Проблема дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) остается одной из не решенных задач крупных городов России. Всего в нашей стране в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно погибают более 30 тыс. и получают ранения различной тяжести около 200 тыс. человек. Отмечен рост удельного веса сочетанных травм у детей и подростков с учетом того, что ежегодно фиксируется около 1500 случаев погибших и 22000 раненых детей [1, 6]. Особое место среди ДТТ занимают сочетанные травмы, принимая во внимание сложности диагностики и не предсказуемость клинического течения травм [1, 2, 3, 9, 10].
Ранее, по литературы данным было отмечено, что распределение частоты ДТП по времени суток не носит однотипный характер случаев ДТТ [5, 7, 8]. В этой связи определение и изучение закономерностей распределения ДТП по временным отрезкам позволит более целенаправленно проводить профилактику травматизма.
Цель исследования. Проанализировать дорожно-транспортный травматизм в г. Ставрополе с позиции хронобиологии c целью прогнозирования и профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Материалы и методы исследования
Нами было проанализировано и изучено состояние дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в г. Ставрополе за период с 2010 по 2012 г.г. с определением наиболее напряженных временных и сезонных промежутков возникновения ДТП с участием взрослых и детей. Современных работ, освещающих дорожно-транспортный травматизм с позиций хронобиологии и привязанных конкретно к нашему региону, мы не встретили. Исследование ДТП на протяжении суток дали возможность установить суточный временной приоритет травматизма с максимальным и минимальным количеством случаев.
Результаты исследования и их обсуждение
За анализируемый период нами было отмечено, что 2010 году количество ЧМТ ко всем травмам составило 77,75 %, а в 2011 году – 76,38 %. В этой группе травм на долю изолированных повреждений черепа и головного мозга в 2012 г. пришлось 409 случаев, где ЧМТ составила 72,86 %. Нами отмечено, что процент ЧМТ относительно всех травм носил предсказуемый характер и составил в разные годы сопоставимые результаты.
Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что травмы двух областей наблюдались в среднем у 63 % пострадавших, трех областей – у 30 % пострадавших, четырех областей и более – у 7 % пострадавших. Результаты литературного анализа, а также данные собственных наблюдений позволяет судить о том, что общее количество повреждений у пострадавших с сочетанной травмой превышает число пострадавших в виду наличия у некоторых из них сразу несколько локализаций травм.
Проведенный анализ лиц пострадавших в ДТП в зависимости от времени суток позволил уточнить наиболее значимые временные отрезки возникновений ДТП.
При анализе всех случаев ДТП с участием взрослых и детей за период 2010 – 2012 г.г. в г. Ставрополе нами было выявлено наиболее частое количество вызовов со следующим распределением по времени суток (ночь-утро, день, вечер). Так с 08.00 по 16.00 часа количество вызовов составило 27 %, с 16.00 по 24.00 – 54 % и с 00.00 по 08.00 – 19 %.
Распределение в течение суток делилось с увеличением количества вызовов в вечернее время. Данное обстоятельство может быть расценено как нарастающей активностью крупного города, так и усилением процессов истощения в ЦНС в вечернее время.
При разборе 785 случаев ДТП с участием взрослых и детей за 2010 г. в г. Ставрополе нами выявлено следующее распределение максимальных и минимальных значений происшествий в зависимости от времени суток. С 08.00 – 16.00 часа 25,5 %, 16.00 – 24.00 – 55 %, 00.00 – 08.00 – 20,5 % повышение количества пострадавших с максимумом в 21.00 -24.00 час (75 случая). Минимальное количество пострадавших с 4.00 до 6.00 часов (9 случаев).
Проведенное исследование позволяет уточнить, что за сутки (период в 24 часа) максимальное количество пострадавших (акрофаза) составило 7,32 % случая в час (с 18.00-19.00 часа), минимальное (батифаза) – 1,32 % случаев в час (5.00-6.00 часа), размах колебаний составил 5,99 % случаев. Мезор составил 4,12 % случая в час.
Исследование 77 случаев ДТП с участием детей позволило отметить, что наблюдались два пика повышения числа травмированных: 13-14 час. (8,87 % случаев), 14-15 час. (9,67 % случаев); наибольшее число детей, пострадавших в ДТП было с 18 до 19 час. (14,51 % случаев). Это может быть объяснено тем, что заканчивается вторая смена в школе и снижением концентрации внимания водителями в конце рабочего дня. С 00.00 до 5.00 часов отсутствуют ДТП с участием детей. Принимая во внимание наши результаты, максимальное значение (акрофаза) составило 14,51 % случаев в час (18.00-19.00 час), минимальное (батифаза) – 0 случаев (00.00 – 05.00 час) за период 24 часа. Мезор равен 4,2 % случая в час, размах колебаний – 14,51 % случаев в час.
