Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

BASIC TOOLS OF THE DEVELOPMENT OF MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS IN PARADIGM OF COMPETENCE APPROACH (ILLUSTRATED ON INFORMATION SYSTEMS)

Belousova I.D. 1
1 FGBOU VPO «Magnitogorsk State University»
1142 KB
The article is an analysis of the fundamental differences existing federal state educational standards of higher education on the standards of the first and second generation, and especially the development of educational programs on the basis of these standards. The review of the requirements of international educational standards to the profile of information systems, is considered a tool of the competence approach as a frame of qualifications. The essence and role of these documents in the development of educational programs.
professional education
competence-based approach
the requirements of the labor market
qualifications framework
the IT industry

В условиях быстрых темпов технологического и экономического развития ИТ-отрасли важнейшее значение приобретают вопросы связанные с адекватностью содержания образовательных программ профессиональной подготовки ИТ-специалистов современным требованиям работодателей, а также своевременного учета изменений конъектуры рынка труда. В настоящее время поиск ответов на данные вопросы лежит в русле реализации компетентностной парадигмы в процессе проектирования и реализации образовательных программ.

Внедренная компетентностная методология разработки третьего поколения стандартов ФГОС позволила кардинально пересмотреть эти идеи в сторону обеспечения большей гибкости и адаптивности в управлении процессом профессиональной подготовки в соответствии с изменениями требований к его результатам. Характер ФГОС задает новую логику управления качеством профессиональной подготовки, что, прежде всего, связано с переходом от минимума содержания к минимуму результатов обучения, выраженных в компетентностном формате. В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы). В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования к не обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций [5].

Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования содержания ООП [1] требует однозначного понимания каков состав основных видов профессиональной деятельности, компетенций и в соответствии с профилизацией результатов обучения (знать, уметь, владеть). Такое определение результатов обучения через компетенции позволяет разработать более точную и диагностически выверенную систему измерителей уровня профессиональной компетентности будущего специалиста на всех этапах его подготовки [5].

Реализация компетентностного подхода сегодня рассматривается как необходимое условие качества построения и функционирования системы профессионального образования на основе адаптивного управления с точки зрения учета международных тенденций, государственных и региональных особенностей и потребностей рынка труда, а также обеспечения принципа непрерывности профессиональной подготовки личности. Согласно [5] настоящее время в отечественной практике в области подготовки ИТ-специалистов для решения этой проблемы в качестве методической основы используются: международные стандарты; профессиональные стандарты и квалификационные требования к работнику.

К середине первого десятилетия объединенной группой специалистов ACM, IEEE-CS, AIS и AITP был разработан следующий набор документов, описывающих типовые модели учебных программ, называемых стандартами куррикулумов (curriculum standards) или просто куррикулумами: Computer Science 2001 (CS2001 или CCCS2001), Information Systems 2002 (IS2002), Computer Engineering 2004 (CE2004), Software Engineering 2004 (SE2004), Information Technology (IT2006), а также документ Computing Curricula 2005 (CC2005) [11], имеющий общее методологическое назначение. В последующее пятилетие (процесс развития куррикуломов принял постоянный непрерывный характер и осуществляется на принципах консорциумной стандартизации) практически все указанные выше документы были переработаны и вышли в новых редакциях.

Методологической основой этой системы образовательных стандартов является документ СС2005, в котором, в частности, сформулирована современная и весьма общая трактовка понятия компьютинга, как любой технической деятельности, вовлекающей применение компьютеров [11]. Основными моделями подготовки в области компьютинга (подготовка IT-специалиста) по Curricula 2005 являются: computer engineering (компьютерные системы); computer science (фундаментальная информатика); information systems (информационные системы); information technology (информационные технологии); software engineering (программные системы).

В качестве примера на рис. 1 представлено графическое представление моделей подготовки в области компьютинга Curricula 2005 по профилю информационные системы, наиболее соответствующему направлению подготовки «Прикладная информатика».

belous1.tif

Рис. 1. Основные модели подготовки в области компьютинга Curricula 2005: information systems (информационные системы)

Как мы видим, распределение теоретической и прикладной составляющей профессиональной подготовки по уровням моделей Curricula 2005:

  • организационному (проектирование и разработка информационных систем);
  • технологическому (прикладное программное обеспечение);
  • программного обеспечения (средства и методы разработки ПО);
  • системного обеспечения (архитектура программных систем);
  • аппаратного обеспечения (компьютерные устройства и их архитектура).

