Отмечающиеся в настоящее время негативные тенденции в изменении показателей здоровья населения и состояния среды обитания человека ставят научную проблему «окружающая среда – здоровье человека» в разряд приоритетных задач государственной политики [12]. Однако, решение этой проблемы невозможно без учета социально-экономических факторов, всего диапазона доз и концентраций ксенобиотиков при их комплексном поступлении в организм человека в конкретных условиях проживания [2]. Следовательно, установление количественных связей между уровнями воздействия факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения является одной из актуальных проблем гигиены [15]. А имеющиеся подходы и методы в оценке влияния факторов среды обитания на формирование общественного здоровья населения позволяют дать количественную оценку факторам риска, определить их структуру, обосновать приоритетные профилактические мероприятия и управленческие решения в программах развития регионов [2].
В настоящее время нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов среды обитания в формирование индивидуального и популяционного здоровья. Так, в материалах ВОЗ указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50 % отводится образу жизни, по 20 % – среде обитания и наследственности и 10 % – качеству медико-санитарной помощи. В литературе представлен более широкий диапазон факторов, определяющих состояние здоровья: образ жизни 20–52 %, наследственность 15–25 %, состояние окружающей среды 18–50 %, организация здравоохранения 10–15 %, социально-экономические условия 25 %, психологические факторы 15 % [5, 7]. Для городской среды вклад антропогенных факторов в формировании патологических состояний определяется в пределах 10-60 % [12]. Столь широкий диапазон, по мнению Боева В. М. [2] связан с проведенной оценкой по среднестатистическим показателям без учета региональных особенностей и результатов комплексных исследований факторов среды обитания для промышленных городов.
В тоже время не следует забывать, что риск для здоровья населения определяется факторами не только химической, но и физической природы. Изучение сочетанного действия разных по природе факторов особое значение имеет в комплексной оценке здоровья населения крупных промышленных городов. В структуре всех приоритетных факторов химической и физической природы урбанизированной среды, формирующих риск для здоровья, 1-е ранговое место занимает воздушная среда (66,7 %), 2-е – пищевые продукты, 3-е – шумовая нагрузка. Как показал корреляционный анализ эколого-социально-экономических факторов среды обитания, в городах демографические процессы в большей степени связаны с экологическими факторами (43,9 %) и экономическими условиями (31,7 %) [2].
Так, по данным Сабировой З. Ф. и др. [18] демографическая ситуация в городах во многом определяется социально-экономическими условиями жизни (34,5 %), уровнем и качеством медицинского обеспечения (23,7 %). Доля неучтенных факторов составляет 5 %, загрязнения атмосферного воздуха – 20,2 %.
Создание экологически безопасной городской среды немыслимо сегодня без комплексной оценки всех эколого-гигиенических параметров. Многокомпонентность, многофакторность и разнонаправленность воздействия окружающей среды на человека определяют методические трудности комплексной оценки ее качества и требуют разработки новых методических подходов [13]. Традиционная дифференциальная схема обследования населения очень уязвима с точки зрения возможного вклада неучтенных сопутствующих факторов, уравновесить которые невозможно, их список постоянно расширяется, и не может быть абсолютной уверенности в том, что имеется влияние именно загрязнения окружающей среды, а не какого-то неучтенного сопутствующего фактора [20].
Проблемы комплексной оценки качества жизни населения, изучение факторов, его формирующих, становятся особо актуальными [8]. Значительное место в современной науке занимают проблемы исследования комплекса параметров, характеризующих качество жизни населения. Качество жизни, по мнению ряда авторов [1, 11 и др.], является интегральным показателем, включающим в себя экологическую безопасность и медицинские аспекты, социально-экономическое положение человека, жилищные условия, материальное благополучие, здоровый образ жизни и рациональное питание, воспитание и образование и многое другое.
Таким образом, несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня и качества жизни населения, вопрос об интегральном унифицированном показателе уровня качества жизни остается открытым.
В последние десятилетие гигиенисты разрабатывают и внедряют большое количество новых методов диагностики, направленных на раннее выявление отклонений в состоянии здоровья населения, а также прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки в районах с неблагоприятной окружающей средой [19].
Предприятия черной металлургии остаются основными источниками выбросов в окружающую и производственную среду химических веществ и их соединений. Так, по данным Кошкиной В.С., Антипановой Н.Л., Котляр Н.Н. [9] установлено, что региональной особенностью загрязнения города с развитой отраслью черной металлургии является прежде всего высокий уровень суммарного загрязнения атмосферного воздуха, что обусловлено особенностью технологии производства черной металлургии. В атмосферном воздухе были идентифицированы бенз(а)пирен, формальдегид, нафталин, тетрахлорэтилен, Си, РЬ, V, Be, N1, Мп, Cr, Si, As, Cd, бензол. Концентрации 3,4-бенз(а)пирена превышают ПДК во всех административных районах города, особенно в Левобережном (в 3.1 раза), где располагается Магнитогорский металлургический комбинат. Содержание остальных канцерогенов не превышало ПДК, но обнаружены более высокие концентрации свинца, кадмия и никеля в Правобережном и Орджоникидзевском районах, районах крупных автомобильных трасс.
