В монографии «Национальное языковое сознание казахов и русских в Казахстане» рассматриваются теоретико-методологические основы изучения сознания, психолингвистическая и социолингвистическая дескрипция языкового сознания, сопоставительный анализ языкового сознания русского и казахского этносов, их взаимовлияние и степень выраженности языковых сознаний у представителей разных этносов, проживающих в республике Казахстан.
Языковое сознание – психолингвистическое и когнитивное явление, актуализирующееся в проявлениях языкового сознания в деятельности людей в ходе их общения и взаимодействия. Языковое сознание – продукт психической деятельности, имеющий эксплицитное выражение в формах артефактов, отчужденных от субъекта сознания. Каждый такой артефакт имеет отношение к национальной культуре того или иного этноса, поэтому поиск национально-культурной специфики национальных сознаний предполагает познание своей и чужой культуры. Все это обуславливает необходимость интегрированного подхода к изучению национального сознания в более широкой методологической парадигме, предполагая привлечение данных этносоциологии и этнокогнитологии, а также на основе совмещения социолингвистического и психолингвистического подходов.
В первом разделе монографии «Теоретические основы изучения языкового сознания» представлено научно-теоретическое обоснование феномена сознания как идеально-объективного явления, освещена философская, социолингвистическая, психолингвистическая экспликация сознания и языкового сознания, доказано положение о необходимости исследования сознания в расширенной методологической парадигме.
С психологической точки зрения сознание не представляет собой готовое образование. Оно, выступая реально, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя, является продуктом психической деятельности человека. Языковое сознание – приобретение индивида в процессе деятельности.
Национальное общественное сознание рассматривается как этническое самосознание, которое включает в себя четыре основных компонента:
1) эмоциональный (неосознанное сопереживание своего единства с другими членами этнической группы);
2) рациональный (осознанное сопереживание своего единства с другими членами этнической группы);
3) ментальный (осознанное отношение к духовным ценностям своего народа);
4) идентификационный (самосознание как этнический идентификатор и этноопределитель).
Языковое сознание – часть национального общественного сознания, пласт умственной структуры, содержащий сведения об особенностях культуры, психического склада какой-либо нации, своеобразно отразившихся в языке в виде особого образа мира.
Во втором разделе «Языковое сознание русского этноса в сопоставлении с языковым сознанием казахов» рассматриваются способы выражения языкового сознания русских, казахов, влияние казахского языкового сознания на языковое сознание русских. Сознание русского народа находит отражение в русском языке. Так, соборность, державность, эгалитаризм, характеризующие русский менталитет, отражаются в языковом сознании русского этноса.
В Казахстане языковое строительство осуществляется по трем направлениям на основе дифференцированного подхода:
1) расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка;
2) сохранение общекультурных функций русского языка;
3) развитие других языков народов Казахстана.
Языковое сознание этносов, проживающих на определенной территории, может быть специфичным, а также иметь сходства с языковыми сознаниями других этносов.
В третьем разделе «Казахское языковое сознание» освещаются особенности проявления языкового сознания казахов, дается социолингвистическая характеристика казахскому языку как средства отражения этнического сознания казахов, описываются этнические стереотипы, вербальные средства выражения сознания казахов.
Языковое сознание – психолингвистическое, и когнитивное явление, актуализирующееся в проявлениях языкового сознания в деятельности людей в ходе их общения и взаимодействия. Появляется необходимость интегрированного подхода к изучению национального языкового сознания на основе совмещения социолингвистического и психолингвистического подходов и привлечения данных этносоциологии и этнокогнитологии.
Издание адресовано психолингвистам, социолингвистам, лингвистам, психологам, культурологам, а также докторантам PhD по специальности 6D020500 «Филология», магистрантам специальностей 6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание», 6М010200 «Педагогика и методика начального обучения», 6М010300 «Педагогика и психология», 6М011800 «Русский язык и литература», 6М011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», 6М020500 «Филология» и студентам бакалаврам специальностей 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание», 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения», 5В010300 «Педагогика и психология», 5В020700 «Переводческое дело», 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», 5В011700 «Казахский язык и литература», 5В012100 «Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения», 5В020524 «Филология (русский язык)», 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», 5В011800 «Русский язык и литература».