необходимую школьникам психологическую и социальную поддержку и обучать их на примере своего поведения активным стратегиям преодоления проблем. Целью нашего исследования явилось изучение поведенческих копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов учителей средних школ, определяющих их копинг-поведение и разработка на этой основе программы психологической подготовки педагогов, направленной на формирование у них высокофункционального копинг-поведения, способствующего осуществлению профилактики психогенных расстройств как у учителей, так и у школьников.