Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

С приближением Универсиады 2013 года и Олимпиады 2014 года в России значительно повышается потребность в информации о том, какие инциденты преступного характера могут происходить во время проведения мероприятий подобного уровня, в чем их причины и каковы должны быть действия органов власти и общественности по предупреждению этих преступлений. До сегодняшнего дня отдельные аспекты указанной проблемы рассматривались некоторыми авторами, но комплексного изучения представленная нами тема пока еще не получила.

Признание в 1999 году статуса профессионального спорта на законодательном уровне послужило основанием для формирования новой отрасли жизнедеятельности общества. Появление термина «профессиональный спорт» дало возможность рассматривать его как любую другую производственную сферу деятельности.[1] С 2007 года под «профессиональным спортом» понимается «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату»[2].

Последние перемены в жизни нашей страны обуславливают постоянно увеличивающееся количество спортивных объектов. Спорт популяризируется, все большее количество молодых людей начинают заниматься тем или иным видом спорта. При этом многие из них равняются и хотят быть похожими на «первых» в своем виде спорта. Спортсмены, достигшие наивысших достижений, становятся кумирами подрастающего поколения. И от того, какой пример молодым спортсменам подают опытные, зависит их дальнейшее ориентирование либо на правопослушное, либо на противоправное поведение.

Кроме начинающих спортсменов за достижениями «звезд» спорта следят их фанаты и болельщики. Для данной категории людей тоже важен положительный пример своих кумиров.

Успех формирования у молодых юношей и девушек, детей и подростков позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом во многом зависит именно от наглядности примера участия в спорте высших достижений их сверстников. При этом привлечение в спорт высших достижений лиц все более молодого возраста детерминирует необходимость обязательного и постоянного строжайшего контроля за состоянием их здоровья и адекватностью выполняемой ими физической нагрузки.

Все перечисленные обстоятельства позволяют нам сделать вывод о необходимости исследования преступности в сфере профессионального спорта, исходя из трех направлений:

1) преступность профессиональных спортсменов, связанная с их непосредственной спортивной деятельностью:

  • преступления, совершаемые спортсменом с целью добиться желаемого результата путем искусственного повышения собственных возможностей - использования различных допингов для улучшения результатов своей спортивной деятельности,
  • преступления, совершаемые спортсменом с целью добиться желаемого результата путем взаимодействия с потенциальным соперником, например, проведения «договорных» состязаний, когда их участники по разным мотивам до начала мероприятия сами соглашаются на определенный итог; совершения умышленных преступлений из личной заинтересованности самим спортсменом или в соучастии с ним, либо по найму в отношении конкретных спортивных соперников с целью изменить распределение призовых мест среди претендентов на них и т.д.;

2) преступность профессиональных спортсменов, не связанная с их непосредственной спортивной деятельностью, т.е. совершение спортсменами «обычных» общеуголовных преступлений, не обусловленных их профессиональной деятельностью;

3) преступность иных лиц, связанная со спортивной деятельностью профессиональных спортсменов:

  • совершение коррупционных преступлений (взятки, подкупы, другие злоупотребления),
  • совершение насильственных преступлений (взятие в заложники, теракты), с помощью которых, используя спортивные мероприятия как средство давления на власти, преступники пытаются добиться от руководителей страны принятия определенных решений или выразить свое отношение к политическому курсу страны,
  • использование властью спортивной арены для реализации своих политических амбиций,
  • совершение преступлений лицами, не являющимися спортсменами, в отношении конкретных участников соревнований из личной заинтересованности либо по найму с целью изменить распределение призовых мест среди претендентов на них путем выведения фаворитов состязаний из борьбы (нападение на них, причинение вреда здоровью, их похищение и т.д.),
  • совершение преступлений болельщиками и фанатами.

Подробное изучение каждого из этих направлений, разработка и внедрение в практику эффективных мер по их предупреждению в настоящее время являются крайне актуальными. У России есть все возможности для налаживания этой работы: мощный научный потенциал, квалифицированные кадры и главное - политическая воля решить поставленные задачи, которые имеют отношение не только и не столько к большому спорту. Речь идет о здоровье детей и молодежи, а значит, о будущем России.

Целями разработки нашего образовательного проекта были:

  1. теоретическое изучение преступности в сфере профессионального спорта;
  2. разработка и внедрение конкретных практических предложений, направленных на совершенствование криминологических и уголовно-правовых мер по предупреждению преступности рассматриваемого вида;
  3. оптимизация образовательного процесса в рамках изучения преступности в сфере профессионального спорта;
  4. теоретическая и практическая подготовка личного состава ОВД к проведению спортивных мероприятий международного уровня (Олимпиады 2014 года в г. Сочи).

Соответственно, среди приоритетных задач проекта можно выделить:

  1. исследование количественных и качественных показателей преступности в сфере профессионального спорта;
  2. изучение личности преступников-спортсменов и иных лиц, связанных с профессиональным спортом, а также жертв преступлений данного вида;
  3. анализ мотивации совершения преступлений в сфере профессионального спорта, их причин и условий;
  4. определение стратегии предупреждения преступности в сфере профессионального спорта;
  5. подготовка обоснованных предложений по реформированию действующего законодательства в сфере профессионального спорта;
  6. на основе проведенного исследования разработка инновационной образовательной программы по изучению преступности в сфере профессионального спорта для вузов системы МВД и практических органов;
  7. внедрение инновационных образовательных технологий (мультимадиа) в процесс обучения, позволяющих существенно улучшить его качество и активизировать интерес к излагаемому материалу со стороны обучаемых;
  8. повышение уровня знаний личного состава ОВД о преступности в сфере профессионального спорта;
  9. повышение качества исполнения личным составом приказов руководства ОВД, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности во время проведения спортивных мероприятий международного уровня (Олимпиады 2014 года в г. Сочи).

Таким образом, внедрение проекта инновационной образовательной программы в учебный процесс вузов МВД РФ и практическую деятельность ОВД значительно расширит представления сотрудников правоохранительных органов о состоянии и структуре преступности в сфере профессионального спорта, повысит качество исполнения личным составом приказов руководства ОВД, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности во время проведения спортивных мероприятий международного уровня (Олимпиады 2014 года в г. Сочи).


[1] См.: П. 11 ст. 2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон №80-ФЗ от 29 апреля 1999 г. (в ред. от 30 июня 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2206.

[2] См.: П. 11 ст. 2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон №329-ФЗ от 04 декабря 2007 г. (в ред. от 18 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №50. Ст. 6242.