Для студентов направления «Международные отношения» свободное владение иностранными языками является обязательным атрибутом успешного специалиста. Опрос студентов данного направления в 2008 г. показал, что 90% опрошенных интересуются программами по образованию за рубежом. Наиболее популярными идут программы языковых курсов ведущих Европейских Университетов, тем более что студенты данной специальности должны пройти языковую (учебную) практику. Вторыми по популярности являются программы высшего образования за рубежом, чаще всего магистерские программы в Европе.
Учитывая задачи и реалии языковой подготовки студентов направления Международные отношения в России, становится необходимым внедрение Европейского языкового портфеля. Цель: развитие мотивации студентов в самостоятельном изучении языков на протяжении всей жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках Европы. Он представляет собой педагогический инструмент, способствующий развитию многоязычия и поликультурности. Портфель позволяет студентам постоянно совершенствовать свои языковые компетенции. Языковые компетенции описываются в соответствии с едиными для всей Европы критериями. Портфель включает три компонента: языковой паспорт (личные сведения о владельце; количество языков, которыми он владеет - для данного направления два языка являются обязательным, но чаще всего студенты изучают еще и третий язык; уровень владения и т.д.); языковую биографию, уровень владения каждым из видов речевой деятельности, оценка, намечаемые цели, пути достижения, фиксация динамики; досье (работы по языку, например, переводы на иностранный язык статей по специальности, резюме, сочинения, аннотацию собственного диплома, тексты выступлений на студенческие конференции, характеристики от преподавателей, документы, отражающие достижения в изучении языка и т.д.). Вышеуказанные документы дополняют традиционные национальные и международные сертификаты.
В течение года студенты регулярно возвращаются к портфелю, т.к. проводятся срезы знаний и умений по всем видам речевой деятельности, что дает возможность преподавателю и студенту вести мониторинг продвижения в изучении иностранного языка.
За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять с первого года обучения, чтобы формировать и систематически развивать у студентов умение представлять свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.
Европейский языковой портфель, путеводитель в изучении языков, становится незаменим как при трудоустройстве студентов направления «Международные отношения» и так и при дальнейшем обучении.
Таким образом, технология решает одну из важнейших проблем современного высшего образования в эпоху глобализации - подготовку специалистов, готовых к социальной и академической мобильности и компетентных в профессиональном отношении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Заседание Совета Европейского союза по образованию, молодежной политике и культуре. - М.: 2007
- Социальная востребованность знания иностранного языка. Р.А. Готлиб, Социологические исследования № 2, 2009г., С.122-127