Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В настоящее время ни в одной стране мира не существует такой профессии - «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Так, Б. Карлофф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными... связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам».

Изучая проблему предпринимательской культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на личностное измерение носителя и субъекта этой культуры - предпринимателя.

Обращение историографии вопроса показало, что в большинстве определений указываются такие качества предпринимателя, как новизна, творческое начало, организаторский талант, умножение богатства и готовность рисковать.

По утверждению И. Шумпетера, первым основным качеством (предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основательная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество - сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды - традиций, правовых и моральных норм и т.п. Наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее надумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

По мнению В. Зомбарта предприниматель отличается следующими качествами:

  • завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
  • организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
  • торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

По Б. Карлоффу, предприниматели - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. «Они могут строить корабли, учиться играть на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможно переоценить». Ученый приводит следующие качества предпринимателя:

  • Предпочитает принимать решения самостоятельно.
  • Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
  • Открыт для конструктивной критики и похвал.
  • Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.
  • Любит быстрое развитие и нововведения.
  • В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
  • Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

Выделяются еще два весьма важных качества, отмечаемых исследователями. Первое - способность доводить дело до конца, второе - умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.

В целом, в исследованиях к числу важных качеств психологического портрета предпринимателя относятся следующие. В интеллектуальном иноке - компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление. В коммуникативном блоке - талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения. В мотивационно-полевом блоке - склонность к риску; интернальность, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи

Предприниматель ассоциируется также с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом.

Одним из недостатков результатов предпринимательской подготовки в учреждениях среднего профессионального образования является отсутствие изменений в личностных характеристиках выпускников, существенных для деятельности в качестве субъекта малого бизнеса. Так, например, если формирование навыков делового общения встречается достаточно часто в программах, то такие цели как развитие творческого потенциала учащихся, формирование нравственных ориентиров ведения бизнеса отсутствуют. В то же время, в процессе изучения уровня творческой активности студентов установлено, что низкий уровень по таким показателям, как чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта и направленность на творчество, характерен для 39,46, 61 и 77 % студентов соответственно.

Как отмечалось на VII Конференции министров образования государств-участников СНГ, новая образовательная парадигма для общества XXI века формулируется в виде логически связанной триады: «От целостной картины Мира к целостному Знанию и через него к целостной Личности».

Гармоничное и всестороннее формирование личности предпринимателя в современных условиях требует развития его информационной культуры за счет утверждения гуманистических, духовно-нравственных ценностей, которые заложены в самой истории и традициях предпринимательской деятельности.

Отмечается, что человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся изначально в её корпус, и соответственно не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии чужеродного элемента по отношению профессии, в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем - дискредитирующий её.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. - Томск. ун-та, 1992.
  2. Зульфикарова В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. - 1995. - № 1. - С. 34-38.
  3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Общ. ред. Д. Милейковского. - М.: Прогресс, 1978. - 494 с.
  4. Кинелев В.Г. Образование в информационном обществе 21 века / Доклад на 7 Конференции министров образования государств-участников СНГ. (институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании). - Алматы,2002.
  5. Позняков В.П. Психология предпринимательства и бизнес-консультрование // Психология и бизнес. - М., 1997.
  6. Рубе В.А. Малый бизнес: История, теория, практика. - М.: ТЭИС, 2000. - С. 30-32.
  7. Ситаров В.А., Смирнов А.И. Культура предпринимательства: теория и практика. - Москва - Вологда: ООО «Полиграфист», 2006. - 192 с.
  8. Тоффлер Э. Изменяющаяся структура бизнеса // США: Экономика, Политика, Идеология. - 1993. - № 2