Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Shilova V.S. 1
1

Сохранение благоприятных условий среды жизни общества и каждого человека, восстановление потенциала природы для дальнейшего устойчивого социального развития требует специальной подготовки всех людей и учащейся молодежи в установлении гармоничных отношений с природной средой, сбережения ее для будущих поколений. На это нацеливает и Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), выдвигая бережное отношение к природе и окружающей среде, рациональное природопользование в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования.

Важную роль в этом призваны сыграть педагогические кадры различных образовательных организаций. К их числу относятся и учителя общеобразовательных организаций, реализующих социально-экологические идеи в рамках школьных учебных предметов, в различных формах внеурочной и внешкольной педагогической деятельности.

Следует отметить, что значительные возможности для решения задач социально-экологического образования школьников содержаться в специально разрабатываемых интегрированных учебных курсах, на что обращают внимание и ФГОС второго поколения (2008; 2011). Одним из них является интегрированный экспериментальный курс «Природа и древние цивилизации» (5–6), разработанный на основе связи природы и общества в древние периоды истории. К настоящему времени разработаны и усовершенствованы практические работы к этому курсу.

Экспериментальный социально-экологический курс «Природа и древние цивилизации» (5–6 кл.) представляет собой вариант интегрированного курса, построенного на основе связи географии и истории. Цель курса – заложить основы ответственного отношения школьников к окружающей природной среде путем усвоения сложных социально-экологических знаний. Эта цель обусловлена потребностью современного общества в экологически ответственных людях, способных строить свои отношения с природой на разумной основе, умеющих предвидеть результаты социоприродных взаимодействий, готовых осуществлять практическую деятельность в природной среде в соответствии с законами оптимальности и гармонии.

Содержание курса экологизировано, т.е. связь географии и истории раскрывается через изучение различных видов и способов природопользования. Содержание построено на материале истории Земли и человеческого общества в начальные периоды их развития.

Предлагаемый курс рекомендуется использовать в качестве основного курса или по выбору в профильной школе, факультативного курса в общеобразовательной школе, основного курса в малокомплектной сельской школе.

Курс рекомендуется вести учителю географии или истории.

Целью настоящего пособия является раскрытие содержания предлагаемого курса. Структура пособия соответствует основным разделам и темам программы этого курса, опубликованной в сборнике программ «Экология» для средних общеобразовательных учебных заведений (М.: Просвещение, 1993). Содержание настоящего пособия не противоречит ФГОС второго поколения (2011), Новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

Во введении, обращенном к учащимся, рассматривается необходимость изучения курса, раскрываются особенности его содержания, включающие географические и исторические знания о нашей планете и людях, населяющих ее с давних пор. Определена сущность новой науки – социальной экологии, необходимые средства обучения курсу, краткие рекомендации к его изучению.

В разделе 1 «Природа и становление человеческого общества» в теме 1 «История Земли. Появление человека» отражены основные этапы доисторического периода развития природы Земли и человека. Развитие планеты представлено в логике возникновения и развития земных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Рассмотрение биосферы завершается выделением человека из мира животных. В дальнейшем человек трактуется как социальное существо, которое развивается в общении с себе подобными, в деятельности по изучению и преобразованию окружающей природной среды.

В теме 2 «Становление взаимодействия природы и общества» выявляются особенности использования человеком природных условий и ресурсов примерно 40 тысяч лет назад; зависимость образа жизни и деятельности кроманьонца от окружающей среды; расселение людей по планете; раскрывается характер природопользования – стихийный; показаны особенности познания людьми реального мира, отражения его в различных формах.

Отдельная тема связана со счетом лет в истории Земли и общества, раскрывает особенности определения возраста нашей планеты и человечества.

В разделе 2 «Развитие взаимодействия природы и общества» на примере ранних цивилизаций (Египта, Междуречья, Индии, Китая, Греции и Рим) показаны особенности использования населением различных государств окружающей их природы, отражены те изменения, которые произошли в результате антропогенного воздействия.

Завершается курс итоговым обобщением знаний о взаимодействии природы и общества, о каждом из объектов этого взаимодействия, о формах его отражения.

Приведен перечень литературы для школьников, способствующих пониманию социально-экологического содержания курса.

Каждый параграф содержания курса снабжен иллюстрациями, картами, схемами, рисунками, таблицами, статистическим материалом.

Завершаются разделы и темы курса вопросами и заданиями для повторения и закрепления учебного материала, прочного его усвоения.

К курсу прилагаются практические работы. Главная цель работ – закрепление на практике усвоенных социально-экологических знаний курса, формирование специальных и общеучебных умений и навыков, воспитание бережного отношения школьников к природе, развитие мыслительных процессов и личностных качеств. Каждая практическая работа включает в себя ряд заданий. В зависимости от конкретных учебно-методических условий, времени проведения эти задания могут объединяться и выполняться в течение одного занятия.

Предлагаемое пособие окажет определенную помощь студентам высших учебных заведений в ходе изучения географических, исторических, биологических и других дисциплин. Оно входит в состав Учебно-методического комплекса курса по выбору – «Социально-экологическое образование школьников». Кроме него в состав УМКД включены разработанные нами монографии и пособия:

  • монография «Социально-экологическое образование школьников: теория и практика (1999);
  • монография «Социально-экологическое образование студентов» (2006);
  • учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов «Педагогические основы социально-экологического образования школьников» (2008, 2011);
  • учебное пособие для студентов, магистров, аспирантов «Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика (2008, 2013)»,
  • практические работы для школьников «Природа и древние цивилизации» (5–6 кл.) (2013);
  • электронные версии этих пособий (2007, 2012; 2013).

В заключение следует отметить, что предлагаемое пособие окажет определенную помощь учителям, студентам, аспирантам, всем, кого интересуют проблемы социальной экологии и социально-экологического образования.