Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PROFESSIONAL SELF-DETERNINATION AS AN ELEMENT OF LIFE NAVIGATION

Tsygina O.D. 1 Ognev A.S. 1 Durneva E.E. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
The problem of students’ professional self-determination is considered in the article. In connection with increasing of the interest to the process of education individualization, the educational module «Life navigation» was developed in Sholokhov Moscow State University for the Humanities. This module provides task-oriented integration in professional self-development program into trainee’s life plans. As a core method in “Life Navigation” module we use training of organizational development, which is the basic tool of increasing the subjective potential of personality. Also, one of the important part of system of forming cultural competencies of students is organization of complete socio-cultural environment at university.
self-determination
professional activity
life navigation
psycho-pedagogical support

Высокий темп социокультурных перемен заставляет большинство из нас жить в условиях хронической неопределенности. Стремительные экономические преобразования в стране и мире для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы отечественного высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов на всех этапах их обучения.

Все более злободневной указанную проблему делают, с одной стороны, постоянно усиливающаяся тенденция к индивидуализации обучения, а с другой – нарастающая неспособность студентов к роли полноценного субъекта процесса построения собственной образовательной и карьерной траектории. Первая из обозначенных тенденций – одна из составляющих интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. Вторая тенденция – следствие преобладающего в нашей культуре патерналистского подхода взрослых к организации образования ребенка.

Для решения проблемы жизненного самоопределения у любого человека в первую очередь должна быть сформирована способность к осознанию своих жизненных приоритетов. Проведенные нами исследования показывают, что для современной молодежи это весьма непростая задача. За последние десятилетия в нашем обществе укоренилась привычка «не загадывать далеко вперед», строить свою жизнь по принципу «действовать по ситуации». В результате даже попытка обсуждать свои мечты, строить планы на отдаленную перспективу большинством молодых людей воспринимается как дело ненужное. Разговор со студентами в учебных аудиториях о том, что конкретно представляют собой их важнейшие цели, как вуз может содействовать их достижению, считаются самими студентами делом неуместным. При этом, те же студенты в ряду наиболее злободневных для них проблем указывают неопределенность того, чем они будут заниматься по окончанию вуза и того, какая деятельность для них предпочтительна с учетом выбранной специальности (в опросе принимали участие студенты и абитуриенты Московского государственного университета им. М.А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, общая численность опрошенных составила более двух с половиной тысяч человек).

Многочисленные исследования показывают что успеху и процветанию человека в современном мире способствуют:

– умение четко формулировать свои собственные стратегические цели,

– способность подразделять движение к цели на промежуточные вехи;

– умение определять необходимые для достижения своих целей средства;

– способность строить реалистичные планы;

– умение предвидеть возможные риски и подбирать меры их предупреждению.

Все это должно касаться не только осваиваемой профессиональной деятельности. Прежде всего, способность решать такие задачи должна культивироваться в отношении самой жизни студента. Он должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем. Он должен быть вооружен знаниями об условиях, факторах и технологиях достижения жизненного успеха, благополучия и процветания.

Современная система высшего профессионального образования предусматривает изменения в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения, готовых к принятию самостоятельных, ответственных решений, выработке индивидуальной траектории внутри социальной жизни, проектированию и реализации собственного образовательного маршрута, профессиональной образовательной программы, обладающих набором необходимы компетентностей в разных областях человеческой деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

На сегодняшний день, выпускники вузов сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации и интеграции: в условиях высокого уровня конкуренции на рынке труда, снижения роли труда и девальвации значимости некоторых профессий, у выпускника вуза порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства. При этом снижается порог адаптации к постоянно преобразующейся окружающей действительности. Современному работодателю нужны работники, не только высокопрофессиональные, но и быстро и легко овладевающие новыми технологиями, профессионально-мобильные, творческие, легко адаптирующиеся к новым условиям трудовой деятельности. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение подготовки будущих специалистов приобретает особое значение.

В связи с возрастанием интереса к процессу индивидуализации образования в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова) был разработан образовательный модуль «Жизненная навигация». Данный модуль обеспечивает целенаправленную интеграцию в жизненные планы обучаемого программы его профессионального саморазвития. В рамках данной дисциплины система учебных занятий обеспечивает формирование у обучаемого навыков принятия научно обоснованных решений, принимаемых в связи с преодолением жизненно важных трудностей. Целью данного модуля является формирование умений и развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов.

Уделяя, безусловно, достойное внимание профессиональной подготовке, мы считаем важным, чтобы, помимо глубоких профессиональных знаний, у каждого нашего выпускника сформировались универсальные социальные компетенции, которые ценятся в любой сфере деятельности, будь то политика, бизнес, педагогика или государственная служба. Универсальные (общекультурные) компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности. Это, например, такие качества как

  • владение культурой научного мышления;
  • способность к понимаю современных концепций научной картины мира, эволюции природы и человека;
  • владение экологической культурой, знаниями в области экологии человека и природы, экологической безопасности;
  • понимание значение языка как основы культуры, его роль в жизни общества;
  • понимание основных движущих сил исторического развития общества;
  • способность реализовывать свои гражданские права;
  • способность нести ответственность за свои поступки и последствия принятых решений;
  • владение навыками публичной речи, делового общения;
  • способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели;
  • способность работать с разнообразной информацией;
  • способность создавать рабочие команды и оптимизировать их деятельность;
  • способность осуществлять проектную деятельность и др.

Образовательный модуль «Жизненная навигация» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • Способен ставить и достигать жизненные и профессиональные цели;
  • Владеет элементарными умениями в области организации образовательной деятельности в соответствии с основными принципами современной педагогики и андрагогики, способен к непрерывному самообразованию.

В соответствии с компетентностной направленностью образовательного модуля определено его содержание и используемые в его рамках формы учебной работы и диагностические средства определения уровня сформированности компетенций.

В качестве прототипа для практических занятий модуля нами были использованы так называемы «группы тренинга базовых навыков» (Т-группы). Как известно, используя сходные технологии с психокоррекционными группами, Т-группы в первую очередь ориентированы на образовательный эффект – развитие личности. В них активно используются такие механизмы персонального развития, как самопознание, межличностное научение, межличностная обратная связь.

В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется разработанный нами как базовый инструмент повышения субъетного потенциала личности тренинг организационного развития (ТОР). Основная задача методики ТОР состоит в обеспечении роста совершенства целесообразного упорядочения человеком своей активности при разрешении им актуальных противоречий. Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы.

Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех?

Какую проблему буду решать сейчас?

Зачем и для чего?

Какова цель решения проблемы?

Какие ресурсы необходимы?

Какие возможные помехи?

Какие помехи можно нейтрализовать?

Когда и каких результатов мы ожидаем?

Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации?

Наши тесты показали, что у студентов, осваивающих «Жизненную навигацию», растет уровень уверенности в завтрашнем дне, уровень здорового оптимизма. Эти характеристики, бесспорно, являются одними из основополагающих при выборе студентами и выпускниками будущей профессии, области деятельности, должности, они, безусловно, находят свое отражение на этапе самоопределения и трудоустройства выпускника, как временного, так и постоянного.

Еще одной важной составляющей системы формирования общекультурных компетенций студентов является организация в вузе целостной социокультурной среды. В МГГУ им. М.А. Шолохова студенты еще на этапе обучения в вузе строят свою карьеру, получают необходимые навыки, опыт, развивают необходимые как профессиональные, так и общекультурные компетенции посредством внеучебной деятельности, такой как, волонтерство, вожатство, участие в различных проектах, форумах и т.д.