Сотрудничество (партнерское взаимодействие) профессионального образования и бизнеса было и остается одним из основных факторов развития кадрового потенциала России. В каждый исторический период развития страны формировались и действовали свои виды и механизмы этого сотрудничества. Смена социально-политического и экономического устройства, произошедшая в России в начале 90-х годов прошлого века, потребовала «перенастройки» характера и форм взаимодействия сферы образования и сферы производства (бизнеса). Государство перестало быть единственным и основным «поставщиком» и «потребителем» профессиональных кадров. Встала задача поиска и формирования форм и механизмов сотрудничества, учитывающих интересы и возможности всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, общества, отдельных социальных групп и граждан).
Перевод российской экономики на инновационный путь развития в ситуации экономического и демографического кризиса обостряет проблему качества трудовых ресурсов, как одного из главных условий конкурентоспособности предприятий. Работодатели все отчетливее осознают, что содействие развитию национальной системы квалификаций, совместная работа, как со сферой образования, так и со сферой труда, над системой оценки квалификации работников и выпускников образовательных учреждений, частно – государственное партнерство в развитии имущественных комплексов образовательных организаций, другие направления сотрудничества – являются не только важной социальной задачей, но и вполне прагматичным экономическим стимулом.
Основной движущей силой развития сотрудничества является обоюдная заинтересованность государства, профессионального образования и бизнеса в подготовке профессиональных кадров, чьи знания, умения и профессиональные компетенции отвечают требованиям современной инновационной экономики. Подготовка профессиональных кадров для такой огромной и многоликой страны как Россия не может быть обеспечена усилиями только государства или только бизнеса. Необходимо эффективное и ответственное сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса и общества.
Характер нового этапа развития высшей школы определяется необходимостью достижения четких параметров конкурентоспособности высших учебных заведений на региональном, национальном и международном уровнях и их эффективного включения в решение задач социально-экономического развития государства. В этой связи становятся необходимыми ориентация базовых институтов высшей школы на высокое качество академической среды, внедрение современного администрирования образовательных и научных процессов, развитие межвузовской соревновательности и сетевого взаимодействия, расширение участия профессионального и общественного сообществ в сопровождении академического процесса.
В настоящее время актуальной становится проблема оценки качества полученного образования. Дипломы с отличием, выдаваемые различными вузами еще не свидетельствуют о глубоком и качественном уровне подготовки выпускников. Ключевыми субъектами повышения качества высшей школы должны стать сами вузы. Одним из эффективных механизмов повышения эффективности деятельности вузов является общественно-профессиональная оценка и аттестация квалификаций (далее – Аттестация) студентов-выпускников высших учебных заведений, которая позволит формировать оценку вузов профессионалами различных отраслей, бизнес-объединений, представителями ассоциаций, союзов работодателей. Тем более, что за рубежом уже имеется сложившаяся и отработанная практика сертификации квалификаций выпускников профессиональными союзами и ассоциациями работодателей, которые независимы от государства. Аттестация – дополнение к итоговой аттестации, проводимой в вузах в форме государственного экзамена и защиты выпускных квалификационных работ. Аттестация является независимой экспертизой уровня освоения компетенций, полученных студентами в ходе образовательного процесса.
На сегодняшний день в России совместными усилиями Минобрнауки и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) начата работа по формированию системы оценки и сертификации квалификаций, т.е. порядка и процедуры, посредством чего может быть подтвержден уровень квалификации и компетентность молодых специалистов. В основе данного процесса лежат Соглашение о взаимодействии Минобрнауки с РСПП, а также Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 г. N 1015, 18.08.2009 № 667. В июле 2009 г. министр образования и науки РФ и президент РСПП утвердили еще один важный документ – Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Этим документом определен и основной институциональный инструмент сертификации – центр оценки и сертификации квалификаций в отдельной области профессиональной деятельности, которым может быть некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по оценке и сертификации квалификации в полном объеме и выдающая квалификационные сертификаты.
На сегодняшний день на территории России и государств СНГ нет четкой, единой выстроенной и отработанной системы независимой аттестации молодых специалистов. Вместе с тем, есть ряд удачных примеров взаимодействия вузов и работодателей в этом направлении. В 2010г. в Томске на базе ТПУ создан центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии. В 2011г. Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, торгово-промышленной палатой города, Северо-Западным отделением РАО и Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга создано автономное некоммерческое объединение “Агентство контроля качества образования”. В его структуре создан центр сертификации персонала: менеджеров, экспертов-аудиторов, консультантов систем качества образовательных учреждений. В 2012 г. первые результаты принесла работа центра оценки и сертификации квалификаций для нефтегазодобывающей отрасли, созданного при участии специалистов Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. В Казахстане не первый год работают центры сертификации квалификаций выпускников вузов.
