В монографии обобщается серия многолетних исследовательских работ разных авторов с целью реализации принципа интегратизма, понимаемого как восхождение от простого к сложному, в познании этнических структур интегральной индивидуальности и на этой основе разрабатывается идея Белоуса В.В. об интегративной психологии этнической индивидуальности.
Автором монографии проводится анализ структур интегральной индивидуальности школьников и студентов различных этнических групп в онтогенезе, раскрывается роль общего и уникального в формировании возрастной этнической структуры интегральной индивидуальности; прослеживается и обосновывается гармоничное развитие возрастных этнических структур интегральной индивидуальности в условиях взаимодействия и согласования разноуровневых свойств в структуре интегративной этнической индивидуальности.
Методологической основой исследования является интегративный подход, позволяющий объединить научные знания, накопленные социальной психологией, этносоциологией, этнопедагогикой, этнокультурологией, этнопсихолингвистикой, культурной антропологией, исторической этнологией и исследовать целостный этнический портрет индивидуальности в соответствии с закономерными типами связей между всеми свойствами интегральной индивидуальности, а не из совокупности ее свойств, которая больше суммы слагаемых. Исследование осуществлялось на принципах: системности, структурности, значности, детерминанты, иерархическом принципе и принципах развития.
Рассматривая человека как сложную систему с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, где детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков, интегративный подход в исследованиях этноса позволяет автору монографии рассматривать этнический портрет как «живой организм, в котором органы, ткани и клетки имеют смысл только в их отношении к целому».
Применяемая в исследовании теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, доказывает её универсальность и эффективность в исследовании этнической индивидуальности и дает возможность преодолеть изоляцию одного уровня от другого, и показать, что разноуровневые свойства индивидуальности не рядоположены, а взаимосвязаны и образуют единую интегральную систему.
Автором подчеркивается, что именно интегративное познание психологии этнической индивидуальности представляет собой исследование, направленное на изучение целостного, многокомпонентного, динамического образования в итоге характеризующегося и как процесс, и как результат.
Значимым в исследовании психологии этноса является интегративная психология развития, основоположником которой является В.В. Белоус. На принципах интегративной психологии развития исследованы внутриуровневые и межуровневые связи свойств этнических возрастных характеристик. Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста, межуровневые – условия существования возрастной структуры этнической индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза. Диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей возраста выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом.
В работе делается акцент на том, что представители этноса должны определяться не столько уровнями психофизиологических, психических или социальных особенностей, сколько характером взаимосвязей между всеми свойствами интегральной индивидуальности и взаимообусловленности в условиях реальной деятельности.
Использованный в работе поэлементный (редукционистский) анализ свойств этнической индивидуальности представителей различных общностей (попарно сравнивая отдельные свойства), позволил обосновать его несостоятельность без характеристики интегративной индивидуальности этноса по взаимосвязи свойств (интегративного подхода), который позволяет исследовать все многообразие взаимосвязей и взаимовлияний всех свойств этнического портрета.
Исследование психологии этнической индивидуальности на принципах интегратизма позволяет описывать и объяснять структуру, динамику и механизмы функционирования этнических структур интегральной индивидуальности человека, создает условия для построения конкретных методов и путей развития интегральной индивидуальности различных этнических общностей. Главное внимание обращается на то, что принцип интегратизма следует рассматривать стержневым в решении не только теоретических вопросов психологии этнической индивидуальности, но и прикладных проблем в отношении этноса.
В заключении, подводя итоги интегративного исследования возрастной динамики психологии этноса, автор представляет важнейшие выводы о том, что независимо от возраста межэтническая общность превалирует над межэтнической уникальностью. Однако у студентов межэтническая общность, определяемая поэлементным способом, в структурах интегральной индивидуальности выражена в большей степени, а у школьников – в меньшей степени. С возрастом этническая общность и этническая уникальность в структурах интегральной индивидуальности проявляется противоречиво. У студентов с возрастом этническая общность и уникальность практически не изменяются; у школьников с возрастом увеличивается общее и уменьшается уникальное (по данным t-критерия Стьюдента). Факторный анализ выявил, что каждый этнос независимо от возраста обладает уникальной структурой интегральной индивидуальности. С возрастом происходит значительная реконструкция во взаимосвязи основных составляющих этнической целостности. У школьников наблюдается чаще всего диаметрально противоположное преобразование структур интегральной индивидуальности, а у студентов – полное (но не диаметрально противоположное) или частичное.
В монографии подчеркивается, что изучая психологию этноса на принципах интегратизма или по взаимосвязи свойств, мы наполняем этнические структуры интегральной индивидуальности уникальным содержанием, а также снимаем все основания для утверждения неизбежности деструктивных межэтнических конфликтов.
Для успешного взаимодействия между представителями различных этнических групп в Северо-Кавказском федеральном округе, характеризующемся излишней социальной и межэтнической напряженностью, в монографии осуществлено обобщение ряда исследований относительно этносов, населяющих именно данный регион: русских, карачаевских, черкесских и ногайских этнических групп.
Сформулированные в монографии теоретические и практические положения могут быть использованы в научной, правоприменительной и педагогической деятельности, учебном процессе учреждений высшего профессионального образования педагогического и психологического профиля, при повышении квалификации практических работников, психологов и научно-педагогических кадров в области этнопсихологии.