В последние годы наблюдается бурный экономический рост в Китае. Во многом это является результатом грамотной налоговой и инвестиционной государственной политики и созданием особых экономических зон (ОЭЗ).
В ходе настоящего исследования был проанализирован опыт КНР в области привлечения инвестиций в ОЭЗ. Главный вопрос исследования состоял в оценке эффективности привлечения инвестиций путем создания особых экономических зон.
Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата [1], UNCTAD [2], Доклада о человеческом развитии 2013 [3].
В 80-е годы 20 века в КНР в качестве эксперимента были созданы четыре ОЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (в провинции Гуандун) и Сямынь (в провинции Фуцзянь). Выбор именно этих регионов был неслучаен. Некоторые из них уже давно являлись сложившимися торговыми центрами, имеющими прямое морское и железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао (Шэньчжэнь, Чжухай) или являлись портовыми городами (Шаньтоу, Сямынь). Эти регионы обладали определенной инфраструктурой и промышленной базой и имели более развитые экономические связи с заграницей, чем внутренние районы КНР.
Правительство Китая определило следующие цели создания ОЭЗ:
- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
- увеличение экспортной валютной выручки;
- стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
- эффективное использование природных ресурсов;
- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
- создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
- мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.
В настоящее время в Китае действуют 6 ОЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:
ОЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95 % объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).
ОЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85 % инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).
ОЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80 % капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).
ОЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80 % – инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).
ОЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций – 22,3 млрд. долл. США).
Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).
Система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. В ряде крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные льготы иностранным инвесторам.
В результате за 1979–2011 гг. объем прямых иностранных инвестиций в Китай составил 1164,3 млрд. долл. США. Причем доля прямых инвестиций в 2000-2012 гг. составляла в общем объеме иностранных инвестиций составляла более 95 % (в России – не более 20 % [1]). Правда, доля иностранных инвестиций в основные фонды Китая в 2000-е годы не превышала 11 % от общего объема инвестиций в них, а в 2011 году она составила всего 2,4 %.
Создание особых экономических зон способствовало экономическому росту Китая. Если в 1978 году, доля Китая в экспорте товаров в мире составляла всего лишь 0,75 %, то в 2010 г. – уже 3,86 % [2].
Правительство Китая проводит мониторинг условий функционирования особых экономических зон, с тем, чтобы более эффективно использовать их преимущества и ослабить их негативное влияние.
Для анализа эффективности привлечения инвестиций в ОЭЗ нами были выбраны следующие показатели: средняя заработная плата, уровень безработицы, среднегодовой прирост индекса человеческих ресурсов (ИЧР), индекс потребительских цен, чистый приток иностранный инвестиций, ВВП на душу населения.
В табл. 1 представлены значения выбранных показателей для России, Китая, США. Безусловно, изменение этих показателей является результатом множества факторов. Проведенный анализ парной корреляции между притоком иностранных инвестиций и выбранными факторами позволяет предположить наличие тесной связи между ними [5, 6].
Таблица 1
Макроэкономические показатели
Страна |
Уровень безработицы, в (2010), % |
Средняя заработная плата, в руб., (2010) |
Среднегодовой прирост ИЧР в 2000/2012 гг., в % |
Индекс потребительских цен (2010), в % |
Расходы на научные исследования, в % от ВВП (2010) |
Чистый приток иностранных инвестиций, в % от ВВП (2010) |
ВВП, на душу населения, $ (2010) |
Китай |
4,1 |
12548,8 |
1,42 |
112 |
1,5 |
3,1 |
4354 |
Россия |
7,3 |
47 318,9 |
0,84 |
165 |
1,3 |
2,8 |
10351 |
США |
8 |
130620,0 |
0,22 |
112 |
2,8 |
1,5 |
47084 |
Источники: Росстат, Доклад о человеческом развитии 2013 [1, 3].
Анализ динамики выбранных факторов позволяет сделать вывод, что важнейшим результатом создания особых зон, и в Китае, и в России, является решение проблемы занятости, развитие регионов, экономический рост, рост индекса человеческих ресурсов. Однако ОЭЗ влекут за собой и проблемы, в частности, способствуют росту социального неравенства населения, росту диспропорций между регионами [5,6]
В ходе исследования были проанализированы данные о темпах прироста ВВП в ряде регионов мира в 2005-2011 гг. [1,2]. Был выполнен сравнительный анализ средних темпов прироста в мире, в развитых, в развивающихся странах, Китае, России и ряде регионов России и Китая, в которых созданы ОЭЗ: Гонконг и Макао (Китай, ОЭЗ), Липецкая обл. и Татарстан (Россия) (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ экономического роста в ОЭЗ
Регион |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Средний темп прироста |
Рейтинг |
|
1 |
Весь мир |
3,5 |
1,4 |
–2,3 |
4,0 |
2,7 |
1,83 |
7 |
2 |
Развитые страны |
2,4 |
0,1 |
–4,0 |
2,7 |
1,4 |
0,49 |
9 |
3 |
Развивающиеся страны |
6,8 |
5,1 |
2,5 |
7,5 |
5,8 |
5,53 |
3 |
4 |
Китай |
11,3 |
9,6 |
9,2 |
10,4 |
9,2 |
9,94 |
2 |
5 |
Гонконг (ОЭЗ) |
7,1 |
2,3 |
–2,7 |
7,0 |
5,0 |
3,67 |
5 |
6 |
Макао, Китай (ОЭЗ) |
8,3 |
2,8 |
1,5 |
26,2 |
20,7 |
11,47 |
1 |
7 |
Россия |
6,4 |
5,2 |
–7,8 |
4,0 |
4,3 |
2,28 |
6 |
8 |
Татарстан (ОЭЗ) |
5,5 |
7,7 |
–3,4 |
4,3 |
5,7 |
3,91 |
4 |
9 |
Липецкая обл. (ОЭЗ) |
1,7 |
3,6 |
–6,5 |
4,0 |
4,8 |
1,43 |
8 |
Источники: Росстат, UNCTAD [1, 2].
Была проведена рейтинговая оценка средних темпов прироста в выбранных регионах в 2005-2011 гг. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в Китае), и особенно в ОЭЗ Макао – 11,47 % (это игорная особая зона).
Вывод. Результаты исследования показывают эффективность государственной политики Китая по привлечению иностранных инвестиций для развития регионов посредством создания ОЭЗ. Подобный российский опыт в настоящее время не дает желаемых результатов. Уровень экономического развития в регионах с ОЭЗ ниже общероссийского. На наш взгляд следует продумать дополнительные меры по стимулированию резидентов и инвесторов ОЭЗ с тем, чтобы обеспечить более бурный рост регионов.