Учебное пособие «Культурная антропология» предназначено для студентов специальности «Психология». Построенный с учетом специфики профессионального образования курс рассчитан не столько на изучение теорий антропологии, сколько на совместное размышление учащихся и преподавателя о тех или иных формах культуры, через которые раскрываются сущностные свойства человека. Таким образом, объектом изучения является человек как существо, которое производит культуру и одновременно созидает самого себя средствами культуры.
В первой главе излагается история науки о человеке, дается обзор проблем дисциплины «Культурная антропология», определяются задачи изучения курса, уточняется его место среди прочих направлений гуманитарного знания. Цель преподавания данной дисциплины автор видит в том, чтобы показать студентам, с помощью каких механизмов культуры происходит становление и развитие человека в процессе филогенеза и каким образом язык, миф, искусство, религия порождают те качества в обществе и индивиде, которые можно считать собственно человеческими.
В пособии рассмотрены такие виды культурной деятельности, которые возникли в глубокой древности, у самых истоков человеческого существования. В соответствующих главах автор попытается выяснить, как они способствовали формированию и закреплению антропологических свойств и качеств, как воздействовали на дальнейшее развитие общества. Среди таких культурных механизмов прежде всего следует назвать язык. По мнению К. Клакхона, нет ничего более человеческого, как в отдельном человеке, так и в целом народе, чем способность передавать абстрактные идеи посредством языка. Только человеку дана возможность беседовать об условиях, которые находятся в противоречии с реальностью[1]. Во второй главе рассматриваются теории происхождения языка (на уровне филогенеза), его функции как средства идентификации (на уровне этногенеза и онтогенеза). Раскрываются возможности анализа структуры, лексики и грамматики для выявления ценностей и смыслов определенной культуры, показано, как посредством языка выстраиваются другие семиотические системы, такие как мифология, религия.
Мифология является богатейшим материалом для изучения того, как происходило развитие сознания. Описывая в наглядных чувственных образах наши ощущения, эмоции, восприятия, миф позволяет осуществить «археологию сознания», предположить, что происходило в психике древнего человека у самых истоков истории. В третьей и четвертой главах анализируются мифы о происхождении человека и культуры, выявляется психологическое значение фигур тотема и трикстера, отдельно рассматриваются мифологические представления о душе. Так, постепенно складывается картина воззрений человека на самого себя, образы мифа раскрываются в аспекте самопознания. Этому же способствует изучение этнографических данных и обрядовой деятельности, демонстрирующих архаичные формы поведения и смыслы, часто кажущиеся нам непонятными. Вслед за Б. Малиновским те или иные экстравагантные ритуалы, обычаи рассматриваются как «местное преломление тенденций и идей, присущих человеку вообще» (пятая глава). На примере обрядов жертвоприношения, различных форм инициаций осуществляется своеобразная амплификация, то есть прояснение образов, возникающих в сознании человека, через ритуальные нормы и религиозные символы. В шестой главе излагаются теории происхождения религии, особое внимание уделяется психологическим концепциям. Если мифология выдает подсознательные устремления человека, то в религиозных концепциях воссоздается идеал того, каким человек хотел бы быть. Кроме того, с появлением религиозного мировоззрения в жизнь общества входят новые смыслы, в поисках своей сущности человек религиозный стремится превзойти самого себя, расширить границы своих возможностей. В этом аспекте религиозное чувство сродни творческому вдохновению.
Широкое привлечение материалов по изобразительному искусству (глава седьмая) служит не только иллюстрацией к теории, но и источником антропологических знаний, благодаря которым наглядно реконструируется обобщенный портрет человека той или иной эпохи. На их основании мы видим, как человек определял себя, свое место в мире, когда не было еще никаких научных теорий. Восьмая глава посвящена изучению различных концепций сознания. Человек с самых древних времен определял сам себя как «существо мыслящее», что нашло отражение в мифологии, фольклорных материалах, в языке. Вместе с тем обладание сознанием еще не делает человека человеком, но является лишь предварительным условием его становления. Существование homo sapiens начинается со способности объективировать мысль в предметную деятельность, с умения превращать абстрактные идеи и образы в материальные объекты – артефакты культуры. Очень перспективным представляется изучение человека на стыке психологии и культурной антропологии. Именно в этой перекрестной области могут появиться объяснения самых невероятных обычаев, обрядов, верований и образов, созданных когда-либо в истории. Для студентов специальности «Психология» принципиально важно осознавать, что в процессе общей эволюции возникло невероятное разнообразие уникальных, неповторимых культур, но при этом в самых экзотических обычаях проявляются общие закономерности развития человека, общие принципы восприятия и осмысления мира. На глубинном психическом уровне во всех нас гораздо больше сходства, чем различия, что и проясняет культурная антропология.
[1] Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998. С. 175.