Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SUPPLEMENTARY CHILD EDUCATION PROGRAMME «BUSINESS OF ART»

Litvinenko O.S. 1
1 FGBOU SEI HPE «M.A. Sholokhov Moscow state university for humanities»
Definition of the basic concepts of the teachings of the noosphere. Noosphere’s idea as a phenomenon of the Russian national culture. Presents the scientific, religious and philosophical, poetic-artistic direction antropokosmizma. Explains the basic concept of noosphere education position. Identified a number of approaches the concept of noosphere education in pedagogical theory and practice.
antropokosmizm
culture
noosphere
noosferogenez
noosphere education paradigm
noosphere consciousness
noosofiâ
education
Russian Sci-Fi
wildlife gardening

На пороге третьего тысячелетия человечество созидает в своем эволюционном пути новый этап развития от «человека мыслящего» к «человеку созидающему». Все сферы культуры и образования – в частности, подошли к необходимости реализации новой концепции человека, как существа не только биологического или социального, но и вселенского.

Данный подход нашел свое отражение в разработке так называемой «ноосферной парадигмы образования». Идея ноосферы, как явление российской национальной культуры стала результатом тысячелетнего развития русской духовной мысли.

Достижения отечественного «духовно-культурного ренессанса» на рубеже 19 –20 вв. открыли миру уникальное явление, вошедшее в историю человеческой мысли, как феномен «русского космизма». Вызревшая в нем идея всеединства бытия мира и человека, воплотилась в мировоззренческой концепции «антропокосмизма» (термин введен Н.Г. Холодным), объединившей в себя социально-экономические, экологические, исторические, естественнонаучные и философские аспекты.

Данное учение объединило ряд направлений:

Естественнонаучное, разрабатывающее «новую научную картину мира». Оно представлено в трудах замечательных ученых-мыслителей К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного, Н.А. Умова.

Религиозно-философское течение связано с именем Н.Ф. Федорова, видевшего в достижении бессмертия «общее дело» всего человечества. Оно также отражено в творчестве русских философов «Серебряного века» Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского.

Поэтически-художественное направление освещено такими яркими именами, как В.В. Докучаев, А.В. Сухово-Кобылин, В.Ф. Одоевский, С.Н. Трубецкой, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет и другими космистами.

Замечательный ученый и антропокосмист К.Э. Циолковский считал, что все порождено Вселенной, которая является «началом всех вещей». При этом человек, как и другое высшее существо, является проявлением «воли Вселенной» (4). Эту мысль развил в своих трудах А.Л. Чижевский, считая жизнь на Земле, как в значительной степени явление космическое. В своей фундаментальной работе «Земное эхо солнечных бурь» А.Л. Чижевский высказал мысль о необходимости изучать организм как «нечто обособленное от космотеллургической среды», так как живой организм не существует в отдельности от этой среды, и все его функции неразрывно с ней связаны (5).

Понятие «ноосфера», первоначально введенное Тейяром де Шарденом и Ле Руа, нашло свое отражение в учении В.И. Вернадского о переходе биосферы в новое эволюционное состояние – ноосферу реализуемой научной мыслью социального человечества. Создание духовной силы общества ученый видел, прежде всего, в существовании в его среде творческой самобытной работы каждой личности во всех областях культурной жизни – науке, философии, религии, искусстве, общественной жизни. При этом в самом существовании ее творческой работы он видел акт жизни всего общества.

Основополагающими идеями русского космизма явились идеи всеединства, активной преобразующей роли человека, взаимосвязанности развития Человека и Космоса, нравственного совершенствования общества через одухотворение отдельных личностей (С.Ф. Лукина). Всеединство, рассматривающее мир и лежащие в его основе закономерности как нераздельное целое, отражает не только взаимосвязь «микрокосма» (П.А. Флоренский) человека и природы, но и целостность самого человека во всем многообразии его измерений.

Зародившееся в трудах русских космистов учение о ноосферогенезе, легло в основу разработки так называемой «ноосферной парадигмы образования». Концепция ноосферного образования, основываясь на новейших достижениях естественнонаучных, технических и гуманитарных наук, в качестве ведущей цели образования выдвигает необходимость самореализации личности во всех сферах человеческого бытия через формирование ее ноосферного сознания, поведения и деятельности. Так идея самореализации личности во всех сферах человеческой жизни становится сегодня ведущей целью создания концепции ноосферного образования.

