Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A TOOL FOR REGIONAL DEVELOPMENT

Ryazantseva M.V. 1
1 GBOU VPO «Moscow State University of Geodesy and Cartography» (MIIGAiK) Moscow
We studied the experience of creation of special economic zones of China. The analysis of efficiency of attraction of foreign investments in special economic zones in China, Russia. With the help of statistical methods shown the efficiency of creation of special economic zones as a tool of development of regions. Identified positive and negative effects of creation of special economic zones.
special economic zones
investments
investment policy

В последние годы наблюдается бурный экономический рост в Китае. Во многом это является результатом грамотной налоговой и инвестиционной государственной политики и созданием особых экономических зон (ОЭЗ).

В ходе настоящего исследования был проанализирован опыт КНР в области привлечения инвестиций в ОЭЗ. Главный вопрос исследования состоял в оценке эффективности привлечения инвестиций путем создания особых экономических зон.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата [1], UNCTAD [2], Доклада о человеческом развитии 2013 [3].

В 80-е годы 20 века в КНР в качестве эксперимента были созданы четыре ОЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (в провинции Гуандун) и Сямынь (в провинции Фуцзянь). Выбор именно этих регионов был неслучаен. Некоторые из них уже давно являлись сложившимися торговыми центрами, имеющими прямое морское и железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао (Шэньчжэнь, Чжухай) или являлись портовыми городами (Шаньтоу, Сямынь). Эти регионы обладали определенной инфраструктурой и промышленной базой и имели более развитые экономические связи с заграницей, чем внутренние районы КНР.

Правительство Китая определило следующие цели создания ОЭЗ:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • увеличение экспортной валютной выручки;
  • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае действуют 6 ОЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:

ОЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95 % объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

ОЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85 % инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).

ОЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80 % капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

ОЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80 % – инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).

ОЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций – 22,3 млрд. долл. США).

Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).

Система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. В ряде крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные льготы иностранным инвесторам.

В результате за 1979–2011 гг. объем прямых иностранных инвестиций в Китай составил 1164,3 млрд. долл. США. Причем доля прямых инвестиций в 2000-2012 гг. составляла в общем объеме иностранных инвестиций составляла более 95 % (в России – не более 20 % [1]). Правда, доля иностранных инвестиций в основные фонды Китая в 2000-е годы не превышала 11 % от общего объема инвестиций в них, а в 2011 году она составила всего 2,4 %.

Создание особых экономических зон способствовало экономическому росту Китая. Если в 1978 году, доля Китая в экспорте товаров в мире составляла всего лишь 0,75 %, то в 2010 г. – уже 3,86 % [2].

Правительство Китая проводит мониторинг условий функционирования особых экономических зон, с тем, чтобы более эффективно использовать их преимущества и ослабить их негативное влияние.

Для анализа эффективности привлечения инвестиций в ОЭЗ нами были выбраны следующие показатели: средняя заработная плата, уровень безработицы, среднегодовой прирост индекса человеческих ресурсов (ИЧР), индекс потребительских цен, чистый приток иностранный инвестиций, ВВП на душу населения.

В табл. 1 представлены значения выбранных показателей для России, Китая, США. Безусловно, изменение этих показателей является результатом множества факторов. Проведенный анализ парной корреляции между притоком иностранных инвестиций и выбранными факторами позволяет предположить наличие тесной связи между ними [5, 6].

Таблица 1

Макроэкономические показатели

Страна

Уровень безработицы, в (2010), %

Средняя заработная плата, в руб., (2010)

Среднегодовой прирост ИЧР в 2000/2012 гг., в %

Индекс потребительских цен (2010), в %

Расходы на научные исследования, в % от ВВП (2010)

Чистый приток иностранных инвестиций, в % от ВВП (2010)

ВВП, на душу населения, $ (2010)

Китай

4,1

12548,8

1,42

112

1,5

3,1

4354

Россия

7,3

47 318,9

0,84

165

1,3

2,8

10351

США

8

130620,0

0,22

112

2,8

1,5

47084

Источники: Росстат, Доклад о человеческом развитии 2013 [1, 3].

Анализ динамики выбранных факторов позволяет сделать вывод, что важнейшим результатом создания особых зон, и в Китае, и в России, является решение проблемы занятости, развитие регионов, экономический рост, рост индекса человеческих ресурсов. Однако ОЭЗ влекут за собой и проблемы, в частности, способствуют росту социального неравенства населения, росту диспропорций между регионами [5,6]

В ходе исследования были проанализированы данные о темпах прироста ВВП в ряде регионов мира в 2005-2011 гг. [1,2]. Был выполнен сравнительный анализ средних темпов прироста в мире, в развитых, в развивающихся странах, Китае, России и ряде регионов России и Китая, в которых созданы ОЭЗ: Гонконг и Макао (Китай, ОЭЗ), Липецкая обл. и Татарстан (Россия) (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ экономического роста в ОЭЗ

 

Регион

2005

2008

2009

2010

2011

Средний темп прироста

Рейтинг

1

Весь мир

3,5

1,4

–2,3

4,0

2,7

1,83

7

2

Развитые страны

2,4

0,1

–4,0

2,7

1,4

0,49

9

3

Развивающиеся страны

6,8

5,1

2,5

7,5

5,8

5,53

3

4

Китай

11,3

9,6

9,2

10,4

9,2

9,94

2

5

Гонконг (ОЭЗ)

7,1

2,3

–2,7

7,0

5,0

3,67

5

6

Макао, Китай (ОЭЗ)

8,3

2,8

1,5

26,2

20,7

11,47

1

7

Россия

6,4

5,2

–7,8

4,0

4,3

2,28

6

8

Татарстан (ОЭЗ)

5,5

7,7

–3,4

4,3

5,7

3,91

4

9

Липецкая обл. (ОЭЗ)

1,7

3,6

–6,5

4,0

4,8

1,43

8

Источники: Росстат, UNCTAD [1, 2].

Была проведена рейтинговая оценка средних темпов прироста в выбранных регионах в 2005-2011 гг. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в Китае), и особенно в ОЭЗ Макао – 11,47 % (это игорная особая зона).

Вывод. Результаты исследования показывают эффективность государственной политики Китая по привлечению иностранных инвестиций для развития регионов посредством создания ОЭЗ. Подобный российский опыт в настоящее время не дает желаемых результатов. Уровень экономического развития в регионах с ОЭЗ ниже общероссийского. На наш взгляд следует продумать дополнительные меры по стимулированию резидентов и инвесторов ОЭЗ с тем, чтобы обеспечить более бурный рост регионов.