Результаты за 2011 год позволяют констатировать, что медицинская помощь на догоспитальном этапе была оказана 1 029 пострадавшим в ДТП взрослым. Так с 08.00 по 16.00 часа количество вызовов составило 28,9 %, с 16.00 по 24.00 – 57,2 % и с 00.00 по 08.00 – 13,9 %.
Результаты анализа следует, что максимальное (акрофаза) количество пострадавших за период 24 часа составило 8,43 % случаев в час (22-23 час), минимальное (батифаза) – 1,04 % случаев (5-6 час). Мезор (среднее значение) равен 4,55 % случаям в час, размах колебаний – 7,23 случаев в час.
В 2011 г., по сравнению с 2010 г., достоверно увеличился мезор травм у взрослых (с 4,2 % до 4,55 % случая соответственно) из-за увеличения в 2011 г. числа пострадавших в ДТП взрослых. Анализ 65 случаев ДТП детей за 2011 г., позволил выявить аналогичные подъемы количества вызовов. Так в 14.00-15.00 час. (9,9 % случаев) и в 18-19 час. (10,89 % случаев), отсутствие их в промежутке времени 00.00-6.00 час. Полученные результаты позволяют судить о том, что за период 24 часа максимальное значение (акрофаза) составило 10,89 % случаев в час (18.00-19.00 час), минимальное (батифаза) – 0 % случаев (00.00-6.00 час). Мезор равен 4,15 % случая в час, размах колебаний – 10,89 % случаев в час. Уменьшение мезора травм у детей в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (4,15 % и 4,2 % случая в час соответственно) закономерно. Следует отметить, что в 2011 г. пострадавших детей в ДТП, было меньше, чем в 2010 г.
Результаты анализа в 2012 году бригадами СМП медицинская помощь на догоспитальном этапе была оказана 1205 взрослым пострадавшим в результате ДТП. Было отмечено, что увеличение количества пострадавших в ДТП к 11.00-12.00 час составило (4,63 % случаев в час), 20.00-21.00 час (7,71 % случаев), 22-23 час. (7,83 % случаев). Минимальное их число с 5.00-6.00 час. (1,02 случаев), 6.00-7.00 час. (1,08 % случаев).
Результаты исследования позволяют констатировать, что за период времени в 24 часа максимальное (акрофаза) значение в 2012 г. составило 7,83 % случаев в час (22.00-23.00 час), минимальное (батифаза) – 1,02 % случаев (5.00-6.00 час). Мезор равен 4,65 % случая в час, размах колебаний – 8,01 % случаев в час. В сравнении с 2011 г., в 2012 г. мезор увеличился с 4,55 % случая в час до 4,65 % случая в час. Вероятно, это объясняется увеличением количества пострадавших в ДТП взрослых за 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Статистические результаты за 2012 г. позволили отметить, что количество детей, пострадавших в результате ДТП, которым медицинская помощь была оказана бригадами СМП, составило 55 человек. Было отмечено два пика повышения количества пострадавших в 13.00-14.00 час (7,82 % случаев), 18.00-19.00 час (13,91 % случаев). Во временном промежутке с 00.00-07.00 час не отмечено ни одного случая травм.
Результаты о ДТП у детей за 2012 г. следует, что в течение суток максимальное значение составило 13,91 % случаев в час (18.00-19.00 час), минимальное (батифаза) – 0 % случаев (00.00-7.00 час). Мезор равен 4,34 % случая в час, размах колебаний – 13,91 % случаев в час.
Заключение. Принимая во внимание полученные результаты, было выявлено распределение максимальных и минимальных значений пострадавших в ДТП в г. Ставрополе в течение суток. У взрослых акрофаза ДТП приходится на 18.00-19.00 час, 20.00-21.00 час, батифаза – на 3.00-4.00 час, 5.00-6.00 час. У детей акрофаза ДТП травм приходится на 18.00-19.00 час, батифаза с 0.00 по 7.00 час.
Анализ исследования позволяет утверждать, что наиболее опасные часы жизни города по показателям травматизма следует активизировать дорожно-патрульные службы, города, проводить разъяснительные беседы среди участников дорожного движения, в школах и среди взрослого населения города, используя для этого средства массовой информации с демонстрацией последствий разных ДТП.