В работах Н.В. Масловой, Г.С. Смирнова, И.В. Дмитревской, К.Л. Ерофеевой, К.Г. Колтакова и др. данная концепция рассматривается как целостная система методологических, гносеологических, научно-теоретических и практических взглядов на природу образования в условиях перехода всех сфер общества на ноосферный путь своего развития. Ее реализация предполагает формирование как ноосферного сознания, так и ноосферного поведения и деятельности. В этой связи становится особенно актуальной проблема разработки новых методологических позиций ноосферного образования.

Сегодня идеи А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева и других о космопланетарной сущности человека в системе «ноосфера-биосфера-геосфера-космос» легли в основу новой междисциплинарной науки об энергоинформационном взаимодействии человека, природы и космоса – эниологии. Предметом ее исследования является функционирование экзосоматической системы, как составной части любого живого организма, называемой иногда биополем или психополем.

Так, в выдвинутой академиком Г.Б. Днойриным «единой голографической информационной теории Вселенной» в качестве ведущих положений представлены идеи о троичности любого тела вселенной, состоящего из материи, энергии и информации о себе; об информации как одном из источников жизни и эволюции; о материалистической константе таких понятий, как мысль, память, знания, информация. Гипотезы биополевого или энергоинформационного образа человека подтверждаются многими научными и экспериментальными данными (В.М. Бехтерев, Н.В. Бехтерева, В.П. Казначеев, В.И. Донцов, Е.А. Спирин и др.), а биоэнергетика в настоящее время составляет новую главу естествознания.

Сегодня в некоторых исследованиях (Колтаков К.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. и др.) затрагивается идея о необходимости поиска путей интеграции традиционной науки с «нетрадиционно-поисковыми» областями знаний (биоэнергоинформатика, эниология, парапсихология, танатология и др.). В рамках ее высказывается мнение об ограниченности традиционного представления о единстве мира, основанного на «субстратно-вещественной однородности» материи. С этой позиции человек и окружающий его мир рассматривается как единая интегральная сеть энергоинформационных взаимодействий. При этом психический мир человека и социума не локален, а имеет ноосферно-космическую размерность, уходящую в бесконечность.

В работе «Проблемы духовного мира человека и его формирования в биоэнергетическом срезе» доктор педагогических наук Т.Ф.Яркина указывая на то, что «ни одна система образования в мире до сих пор не учит человека жить и действовать в соответствии с универсальными Законами Природы и Космоса» выдвигает постулат о необходимости глубокой разработки «биоэнергетической составляющей педагогики» (6). Это предполагает наличие основных знаний, универсальных средств и методов, реализующих биоэнергетическую константу человеческого организма.

Среди основных направлений в развитии ноосферной парадигмы образования выделяются раскрытие внутренних ресурсов личности ребенка, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей, ведущих к самоактуализации высшего «Я» личности в ее творческой реализации во всех сферах человеческой жизни. Поставленные задачи опираются на систему принципов, куда вошли принцип целостности, экологизации, биоадекватности, гуманизации, фундаментальности, инвариантности и развивающего образования (Г.С.Смирнов).

Применительно к педагогической теории и практики данная идея находит свое воплощение в ряде подходов:

  • разработка методологических позиций ноосферного образования;
  • насыщение новым содержанием образования на основе энергоинформационных и биоадекватных технологий;
  • поиск связующих звеньев интеграции педагогической науки и нетрадиционно-поисковых областей знаний, опирающихся на тысячелетний опыт человечеств.

Возможность реализации основных направлений концепции ноосферного образования сегодня подкрепляется необходимостью разработки целого комплекса методик, таких как:

  • организация с раннего детства способов жизнедеятельности человека в соответствии с Универсальными Законами Природы и Космоса;
  • формирование ноосферного сознания, поведения и деятельности личности как условие роста духовного мира человека;
  • самореализация и раскрытие творческого потенциала личности в условиях перехода от «дискурсивно-логического» к «квантовому» уровню мышления человека как существа не только биосоциального, но и космопланетарного;
  • построение педагогического процесса на основе синтеза биосферного, антропосферного, космического и культуротворческого начал жизни;
  • насыщение образовательных программ новым содержанием знаний современной ноосферологии (цикл наук, раскрывающий биосферно-ноосферные процессы глобального характера, происходящие на планете) и др.

Итак, сегодня на пороге третьего тысячелетия, когда перед мировым сообществом стоит проблема поиска новых путей своего развития, особенно актуально обращение современной науки и просвещения к духовному опыту человечества прошлого. Именно поэтому, новая концепция образования, опирающаяся на тысячелетний опыт развития русской духовной культуры и, в частности, ноософии, становится не только реалией педагогической науки, но и основой переходного периода современного человечества от эпохи Homo Sapiens (человека не только мыслящего, но и разрушающего) к эпохе Homo Creator (человека созидающего).