Так, международный стандарт определяет, что выпускники рассматриваемого профиля должны:

  • понимать технические и организационные факторы в своей деятельности;
  • быть способными определять каким образом информация и информатизированные бизнес-процессы должны обеспечить конкурентоспособность предприятия;
  • играть ключевую роль в определении требований для корпоративных информационных систем (КИС);
  • разрабатывать спецификации КИС;
  • осуществлять проектирование и реализацию КИС;
  • осуществлять тестирование и комплексные испытания КИС;
  • отвечать за оптимизацию бизнес-процессов и т.п. [11].

Кроме, того в стандарте указан примерный список, включающий в себя рекомендуемые дополнительные курсы по каждому профилю.

На основе экспертных оценок и анализа опыта реализации большого числа наиболее успешных университетских программ в СС2005 предложены шкалированные оценки уровня подготовки выпускников для каждого базового профиля (фрагмент представлен на рис. 2). В левом столбце перечислены ключевые технологии, темы профессиональной подготовки, а каждый из следующих столбцов содержит диапазоны числовых оценок важности этой темы для соответствующего столбцу профиля. Таким образом, на пересечении строк и столбцов стоят два весовых значения шкалы, левое значение соответствует минимальному уровню подготовки по данной теме для рассматриваемого профиля, правое — максимальному уровню [11].

belous2.tif

Рис. 2. Фрагмент оценки уровня подготовки выпускников для каждого базового профиля СС2005

Приведенный документ может быть положен в основу разработки образовательных программ с точки зрения выбора дисциплин (модулей) [8], а также установления требуемого уровня формирования профессиональных знаний и умений в отношении определенных областей и технологий ИТ.

В силу современных теребований к ИТ-специалистам не последнюю роль играют «надпрофессиональные» компетенции. Исследование существующих на сегодня разработок, лежащих в тематике данной проблемы, привел к такому инструменту компетентностного подхода как рамка квалификаций. Рамка квалификаций – это инструмент развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев (дескрипторами), установленных для определения уровней полученного обучения.

В этом отношении особенно хотелось бы выделить работы, в которых авторскими коллективами был не только был произведен анализ управления качеством профессионального образования на основе рамочных структур [10, 3, 4], но и разработан проект отраслевой рамки квалификаций для ИТ-отрасли Челябинской области [9, 5], а также приведена методика его использования при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования, в том числе спецификаций модулей, рабочих программ, технологий обучения, средств диагностики и оценки [2, 6, 7, 8].

Дескрипторы в указанной выше отраслевой рамке квалификаций характеризуют результаты обучения через знания (базовые знания в различных областях, профессиональные знания), умения (обобщенные умения) и компетенции (автономность, коммуникативность, ответственность, адаптивность, мотивированность и способность к развитию). Уровни соответствующие бакалавриату, специалитету и магистратуре (4, 5 и 6) предполагают описание результатов обучения с учетом направленности личности выпускника. Так, для 4 квалификационного уровня выделены следующие направленности практико-ориентированная и исследовательская; для 5 квалификационного уровня – практико-ориентированная, управленческая, научно-исследовательская; для 6 квалификационного уровня – управленческая и научно-исследовательская.

В [5] требования к результатам обучения представлены в виде содержательных качественных характеристик дескрипторов уровней. В таблице приведена квалиметрическая поуровневая оценка результатов обучения, соотнесенная с таксономией Б. Блума.

Оценка результатов обучения по уровням высшего профессионального образования

Знания

Умения

Компетенции

Базовые знания в различных областях

Профессиональные знания

Обобщенные умения

Автономность

Коммуникативность

Ответственность

Адаптивность

Мотивированность, способность к развитию

СПО повышенный уровень/ВПО неполный бакалавриат (3 уровень)

3

3

3

2-3

2-3

2-3

3

3

ВПО бакалавриат (4 уровень)

3-4

4

4

3-4

3-4

3-4

3-4

4

ВПО специалитет (5 уровень)

4

4-5

4-5

4

4

4

4

4-5

ВПО магистратура (6 уровень)

4-5

5

5

5

4-5

5

5

5

Данная квалиметрическая интерпретация требований к результатам обучения находит широкое применение при разработке спецификаций модулей, рабочих программ, а также при проектировании технологий обучения, средств диагностики и оценки и уже зарекомендовала себя в ходе апробации в Магнитогорском государственном университете как прочная научная основа разработки образовательных программ.

Проведенный обзор показал, что в основу разработки образовательных программ на основе компетентностного подхода могут быть использованы международные стандарты и отраслевые рамки квалификаций. Их совместное использование позволяет адаптировать требования международных стандартов к особенностям регионального рынка труда и, выстраивать траекторию профессиональной подготовки и развития конкретной личности.