Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FOFMATION OF A GENERALLY CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING

Osipova S.I. 1 Yanchenko I.V. 2 Оkuneva V.S. 2
1 Siberian Federal University
2 Khakas Technical Institute
The article is about the basic term of the federal state educational standards of higher education «competence». These term causes the scientific debate due to its different interpretations. The authors examined a set of common cultural competencies, described as the requirements of the federal state educational standard of higher education to the results of the development of educational programs in a number of areas of training (qualification (degree) «Bachelor»). The authors determined the relevance of the formation of the competences of students: career competence and competence of students to work in a team. They briefly describe the nature and content of the constituents of these two competencies and identified approaches to identifying the impact of pedagogical conditions of formation of these competencies students.
professional education
competence
competence
general cultural competence
career competence
competence of students to work in a team
personal development
success

Доминирующим подходом при решении различных педагогических задач профессиональной подготовки студентов вузов в условиях действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выступает компетентностный подход, определяющий цели и требования к результатам образования. Базовые термины ФГОС ВПО «компетенция» и «компетентность» вызывали и продолжают вызывать научную дискуссию, обусловленную их различным толкованием. Приведем мнения ученых И.А. Зимней, В.С. Леднева, И.С. Сергеева, В.И. Блинова, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторского в отношении понятия «компетенции»:

  • некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [4];
  • используются вместо знаний, умения, владения [6];
  • особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости [13];
  • определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность [3];
  • отвлеченная (отчужденная), взятая безотносительно к личности норма, достижение которой может свидетельствовать о возможности продуктивной деятельности в определенной сфере [15].

Анализ приведенных суждений ученых позволяет сделать вывод, что компетенция включает в себя такие компоненты как знания, умения, навыки, мотивы, ценности, опыт, делающие возможным осуществление определенного вида деятельности и имеет значение «знаю как» [5]. Данный аспект отражен в трудах ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Д. МакКлелланд, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), определяющих компетентность как:

  • актуальное проявление компетенции [4];
  • выраженная способность применять знания и опыт для решения профессиональных, социальных и личностных проблем [2];
  • результаты обучения и система ценностных ориентаций, привычек и т. п. [3];
  • уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции [13];
  • личная характеристика, которая, в сочетании с другими, позволяет эффективно выполнить конкретную задачу в данной организации [17];
  • совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов [14];
  • владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [16].

Анализ приведенных дефиниций понятия «компетентность», позволяет сделать вывод, что компетентность имеет значение «мочь, быть способным действовать, применять, выполнять», т. е. проявляется в деятельности и имеет решающее значение для достижения в ней успеха. Деятельностная сущность, практическая направленность компетентности, как результата присвоения компетенций определена учеными (Дж. Равен, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.А. Адольф и др.) в дефинициях компетентностей через такие категории как «способность», «готовность» или «владение» [1, 3, 5, 12].

Сложный характер понятия «компетентность», отражающий синергетический эффект присвоения компетенций и личностных свойств, особенностей человека отражен в понимании компетентности учеными (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др.) как интегративного качества личности [5, 6, 7, 8, 11].

Учитывая сложный характер взаимосвязи деятельностной сущности компетентности с личностными свойствами человека, И.А. Зимняя выделила характеристики компетентности, включающие: готовность к проявлению компетентности и отношение к содержанию компетентности, объекту приложения; владение знанием, умениями, навыками, особенностями мышления (содержанием компетентности); опыт деятельности; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности, самоанализ своей деятельности, самооценку [5].

Выделенные ученым характеристики компетентности позволяют определить структуру компетентности состоящей из компонентов мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного и наполнить их содержанием в связи со спецификой рассматриваемой компетентности. Данная структура позволит в перспективе выявить и обосновать педагогические условия формирования компетентности студентов, а так же определить показатели, критерии и уровни, позволяющие оценить ее сформированность.

Рассмотрение широкой совокупности общекультурных компетенций (ОК), представленных в виде требований ФГОС ВПО к результатам освоения образовательных программ по направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») 080200 – менеджмент, 140400 – электроэнергетика и электротехника, 150700 – машиностроение, 151900 – конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, 190600 – эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 270800 – строительство, позволяет выделить две группы ОК описывающие требования к студентам:

  • направленные на обеспечение их личностного развития: поддержание высокой мотивации к профессиональной деятельности; способность к самообразованию, саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; способность постановки целей развития и принятие ответственных решений; осознание социальной значимости своей будущей профессии; умение осуществлять деловое общение, публичную презентацию результатов своей деятельности; умение поддерживать этические ценности и здоровый образ жизни; умение критически оценивать себя и принимать решения по исправлению недостатков и развитию достоинств;
  • направленные на обеспечение их успешности в совместной деятельности: осознание значения гуманистических ценностей, готовностью принять нравственные обязанности по отношению к обществу, другим людям и самому себе; проявление уважения, толерантности к людям, в том числе к людям другой культуры; готовность к социальному взаимодействию, к поддержанию партнерских взаимоотношений, к кооперации с коллегами; умение руководить людьми и подчиняться; умение нести ответственность за поддержание доверительных партнерских взаимоотношений.

Здесь необходимо отметить, что все указанные в стандарте профессиональные компетенции (ПК) направлены на обеспечение успешности личности в соответствующей профессиональной деятельности. Компетенция студентов направленная на обеспечение совместной деятельности в различных трактовках (к работе в команде, в кооперации, в составе коллектива исполнителей и др.), присутствует в требованиях стандартов анализируемых направлений как профессиональная в сфере организационно-управленческой деятельности.

