Изучение частной фармакологии, как правило, начинают со средств, влияющих на периферическую нервную систему. Среди них выделяют вещества, влияющие на чувствительные афферентные нервные окончания и двигательную эфферентную иннервацию. В группу регуляторов афферентной иннервации, входят препараты угнетающего (анестезирующие, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие средства) и стимулирующего (раздражающие средства) типа, в группу, влияющих на эфферентную иннервацию – лекарственные средства, воздействующие на вегетативную нервную систему (холино- и адренергические) и двигательные нервы скелетных мышц. Эфферентная часть периферической нервной системы включает нервные проводники, выходящие из ЦНС и идущие к скелетным мышцам (соматические нервы) и внутренним органам (вегетативные нервы). Вегетативная иннервация, в свою очередь, подразделяется на симпатическую и парасимпатическую. Импульс с окончаний вегетативных и соматических нервов передается на исполнительные органы в синапсах с помощью медиаторов. В зависимости от вида медиатора передача импульса определяется как холинергическая, норадренергическая и др. В соответствии с этим и лекарственные средства образуют группы холинергических (холиномиметики, холиноблокаторы) и адренергических (адреномиметики, адреноблокаторы) препаратов. Средства, влияющие на синаптическую передачу в эфферентной нервной системе, имеют очень важное значение в медицинской практике.
Учебное пособие «Руководство к лабораторно-практическим занятиям по фармакологии. Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы» предназначено для внеаудиторной самостоятельной и аудиторной работы студентов II–III курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, медико-профилактического и стоматологического факультетов медицинского института и составлено в соответствии с ФГОС и учебной программой по фармакологии.
В учебном пособии систематизированы, обобщены и конкретизированы сведения по основным группам лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы, в соответствии с тематическим планом практических занятий по дисциплине фармакология.
Каждая тема занятия изложена по единой схеме и включает: цель занятия, актуальность темы, требуемый исходный уровень знаний для усвоения материала, задания для внеаудиторной и аудиторной работы студентов.
В блоке заданий для внеаудиторной работы авторами приведены современные классификации лекарственных средств, разработаны вопросы для самоподготовки к занятию, задания по рецептуре, тестовые задания для самоконтроля.
В блоке заданий для аудиторной работы представлены: план занятия, вопросы самоконтроля по теме занятия, графические, ситуационные и клинико-фармакологические задачи, описания экспериментальных работ.
Авторами разработаны дополнительные вопросы для студентов разных факультетов.
В заключительное занятие включены сквозные тестовые задания с выборочными ответами, отражающими весь пройденный материал: классификации, механизм и локализацию действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, противопоказания к применению, сравнительную характеристику лекарственных средств, влияющих на периферическую нервную систему.
В учебном пособии используется рубрикация с жесткой структурой текста, благодаря которой легко и удобно пользоваться пособием, находить искомое.
Приводится список условных сокращений, списки рекомендуемой литературы для подготовки к занятиям и использованной литературы.
Учебное пособие является дополнением к основному учебнику и его изучение окажет действенную помощь студентам в усвоении сложного и трудоемкого материала по разделу «Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы».
Учебное пособие имеет практическую значимость, внедрено в учебный процесс на кафедре фармакологии и фармации Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Авторами изданы аналогичные учебные пособия по другим разделам дисциплины.