Учебные программы: «Философия и социология образования», «Педагогика». Специальности: 520403 «Социальная философия», 520406 «Этика», 520409 «Философия и методология науки и техники», 520410 «Философия культуры»; 050400 «Педагогика и психология», 050700 «Педагогика».
В книге представлен опыт целостного философского осмысления особенностей образования современного человека. Понятие «современный человек» относится к субъекту общественной деятельности, личностно-ориентированному на развитие общества.
В 1-й главе представлены теоретические основания и философские подходы к содержанию понятий «личность» и «формирование личности». Для интеграции современных научных подходов при исследовании категории «личность» наиболее открыт гуманистический подход. Для гуманистической философии, а, следовательно, и для философии образования существенно осмысление положения современной психологии о праве на личностное развитие и самоутверждение каждого индивида, разработанных в ней моделей структуры личности, ее представлений о духовном потенциале человека. Предметом философии становятся индивидуальная уникальность человека, её формирование в современных системах образования, влияние на этот процесс организованной образовательной деятельности. Теоретическое осмысление понятия «личность» ведёт к инициации в образовательной практике перехода от разработки и теоретического изучения индивидуального подхода к изучению и инновационному внедрению личностного подхода.
Образование современного человека осуществляется в двуедином процессе: с одной стороны – формирование личности, нацеленное на реализацию индивидуального духовного потенциала, при этом человек реализует свои природные возможности, в том числе свой творческий потенциал; одновременно осуществляется вторая сторона процесса образования – социализация конкретных индивидов, в результате чего складывается новое общество. В настоящее время в философском исследовании проблемы личности объединены гуманистический, индивидуальный и личностный подходы. Разграничение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» помогает выявить их единство, что необходимо для продвижения в понимании сущности человека.
Гуманизм – одно из философских направлений, позволяющих построить непротиворечивую модель образования современного человека. Социально-философский аспект такой модели основывается на аксиологическом аспекте. Философское обоснование модели образования современного человека содержит и ряд других аспектов. Один из них – гносеологический, связанный со способностью человека к познанию, ролью интеллектуального развития в его личностном развитии и, особенно ярко выраженным на современном этапе, аспектом рефлексивности познавательной деятельности человека.
2-я глава посвящена философской рефлексии образования как наиболее высокому уровню интеллектуальной рефлексии. Спрос на интеллект, в связи с глобальными научно-техническими преобразованиями повышается повсюду в мировой практике, увеличение спроса на интеллектуальные возможности обнаруживается во всех сферах человеческой деятельности, несмотря на экспоненциальный рост количества научных результатов и увеличение количества людей, получающих современное образование. В то же время, при анализе критической ситуации в экологии получают два противоположных вывода. Первый – интеллект недостаточно развит, и человек еще не решил задачу согласования своей жизни с природой; второй – интеллект несет зло человеку, именно его развитие и привело к катастрофе, на пороге которой мы находимся. Такое противоречие вскрывает необходимость более тщательного изучения роли интеллектуального развития в образовании современного человека.
В результате соответствующего осмысления во второй половине XX в. заявила о себе «философия образования» как самостоятельное направление философских исследований. Философия образования как философия науки имеет свои функциональные и естественнонаучные основания. В этом контексте изучены и представлены в 3-й главе книги проблемы методологии в образовании, естественнонаучные основания современной методологии познания, методология самоорганизации в новой научной картине мира, методология интеллектуальных систем в образовании. Философская методологическая роль картины мира в образовании человека состоит в том, что она, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе культурно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизации посредством картины мира образующийся человек выделяет из бесконечного многообразия реального мира связи, познание которых и составляет центральную цель его как естественного элемента глобальной исторической культуры. При описании картины мира он фиксирует связи и соответствующие системы научных принципов, следуя им, конструирует теоретические модели, работает с эмпирическими фактами.
Развитие и совершенствование информационных технологий ведет к совершенствованию образовательной, научной и управленческой деятельности, связанной с массовым включением в нее современной вычислительной техники. Для решения многочисленных теоретических задач в этой области была разработана методология интеллектуальных системах. Исследование возможностей самой методологии привело к осознанию феномена интеллектуальных систем как интегратора возможностей человека и разнообразных средств, включающих в себя многочисленные организационные формы интеллектуальной деятельности, образующиеся со второй половины XX-го века. Для понимания процессов образования современного человека существенно то, что интеллектуальные системы (ИС) представляют собою модель социализации интеллекта воспитанника.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, магистрантов гуманитарных и естественнонаучных факультетов вузов, специалистов-исследователей по специальностям: 520403 Социальная философия, 520406 «Этика», 520409 «Философия и методология науки и техники», 520410 «Философия культуры»; 050400 «Педагогика и психология», 050700 «Педагогика».