Перечисленный широкий круг общекультурных компетенций, направленный на обеспечение их личностного развития, успешности в области социального взаимодействия в целом и в профессиональной деятельности в частности, позволяет сделать вывод о нацеленности требований ФГОС ВПО на формирование: карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде [9, 10].

Помимо этого ценностным основанием выделения карьерной компетентности и компетентности студентов к работе в команде явилось:

во-первых, современное понимание профессиональной карьеры, которая понимается не как результат достижения исключительно личных эгоистичных целей, а как целенаправленный процесс и результат формирования жизненной траектории человека, включающий стремление к успеху в профессиональной деятельности, самореализацию, накопление и развитие компетенций в системе профессиональных отношений;

во-вторых, карьера становится основным мотивом профессиональной деятельности, повышения профессиональной компетентности, «образования на протяжении всей жизни»;

в-третьих, особенностью успешных карьер в современных социальных и экономических условиях становится поддержка команды. В таких условиях успех человека в этом процессе невозможен без осознания профессиональной значимости и личностной ценности командной деятельности, который в дальнейшем продвигает к успеху всю команду.

Сказанное позволяет заключить, что существует потребность выявления теоретических предпосылок и разработки педагогического обеспечения формирования у студентов карьерной компетентности и компетентности к работе в команде, «встраивания» его в существующий процесс профессиональной подготовки.

Представим дефиниции, выделенных нами компетентностей, придерживаясь понятия компетентности как интегративного качества личности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др.), проявляющегося в способности к успешному осуществлению определенной деятельности:

  • карьерная компетентность студента – интегративное качество личности студента, характеризующее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающееся рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющее целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры;
  • компетентность студента к работе в команде – интегративная, динамическая, деятельностная характеристика субъекта будущей профессиональной деятельности, определяющая понимание значимости и ценности командной деятельности, способность и готовность к активной продуктивной деятельности при разрешении проблем в условиях диалогового общения и партнерского взаимодействия с другими исполнителями на основе усвоенных знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о способах совместной деятельности.

Содержание структурных компонентов карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде (таблица) охарактеризуем, придерживаясь выделенной И.А. Зимней структуры компетентности.

При разработке педагогических условий формирования у студентов карьерной компетентности и компетентности к работе в команде, необходимо учесть, что выступая на этапе определения целей и результатов образования доминирующим компетентностный подход, в условиях полипарадигмальности, реализуется посредством:

  • системного подхода, позволяющего определить направления изменений в профессиональном образовании (в содержании образования, педагогических технологиях);
  • деятельностного подхода, ориентирующего на приоритетное использование активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки;
  • личностно ориентированного подхода, нацеливающего на использование педагогических технологий, построенных на основаниях гуманистической философии и имеющих целью разностороннее развитие личности, становление субъектной позиции студентов.

Краткая характеристика структурных компонентов карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде

Компонент

Карьерная компетентность студентов

Компетентность студента к работе в команде

Краткая характеристика компонентов

Мотивационно-ценностный

Мотивационно-ценностное отношение студентов к профессиональному образованию как к началу процесса встраивания личности в систему отношений будущей профессиональной среды и карьеры

Ценностное отношение студента к командной деятельности, мотивы к работе в команде

Когнитивный

Осознание периода получения профессионального образования как этапа будущей карьеры; знания о возможных путях развития карьеры, ее типах, этапах, стратегиях, требованиях профессиональной среды к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, личным качествам соискателя; развитый эмоциональный интеллект

Знания теоретического, фактологического, прикладного характера о команде и командной деятельности, ролях и способах работы в команде

Деятельностный

Осуществление действий направленных на планирование карьеры на начальном этапе профессионального образования, решение образовательных и профессиональных задач в соответствии с перспективным карьерным планом, высокая самоэффективность

Осуществление действий студента как будущего члена команды и овладение им опытом командной деятельности

Рефлексивно-оценочный

Систематический анализ и адекватная самооценка личностных качеств и результатов своего профессионального образования в контексте перспективных планов на профессиональную деятельность и карьерное развитие

Овладение навыками самоанализа для корректировки поведения, соответствующего командной деятельности

Обозначенные методологические подходы, анализ общекультурных компетентностей, сущность и содержание структурных компонентов позволили выявить педагогические условия результативности формирования:

  • карьерной компетентности:
  • период получения профессионального образования рассматривается как базовый этап будущей карьеры;
  • содержание образования обогащено материалом, формирующим современное представление о карьере, карьерной компетентности, актуализирующим мотивационно-ценностное к ней отношение;
  • реализуются личностно ориентированные процессуальные педагогические технологии, способствующие формированию субъектной позиции студента в процессе получения профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента;
  • организовано вовлечение студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной компетентности.
  • компетентности студентов к работе в команде:

на теоретическом уровне: выявлена сущность команды как формы организации совместной деятельности; определены качества личности, способствующие работе в команде; обоснованы педагогические условия формирования компетентности студентов к работе в команде и требования к их педагогическому обеспечению; выделены структурные компоненты компетентности студентов к работе в команде, разработаны критерии, показатели критериев и охарактеризованы уровни сформированности этой компетентности;

на практическом уровне: разработаны и реализованы во взаимосвязи педагогические условия: обогащение содержания профессионального образования междисциплинарным образовательным модулем, ориентированным на формирование у студентов системы знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде; приобретение первоначального опыта командной деятельности; вовлечение студентов в проектную деятельность, обеспечивающую закрепление ценности и способов командных форм деятельности при решении проектных задач.

Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий, проведенная со студентами первого и второго курсов указанных выше направлений подготовки ФГОС ВПО, показала их результативность в формировании рассматриваемых общекультурных компетентностей – карьерной компетентности студентов и компетентности студентов к работе в команде.