Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DESIGNING OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF INDIVIDUALIZATION OF MUSIC TRAINING IN A GENERAL EDUCATION

Litvinenko O.S. 1
1 FGBOU SEI HPE «M.A. Sholokhov Moscow state university for humanities»
Definition of individualization of music training from the perspective of the idea of personality-oriented pedagogy. Discusses the need for systematic study of individuality of pupils during their musical and aesthetic education. As one of the solutions proposed author’s pedagogic model of individualization of music training junior high school students in a secondary school. The model examines the three block-phases: diagnostic, organizational and managerial. Are offered as examples of a number of combinations use customized forms of learning in mainstream music and creative activities of junior high school students.
vnutriklassnaâ individualization
personalization
individualized instruction
indirect management
personality-oriented pedagogy
pedagogical model
emotionally-type situation

Происходящие в современной педагогике инновационные процессы, ведущие к реорганизации всей системы образования, способствуют созданию и внедрению новых альтернативных и вариативных программ на основе ведущих разработок в области педагогической технологии. Это, в свою очередь, потребовало выдвижения новых приоритетных направлений в развитии отечественной педагогики и, в частности, конструирования на основе «личностно-ориентированной модели» всех звеньев системы школьного образования.

Данная общепедагогическая концепция основывается на признании главной цели образования – развитие творческой личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и склонностей. Идеи личностно-ориентированной педагогики требуют также осмысления многих вопросов, связанных с поиском путей и методов решения задачи комплексного изучения личности ребенка, создания условий наибольшего благоприятствования в раскрытии его индивидуального творческого потенциала.

Необходимость учета в педагогической деятельности индивидуальных особенностей ребенка нашла свое отражение в одном из дидактических принципов, декларированном еще со времен Я.А. Коменского – принципе индивидуального подхода к учащимся, реализующемся на практике в тех или иных формах и методах индивидуализированного обучения.

Проблема индивидуализации не решаема вне вопросов индивидуальности, т.к. требует, прежде всего, знания индивидуально-психологических особенностей человека и их учета в формировании и развитии его личности. Исследование связей между индивидуальным своеобразием свойств личности и путей гармонизации всех ее сторон и качеств также невозможно осуществлять в отрыве от понимания генезиса данного явления.

Процесс музыкально-эстетического воспитания школьников не может строиться в отрыве от систематического изучения их индивидуальности, т.к. специфика музыкальных занятий требует учета музыкальных способностей детей, достаточно вариативных уже на начальном этапе обучения. В этой связи возникает необходимость теоретического и практического осмысления ряда аспектов проблемы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы.

В качестве основы механизма индивидуализации нами предлагается педагогическая модель, состоящая из трех взаимосвязанных между собой блоков-этапов: диагностический, организационный и управленческий. На стадии диагностического блока-этапа изучаются индивидуальные особенностей детей, в соответствии с которыми прогнозируется наиболее оптимальный путь развития их музыкально-творческой индивидуальности. В рамках организационного блока-этапа разрабатываются наиболее оптимальные формы и методы индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Управленческий блок-этап направлен на создание необходимых условий, регулирующих как сам процесс индивидуализации музыкального обучение, так и пути развития музыкально-творческой индивидуальности учащихся.

Каждый блок-этап включает в себя ряд элементов, составляющих его основу и являющихся факторами индивидуализированного процесса музыкального обучения. Так, в основе первого блока-этапа лежит определение составных компонентов музыкально-творческой индивидуальности учащихся, выявление исходного уровня и динамики ее развития. В качестве основных компонентов организационного блока-этапа следует отметить внутриклассную индивидуализацию в единстве фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы; индивидуализированную систему классных и домашних творческих заданий; комплекс игровых форм как один из ведущих методов индивидуализации учебно-воспитательного процесса. В структуре управленческого блока-этапа подчеркивается особая роль технологии педагогического управления учебно-воспитательным процессом, педагогического мастерства учителя, а также значение дидактических средств и методического материала в условиях индивидуализированного обучения.

