Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

«Словарь…» О.А. Анищенко вносит вклад в развитие исторической жаргонологии и жаргонографии. Он приближает к нам ушедшую эпоху, отражая состав, семантику и функционирование русского школьного жаргона ХIХ века.

Отличие Словаря от предшествующих лексикографических трудов, посвященных молодежным жаргонам, состоит в специфике сбора материала: в то время, как современный молодёжный жаргон – на поверхности, его можно услышать и записать, особенности словоупотребления школьников ХIХ века «таятся» в письменных памятниках того времени.

Для объективности отражения фактического материала словарь опирается прежде всего на воспоминания тех, кто был непосредственным наблюдателем школьного языкового творчества, на произведения писателей, реалистически воссоздавших школьный период в жизни героев. (В частности, на свидетельства таких авторов, как: А. Афанасьев, П. Боборыкин, В. Вересаев, Е. Водовозова, Н. Гарин-Михайловский, Е. Грязнов, В.Даль, В. Короленко, А. Куприн, И. Кущевский, К. Паустовский, Н. Помяловский, М. Пришвин, К. Станюкович, С. Сычугов, Л. Чарская, К. Чуковский и др.). Наряду с отдельными изданиями, в качестве источника выступают и статьи, опубликованные в дореволюционной периодике, в журналах «Русская школа», «Вестник воспитания», «Русская старина», «Исторический вестник», «Русский архив», «Отечественные записки», «Русское богатство», «Русское слово», «Современник», ««Эпоха», «Русский вестник» и др. Жаргонизмы в литературных произведениях (как изданных отдельно, так и опубликованных в периодической печати) нередко выделяются авторами либо графически (кавычками, курсивом, разрядкой), либо специальным указанием на тот круг учащихся, которому принадлежат данные слова: «по кадетскому выражению», «так институтки называли», «как выражалась бурса», «на гимназическом жаргоне», «именуемые на юнкерском языке» и т.п. (В Словаре сфера бытования специфических лексем и степень их распространенности находит отражение в соответствующих пометах: Кадет., Гимн., Семин., Училищ., Инст., Студ. и др.).

Картотека словаря насчитывает более 1000 слов-жаргонизмов и жаргонных фразеологизмов, отразивших во всех красках подлинную школьную жизнь, нравы и традиции старой школы.

Информативные возможности «Словаря…» О.А. Анищенко заключаются не только в том, что помимо традиционных параметров словарной статьи (толкование слова, грамматические и стилистические пометы), он содержит информацию историко-этимологического, культурологического плана, отражает время и место бытования жаргонизма, указывает на источник, но, в первую очередь, знакомство со «Словарем…» наводит на новые размышления в области исследования школярского жаргона, а сам материал является благоприятным для более глубокого постижения русского литературного языка.

Прежде всего, «Словарь…» О.А. Анищенко – это уникальный этимологический источник. На его страницах читатель найдет ответ, откуда же пришли такие известные и сегодня жаргонизмы: башка «способный ученик», телячьи нежности «привязанность, деликатность», бурсак «студент», казёнщик «прогульщик», ерунда «чепуха», камчатка «последняя парта», юрик «студент юридического факультета», провалиться «не сдать экзамен» и др.

Огромное поле деятельности предоставляет «Словарь…» для ономасиологов, изучающих принципы и способы номинации языковых единиц, поскольку представленная лексика отличается богатыми ресурсами наименований. Метафорологи не оставят без внимания, например, такие слова и выражения: рыдальня «кабинет директора», адоратриса «воспитанница, имеющая объект обожания, поклонения», рябец «новичок, первокурсник», горчишник «удар в спину», подскуливаться «ябедничать», сидеть в омеге «занимать последнюю парту», блинник «городской ученик» и др.

Значимость «Словаря…» в том, что поднят на поверхность целый пласт языка эпохи ХIХ века. За описанными в словаре лексемами, выразительными оборотами, образными выражениями лежит целый мир, реальные события далёкого прошлого. Жаргон, создаваемый многими поколениями учащихся, – не только проливает свет на забытые страницы истории из школьной жизни, но и отражает основные тенденции в словообразовании дореволюционной России, а также раскрывает секреты социально-группового словесного творчества.

«Словарь…» продолжает традицию лексикографирования социальных диалектов и даёт возможность составить социолингвистический портрет различных ученических корпораций ХIХ века. Он служит материалом для сопоставления лексем школьного жаргона в прошлом и на современном этапе, позволяет найти сходства и отличия в словообразовательном и семантическом отношении, провести параллели.

Благодаря «Словарю…» О.А. Анищенко, наши современники смогут уловить тонкую нить, связывающую прошлое и настоящее, ощутить «вкус эпохи» и по-новому взглянуть на молодежную жаргонизированную речь наших дней.

«Словарь…» О.А. Анищенко был рекомендован к изданию член.-корр. РАН, проф. Института русского языка им. Виноградова РАН Карауловым Ю.Н., д.ф.н., проф. Санкт-Петербургского университета Мокиенко В.М., почётным доктором Санкт-Петербургского университета Харри Вальтером (Германия).