Таким образом, деятельность Омского государственного университета путей сообщения является одним из логических шагов в данном направлении. На основании Соглашения о сотрудничестве с Омской торгово-промышленной палатой, заключенного 25 апреля 2012 г. предполагается создание на ее базе подобного центра. 27 июня 2013 г. на базе университета проведена первая пробная процедура на добровольной основе для студентов-выпускников экономических специальностей ОмГУПС. В этом процесс субъектами аттестации выступили Омская торгово-промышленная палата, Омский государственный университет путей сообщения. Членами комиссии являлись представители университета, торгово-промышленной палаты региона, работодателей (открытое акционерное общество «Омский аэропорт», лизинговая компания «Уралсиб»). Объектом аттестации стали студенты-выпускники вузов. Цель процедуры – независимая экспертиза уровня освоения компетенций, полученных студентами в ходе образовательного процесса. Задачи процесса:
– повышение уровня мобильности студентов на региональном рынке труда
– подготовка для рынка труда высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов
– повышение качества подготовки специалистов в вузе.
Аттестация проводилась в форме тестирования. Для оперативной диагностики профессиональных компетенций в компьютерных программах используются системы специальных тестов. Тот или иной тест моделирует конкретную производственную или познавательную ситуацию, в которой испытуемый должен осмыслить типичную профессиональную проблему, проявить своё понимание ее сути и предложить способы правильного и наилучшего решения. Никаких умозрительных вопросов с перечнем готовых ответов, среди которых преобладают ложные суждения, он не предполагает. Тестовым заданиям по возможности придан такой характер, при котором испытуемому приходится активно мыслить, выполнять некоторые условные действия, искать и принимать осознанные решения, максимально мобилизуя свои внутренние ресурсы. Они предназначены не столько для измерения конкретных знаний, сколько для оценивания уровня понимания испытуемого, степени зрелости его профессионального мышления. Таким образом, компьютерная диагностика позволяет получить развернутую характеристику уровня подготовленности группы студентов и одновременно увидеть, что усвоено лучше, что хуже (сильные и слабые стороны подготовки). Если провести тестирование в середине завершающего года обучения, можно вовремя внести коррективы в учебную работу и за оставшееся время целенаправленно устранить недостатки в подготовке выпускников. А если учесть, что программа четко ранжирует протестированных лиц по величине оценки и таким образом выявляет наиболее и наименее хорошо овладевших компетенциями студентов, получается, что руководитель учебного заведения имеет возможность сделать вывод, с какими профессиональными задачами будущие специалисты смогут справиться успешно, а какие – вызовут у них затруднения. Тестовая база создана вузовскими работниками на основе рекомендаций экспертов-специалистов фирм, состоящих в Омской торгово-промышленной палате. Тестовая база формировалась из двух блоков:
– профессиональный;
– психологический.
На этапе подготовки в октябре-декабре 2012 г. было опрошено 125 выпускников по специальностям: «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Коммерция», «Мировая экономика», «Финансы и кредит». Цели опроса: выявить степень информированности выпускников о процедуре аттестации и уровень заинтересованности. В результате 48 % опрошенных заявили о том, что имеют информацию о заданном объекте, 24 % (30 человек) выразили желание принять в ней участие. В тестировании и последующем собеседовании с членами комиссии приняло участие 16 человек (10 выпускников по специальности «Маркетинг», 6 выпускников по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент организации»). Успешно прошли испытания 7 выпускников, из них 6 маркетологов. Два выпускника получили сертификаты Омской торгово-промышленной палаты с подтверждением тактического уровня управления, пять человек подтвердили компетенции на уровне оперативного управления. Персональные результаты отражают важные индивидуальные особенности работников и специалистов. Обнаруживаются медлительные и быстрые сотрудники; работающие аккуратно, точно и допускающие много профессиональных ошибок; результативные при решении определенных профессиональных задач и недостаточно компетентные в некоторых вопросах своей деятельности и т.д. Основываясь на этих результатах, можно точнее определить характер консультационной помощи, в которой нуждается конкретный работник для повышения уровня своей компетентности.
Основными проблемами заявленной процедуры на наш взгляд являются следующие:
– отсутствие наработанной практики проведения процедуры;
– отсутствие достаточной информированности студентов;
– консерватизм мышления преподавателей, студентов, работодателей;
– проблема трудоустройства на рынке труда выпускников, успешно прошедших аттестацию.
Таким образом, опыт проведения подобной процедуры на базе одного из вузов г. Омска может быть полезен образовательному сообществу России и региона, как с точки зрения отработки механизмов проведения аттестации, выявления ее сильных и слабых сторон, анализа ошибок, так и с точки зрения реальных результатов для всех участников данного процесса. Следует особо подчеркнуть, что развитие данного процесса невозможно, во всяком случае, на первых этапах без сопровождения на рынке труда выпускников, успешно прошедших данную процедуру. При этом, большую пользу получают и учебные заведения, и работодатели, при условии введения в практику регулярного мониторинга профессиональной компетентности студентов-выпускников и специалистов.