Одной из форм индивидуализации обучения является внутриклассная или внутригрупповая индивидуализация учебной работы. В условиях классно-урочной системы внутриклассная индивидуализация находит свое применение в индивидуальной, групповой и фронтальной формах учебной деятельности учащихся. Данные учебные формы внутриклассной индивидуализации, сохраняют свои организационные возможности и в рамках индивидуализации музыкального обучения младших школьников. Однако использование той или иной формы учебной работы определяется как структурой самого урока музыки, его «драматургией», так и спецификой видов учебной (музыкально-творческой) деятельности учащихся.

Рассмотрим ряд комбинаций использования данных форм в основных видах музыкально-творческой деятельности младших школьников.

Вокально-хоровая работа. В процессе формирования определенных вокально-хоровых навыков учащихся, а также развития их музыкальных способностей в этом виду деятельности могут быть применены дифференцированно-групповая и индивидуализированно-групповая формы обучения. Так, например, работа над песней или вокальными упражнениями, учитель делит класс на группы по голосам (или иным особенностям) и отдельно занимается с каждой из них. С целью развития музыкально-слуховых представлений возможна игровая форма, при которой вокально-хоровое произведение исполняется по цепочке одним-двумя учениками, в то время как весь класс поет «про себя». В качестве игровой формы можно представить театрализованное исполнение песни, в котором на фоне всего класса выступает в ролях группа учащихся, выбранная по тому или иному признаку. «Сильные» учащиеся могут участвовать в хоре и как солисты-запевалы.

Игра на музыкальных инструментах

В зависимости от конкретных задач, которые учитель ставит к инструментальной исполнительской деятельности учащихся, выбираются и соответствующие формы учебной работы. Для формирования исполнительских навыков возможно деление класса на группы. Групповая форма помогает и в работе над развитием музыкально-ритмического чувства и тембрового слуха учащихся. В рамках исполнительской деятельности в качестве индивидуализировано-групповой формы отмечается ансамблевая игра с учителем в четыре руки, что значительно активизирует работу учащихся разных уровней музыкальности. Как дифференцированно-групповая, так и индивидуализировано-групповая формы имеют также место в разнообразных музыкально-дидактических играх, позволяющих через исполнительскую деятельность учащихся на музыкальных инструментах, вести работу по развитию основных компонентов их музыкально-творческой индивидуальности.

Слушание музыки. Активное восприятие музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников и формируется в музыкальной деятельности достаточно индивидуально. Как уже указывалось выше, процесс музыкального воспитания требует целенаправленного формирования и учета развития основных компонентов музыкального слуха, соредии которых ведущее место занимают музыкально-слуховые представления. Поэтому наряду с общеклассной работой по слушанию музыки следует вводить и другие формы, способствующие воспитанию произвольных музыкально-слуховых представлений а, следовательно, активизирующие весь процесс музыкального восприятия младших школьников. Так, например, после прослушивания музыкального фрагмента учащимся предлагается выразить в рисунках, либо через цветовую гамму или линеарное изображение своего видения музыкального образа, выявляя, тем самым, глубину индивидуального постижения музыкально-изобразительных и музыкально-выразительных средств произведения. Индивидуализированная работа может сочетаться и с дифференцированно-групповой, при которой разные группы учащихся воплощают музыкальный образ через разнообразные виды творческой деятельности.

Импровизация. Импровизация как креативная деятельность детей представляет большие возможности для их музыкально-эстетического воспитания, поскольку развивает музыкально-слуховые представления, способности к воображению, фантазии, формируя творческие качества личности. Являясь специфической формой обучения младших школьников, в которой более важен сам творческий процесс, нежели его результат, импровизация, зарождаясь в спонтанных самовыражениях детей, ведет через различные направления музыкально-импровизационной деятельности к созданию собственных композиций, отражающих определенные художественные впечатления.

