Научный редактор: Дюков В.М., профессор РАЕ, почетный доктор наук (DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA).
Монография «Развитие профессиональной компетентности педагогов/воспитателей» издана Международным издательским домом LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия) в 2013 году, реализуется на сайтах: «More Books publishing» ([Электронный ресурс] URL: https://www.morebooks.de/) и «Люблю книги» ([Электронный ресурс] URL: https://www.ljubljuknigi.ru/).
У авторов данной монографии накопился богатый опыт, как в научно-исследовательском, так и в практическом планах развития дошкольных образовательных учреждений. Речь идет, в первую очередь, о методике работы заведующего МДОУ – руководителя пятого уровня, у которого складываются такие интегральные умения как: системное мышление; способность работать в команде; умение продвигать дело, быть лидером и т.п.; личная эффективность; лидерство; инновации; искусство эффективного общения.
Выбор направления данной монографии определен потребностями динамично развивающейся дошкольной образовательной сферы, вызванными:
– демократическими преобразованиями российского общества;
– введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, в соответствии с которым «Дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»;
– развертыванием работ впервые в российской истории по подготовке проекта Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования (ФГС ДО), который будет внедряться с января 2014 года.
В дошкольной психолого-педагогической литературе личность рассматривается как нравственное, духовное качество ребенка, связанное с развитием его мотивационно-потребностной сферы, с соподчинением мотивов, становлением самосознания, самооценки и т.д.
Кроме личностного развития психологи и педагоги указывают на необходимость психического развития ребенка, связывая его с познавательными процессами, с операционно-технической стороной развития (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
При этом следует учесть: задача повышения эффективности обучения дошкольника, как показывает ряд исследований (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подцъяков, Д.А. Венгер), состоит не в том, чтобы увеличивать объем знаний, сообщаемых детям на занятиях, а чтобы на основе ознакомления с относительно небольшим по объему материалом, но емким по смыслу, объединенным в единую систему, обеспечить формирование практических и умственных способностей детей дошкольного возраста.
При этом, как указывает А.В. Запорожец, следует исходить из особенностей детского возраста и знакомить дошкольников с общими представлениями о доступных их пониманию явлениях природы и общественной жизни и на этой основе осуществлять более продуктивное формирование их познавательных способностей.
Масара Ибука – японский физик, изобретатель и бизнесмен, наряду с Акио Морита, ставший основателем корпорации «Sony» в своей книге «После трех уже поздно» написал «В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность».
До трех лет формируются связи между органами чувств и мозгом ребенка. Без данных связей, орган получает от окружающего мира информацию, но мозг ее не воспринимает. Как ребенок, так и животное, смотрит и не видит. К трем годам формируется 80 % связей. Окружающий ребенка мир буквален и можно считать, что ум ребенка получает от мира достоверную информацию, без неожиданностей. Но ребенок получает генетически некий эмоциональный пакет, оказывающий на восприятие фильтрующее влияние.
Если в школе можно разработать методику определения особенностей восприятия информации, но данное восприятие ребенком уже может регулироваться, то в дошкольном образовании данное восприятие более непосредственное, ребенком не регулируемое.
Поэтому, дошкольное образование имеет значимость не меньшую, чем школьное. В дошкольном образовании очень сложно выработать методику определения возможностей восприятия. Восприятие может быть двух видов: информационное, означающее аналитические способности; эмоциональное, означающее ум динамичный.
Результатом образования должен быть ум когнитивный, о котором сейчас ничего неизвестно. Данный ум еще как-то должен воспринимать государство, то бишь быть идеологическим. Еще когнитивный ум как-то должен воспринимать общество. Здесь тоже выявилось много неожиданного.
В древние времена к данным проблемам подход был выработан, детям сочиняли сказки. Не боялись в сказке сочинять замысловатый сюжет, чтобы заинтересовать эмоции. А уму давали пищу в виде упрощенной функциональности персонажей. Князь Гвидон превращался в комара и летел наказывать своих противников. Когда ребенок вырастал, ему рассказывали ту же историю, но уже как для юноши. Потом ребенок становился взрослым и узнавал историю своей страны и народа по тому же сюжету.
Данный подход и следует использовать при развитии ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. При этом необходимо эффективно использовать такой метод обучения, как «погружение». Это наиболее распространенная модель концентрированного обучения, в том смысле, что подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие в виде игры с одной или несколькими близкими темами.
Мы ставим перед собой цель помочь руководителям МДОУ разобраться в большом объеме управленческой литературы связанной с проектированием, планированием, программированием, прогнозированием, деятельности МДОУ в связи:
– с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
– с подготовкой проекта Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования (ФГС ДО), который будет внедряться с января 2014 г.
Исходя из вышеуказанной цели в монографии рассматривается стандарт педагога/воспитателя МДОУ: критериальные основания, базовые и специальные компетенции педагога/воспитателя.
В монографии также рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов/воспитателей.