Неблагоприятный факторы окружающей среды оказывают на человека комплексное, комбинированное и сочетанное действие, в результате чего снижается иммунный потенциал человека, возрастает как специфическая (аллергенной, канцерогенной этиологии), так и неспецифическая заболеваемость населения, выражающаяся в изменении резистентности организма к воздействию других факторов, в нарушении восстановительных процессов, психоэмоциональных нарушениях из-за невозможности организации здорового образа жизни [12].
Проведенная Боевым В. М. [2] комплексная оценка химического многосредового воздействия на население с применением модуля социально-гигиенического мониторинга и анализом многокомпонентных показателей (медь, свинец, кадмий, марганец, никель, цинк, хром) позволила выявить региональные закономерности путей поступления веществ в организм, установить суммарную нагрузку по фактическому содержанию элементов, определяемых загрязнением воздуха, почвы, питьевой воды, воды водных объектов и продуктов питания.
Ефимовой Н.В. [6] установлено, что длительное чрезвычайно высокое загрязнение в промышленных центрах окружающей среды приводит к значительным потерям здоровья, регистрируемым на популяционном уровне. В условиях многофакторного влияния среды обитания на население для выявления причинно-следственных связей, обычно, рассматривают потери здоровья только от уровня антропогенной нагрузки [4, 14] или в системе «социально-экономические факторы ~ здоровье населения» на урбанизированных территориях [3]. В тоже время работ по комплексной оценке всех факторов среды обитания явно недостаточно.
Особенностью установления причинно-следственных связей является система комплексной оценки, основанная на использовании международно признанной методологии оценки риска и Руководства по оценке риска Р.2.1.10.1920-04 [16]. Однако расчет интегрального показателя общественного здоровья населения только по медицинским данным не совсем адекватен общепринятому определению общественного здоровья, которое характеризуется в целом (интегрально) состоянием здоровья всех индивидуумов популяции и отражает их физическое, психическое и социальное благополучие [10].
Поэтому для оценки уровня благосостояния населения используются стандартизованные демографические показатели, тесно взаимосвязанные с макроэкономическими показателями. Преимущество этих показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную [17].
Медико-демографические показатели, поскольку для их анализа используется наиболее точная и достоверная информация, характеризуют высшую степень нарушения здоровья на всех этапах жизненного цикла и, следовательно, отражают наиболее сильные воздействия комплекса факторов на организм человека [18].
Методы анализа комплекса показателей состояния здоровья должны быть ориентированы на получение данных оценок эффективности для решения практических задач сохранения здоровья населения для конкретной территории [10].
Причинно-следственная связь между качеством городской среды и состоянием здоровья человека довольно сложна. Факторы, воздействующие на человека в среде обитания, по степени опасности разделяются на 2 группы: факторы, являющиеся непосредственной причиной заболеваний, и факторы, которые становятся предпосылкой для возникновения заболеваний, развивающихся по другим причинам. В большинстве случаев факторы жилой среды – это факторы малой интенсивности, являющиеся причиной предпатологических состояний [Онищенко Г. Г., 2007].
Для разработки приоритетных, экономически обоснованных управленческих решений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, алгоритм комплексной оценки рисков для здоровья населения должен также включать интегральные показатели общественного здоровья и социально-экономические условия проживания. Многообразие критериев при оценке состояния здоровья населения и факторов среды обитания определяет задачи по обоснованию интегральных оценок состояния здоровья населения на популяционном уровне, приоритетных оптимальных частных и интегральных критериев антропогенного воздействия на человека и социально-экономических условий проживания [2]. В этом случае возможна не только оценка состояния здоровья населения по отдельно взятым территориям, но и прогноз изменения санитарно-эпидемиологического благополучия по отношению к установленным целевым ориентирам применительно к конкретному региону. При этом, расчет интегральных показателей состояния общественного здоровья рекомендуется проводить для выделения наиболее неблагополучных территорий, оценки тенденций в изменении состояния здоровья населения на популяционном уровне и обоснования соответствующих управленческих решений [10].
Таким образом, комплексная оценка состояния здоровья населения региона может являться реальным инструментом анализа разнородных данных, объединяющим параметры окружающей среды и состояния здоровья. Данная методика, основанная на определении доли вклада отдельных факторов в динамику тех или иных негативных тенденций, может обеспечить выбор наиболее эффективных мер их предупреждения и нейтрализации. Для комплексного анализа значительного числа разнородных показателей общественного здоровья населения промышленных регионов должна быть разработана информационно-аналитическая система соответствующего назначения, позволяющая автоматизировать процедуру оценки состояния здоровья, а результаты обработки информации должны передаваться для дальнейшего анализа на республиканский уровень. Важно чтобы научно-практические разработки выявляли территории (регионы) с наиболее выраженным санитарно-эпидемиологическим неблагополучием и наихудшими показателями здоровья населения, ведущие факторы риска (угроз безопасности) и наиболее уязвимые контингенты населения, подвергающиеся их воздействию. Также необходимо создание единого межотраслевого регионального информационного пространства, взаимодействующего с существующей республиканской информационной системой, и разработку нормативно-методических документов, определяющих характер, содержание и технологию проведения наблюдения и оценки состояния здоровья населения региона.