Возможность функционирования педагогической модели индивидуализации музыкального обучении как уже отмечалось выше, находится в единстве трех взаимосвязанных между собой блоков-этапов: Диагностического, Организационного и Управленческого. Первые два блока-этапа реализуются через третий – Управленческий блок-этап, направленный на создание необходимых условий, регулирующих процесс индивидуализации музыкального обучения младших школьников.

Необходимость рассмотрения с позиции педагогической технологии данного аспекта проблемы индивидуализации обучения определяется тем, что наряду с разработкой организационных форм и методических положений важно также создание оптимальных средств и условий их обеспечения в реальном учебно-воспитательном процессе. Решение вопросов технологии педагогического управления в условиях индивидуализированного обучения, требует, прежде всего, поиска путей, позволяющих наиболее эффективно направить работу по развитию индивидуальности учащихся. В педагогике сегодня широко применяется косвенное управление, когда с помощью различных воздействий учащиеся «наводятся» на данную деятельность. Учитывая его эффективность в управлении учебно-воспитательным процессом, в нашем исследовании также особо подчеркивается роль косвенного управления.

Методика косвенного управления требует продуманного анализа конкретной педагогической ситуации, знания личности учащегося, на которого направлено воздействие, необходимости прогнозирования последующих результатов. Это в наибольшей степени соответствует практическим задачам, возникающим в ходе индивидуализации учебно-воспитательного процесса и, особенно в рамках начальной школы. Рассматривая данную методику сквозь призму индивидуализации музыкального обучения младших школьников, подчеркнем, что поиск путей формирования и развития музыкально-творческой индивидуальности учащихся становится наиболее эффективным в процессе создания проблемных ситуаций в условиях опосредованного взаимодействия ученика и учителя.

Опираясь на тот факт, что проблемные ситуации выступают действенным педагогическим средством косвенного управления эмоциональным состоянием и условием развития творческой индивидуальности учащихся, в качестве подготовительного этапа творческого процесса нами выдвигается постановка педагогом и решение детьми эмоционально-образных ситуаций.

В основе эмоционально-образной ситуации, несущей в себе определенную «эмоциональную информацию», лежит проблема выбора ребенком способов и средств образного вокального и инструментального выражения своих чувств, переживаний. Главным методическим инструментом педагогических ситуаций выступают творческие задания, а их решение достигается такими приемами педагогического и эмоционального воздействия как: «вербально-коммуникативный» (беседа, диалог, дискуссии), «музыкально-перцептивный» (метод показа, вокально-инструментальное исполнение), «изобразительно-иллюстративный» (метод зрительного восприятия).

В контексте сказанного следует отметить, что в нашем исследовании форма проблемных эмоционально-образных ситуаций взята как наиболее способствующая созданию атмосферы музыкальных занятий близкой детскому опыту. Она помогает педагогу непреднамеренно, но целенаправленно изучать и в соответствии с этим искать пути развития музыкально-творческой индивидуальности учащихся, что делает наиболее оптимальным ее использование в процессе индивидуализации музыкального обучения младших школьников.

В качестве регулирующего фактора создания проблемной эмоционально-образной ситуации нами выдвигаются индивидуализированные творческие задания, которые в свою очередь являются средством и условием ее решения. Они охватывают разнообразные виды музыкально-творческой деятельности младших школьников, в ходе которой учащиеся приобретают знания и умения в значительной степени самостоятельно, постепенно вырабатывая потребность в них.

Однако индивидуализированный характер этих заданий требует учитывать не только уровень музыкально-творческой индивидуальности учащихся, но и степень их «готовности» к самостоятельному поиску решений педагогической ситуации. Тем не менее, подчеркнем, что основная идея эмоционально-образных ситуаций – помочь детям максимально раскрыть свои индивидуальные потенции, развить эмоциональную отзывчивость и увлеченность в постижении искусства, создать наиболее благоприятный микроклимат для музыкально-творческих опытов каждого ребенка.

