Качество и интенсивность влияния профессиональной деятельности на личность приобрели негативный информационный характер в виде перестройки ценностно-смысловых и мировоззренческих позиций учителя, связанных с социально-экономическими преобразованиями в общественной жизни России, осознанием необходимости дальнейшего самосовершенствования с целью преодоления формирующихся негативных стереотипов деятельности с последующей невозможностью реализации своих профессиональных потребностей. С одной стороны, предлагаются творческие, инновационные подходы и технологии, хорошо зарекомендовавшие себя, с другой, быстро наступает понимание несоответствия содержания многих предлагаемых психологических и педагогических технологий духовно-культурным ценностям исконно российского общества, что еще больше усиливает личностные и психологические противоречия субъектов образовательной среды.
В нашем исследовании впервые проанализированы экспериментально-психологические результаты динамики психотипологической личностной изменчивости учителя от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности; систематизированы концепции и подходы по оценке деструктивного воздействия социально-информационных факторов на личность и профессиональную деятельность педагога. Конституционально-типологические основы личности детерминируют психологическую, психическую, поведенческую и личностную формы реагирования при взаимодействии с деструктивными внешними факторами, что влечет за собой изменение свойств индивидуальности как многоуровневой системы, завершаясь изменением целостной структуры личности. Нами научно обосновано, что формирование созидательной субъектности связано с преобладающим развитием субъектных свойств на личностном уровне организации субъекта, соответствующего диапазону психологической нормы - акцентуации, в отличие от деструктивной субъектности, соответствующей диапазону пограничной аномальной личности в конституционально-континуальном пространстве.
Сформулирована и решена проблема экспериментально-психологической дифференциации субъектов образовательного пространства, относящихся к диапазонам психологической нормы - акцентуации или аномальной личностной изменчивости. Определены основные психологические показатели, свидетельствующие о высоком вероятностном риске возникновения у учителей профессиональных деформаций. Нами экспериментально исследована динамика показателей, подтверждающих нарастание деструктивности в субъект-субъектных и субъект-объектных отношениях учителя в процессе профессионального становления; предложены возможные направления предупреждения профессиональной деформации учителя в виде применения специализированной психологической помощи с объективизацией эффективности, когда в процессе сравнительного психологического анализа учитываются динамика механизмов защиты (компенсации - декомпенсации, адаптации - дезадаптации) и субъектных свойств.
В эмпирическом исследовании участвовало 1519 учителей Ставропольского края, Республики Калмыкия и Карачаево-Черкесской Республики, в возрасте 20 до 65 лет мужского и женского пола. Возраст обследуемых: до 25 лет - 11%, от 25 до 30 лет - 14%, от 30 до 35 лет - 13%, 36 до 40 лет - 19%, от 41 до 50 лет - 23%, от 51 до 55 лет - 12%, от 56 и более - 8%. Эти данные показывают, что в школах основная возрастная группа представлена возрастом от 37 до 60 лет. В сплошной выборке испытуемых выделен феноменологический континуум, соответствующий диапазонам конституционально-континуального пространства: психологическая норма и аномалия. Представителей диапазона психологической нормы - акцентуации было выявлено 82%, а представителей диапазона пограничной аномальной личности - 18%. Для решения поставленной цели и задач на основании экспериментально-психологических данных построены модели психолого-математической диагностики и дифференциальной диагностики эмпирически выделенных групп учителей для проведения сравнительного динамического психодиагностического исследования, а также для объективизации результатов эффективности психологической помощи. Психологическая помощь включала комбинацию из модифицированного метода имаготерапии, трансактного анализа и личностно-ориентированной терапии.