Составными элементами структуры индивидуализированных заданий, являются репродуктивные задания, направленные на развитие музыкальных способностей учащихся и контролирующие процесс усвоения учебной программы; творческие – стимулирующие музыкально-творческую активность учащихся; познавательно-поисковые – способствующие росту музыкально-художественных интересов и предпочтений и закрепляющие уровень знаний, умений и навыков учащихся.

В процессе выполнения того или иного задания, в условиях созданной педагогом эмоционально-образной ситуации, учащиеся вовлекаются в постоянный самостоятельный поиск решения задания. При этом они не только приобретают знания, умения и навыки, а их творчески перерабатывают, тем самым постепенно расширяя границы своего уровня развития музыкально-творческой индивидуальности. Учитывая особенности детей младшего школьного возраста наиболее эффективным методическим приемом эмоционального воздействия в ходе решения проблемной (эмоционально-образной) ситуации является форма ролевой игры.

Не имея возможности полностью показать в объеме данного исследования методику косвенного управления индивидуализированным процессом музыкального обучения учащихся, отметим ряд комбинаций ее применения в некоторых видах музыкально-творческой деятельности детей.

Вокально-хоровая работа. Основными задачами вокально-хоровой работы с младшими школьниками являются:

  • развитие музыкального восприятия детей в процессе их приобщения к активной форме исполнительского искусства;
  • становление музыкальной культуры, создание целостного художественного образа путем единства постижения музыки и текста;
  • формирование вокально-певческих умений и навыков на основе развития музыкально-творческих способностей.

В соответствии с задачами предлагаются следующие индивидуализированные задания:

Репродуктивные:

  • определение мелодии известных детских песен по ритмическому рисунку (игра «Угадайка»);
  • пение «вслух» и «про себя» по цепочке (игра «Испорченный телефон»);
  • передача мелодической или песенной фразы в диалогах (например: учитель-учащийся, группа учащихся, учащийся-учащийся, игры «Музыкальный разговор», «Кукушка», «Эхо»).

Творческие:

  • досочинение музыкальной фразы с последующим обсуждением наиболее интересных вариантов;
  • вокально-интонационная импровизация иллюстрации различных образов природы, сказок, детской жизни и т.п.

Игра на музыкальных инструментах. Инструментальный, как и вокально-хоровой вид деятельности учащихся является неотъемлемой частью детского музыкального воспитания. Как следствие основные задачи, стоящие перед исполнительской деятельностью учащихся в рамках музыкального обучения младших школьников во многом тождественны, а именно:

  • развитие музыкального восприятия учащихся в процессе их приобщения к активным формам исполнительского искусства;
  • создание целостного художественного образа в ходе исполнительской деятельности;
  • формирование навыков коллективного и индивидуального музицирования в процессе развития музыкально-творческих способностей.

К индивидуализированным заданиям в этом виде деятельности следует также отнести:

Репродуктивные:

  • ансамблевая игра в четыре руки с учителем (на фортепиано или с использованием детских музыкальных инструментов);
  • исполнение по цепочке ритмического мотива, передача ритмического рисунка слова, фразы, стихотворения и т.д. (игры «Ритм-загадка», «Эхо», «Телефон»);
  • ритмические диктанты с последующей записью длительностей;
  • выбор музыкального инструмента для сопровождения в соответствии художественно-образной стороной произведения (игры «Музыкальная шкатулка», «Музыкальный магазинчик»);
  • ритмический аккомпанемент произведения в заданном ритме.

Творческие:

  • импровизация ритмического аккомпанемента;
  • выбор учащимися музыкальных инструментов в соответствии с образным содержанием произведения с последующей импровизацией ритмического сопровождения (игра «Мы – оркестр»).

Таким образом, рассмотренная в рамах данной статьи педагогическая модель индивидуализации музыкального обучения в условиях общей школы позволит вооружить учителей музыки дополнительными методическими установками на изучение и прогнозирование уровня музыкального развития детей, а, вместе с тем, организацию музыкальных занятий в соответствии с принципом индивидуального подхода к учащимся.