Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Специализация «менеджер по спорту» на факультете физической культуры (ФФК) Сургутского государственного университета существует уже 7 лет. С ее помощью возможность получить работу существенно расширяется: масс-медиа, управление, торговля, связи с общественностью и многие другие профессии могут быть освоены выпускниками. Открывшаяся три года назад специальность «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» утверждает данную специализацию в качестве стратегического ресурса развития ФФК.

 Проблемы начинаются при прохождении практики, которая призвана дать практические навыки в применении теории. Если студенты других специальностей этого факультета, (педагоги, тренеры, инструкторы) выносят из нее знания повседневных обязанностей учителя, знакомство с педагогическими ситуациями, технологиями, ценностями образования, и т.п., то эти же знания для менеджеров не много значат для приобретения навыков, необходимых в их будущей деятельности.

По определению «Справочника менеджера по кадрам», «менеджер осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия». В его обязанности входит: контроль над условиями заключаемых договоров и соглашений, оценкой степени риска; анализ и решение проблем, стимулирование производства, повышение качества и конкурентоспособности; эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; организация связей с деловыми партнерами; систематизация и сбор информации, анализ потребностей, разработка рекламной и инвестиционной стратегий, а также мероприятий по прибыльности, конкурентоспособности и по повышению эффективности труда. (1)

Стержнем всех перечисленных обязанностей является необходимость работы с ситуацией и информацией. Практику менеджера в ситуациях можно условно разделить на внешнюю, внутреннюю и производственную. Внешняя ситуация характеризуется спецификой труда и задается назначением: «менеджер по кадрам, по сбыту, по производству, по спорту» и т.д. Внутренняя ситуация задается отношениями человека с человеком, производственная - человека со средствами производства. Характеристика этих ситуаций требует от специалиста обработки результатов социологических и маркетинговых исследований. После анализа результатов, полученных от исследований, их интерпретации на основе целей, задач, стратегии и т.п., принимаются управленческие решения и решения о разработке мероприятий, проектов, рекламных акций и компаний.

Различия между функциями педагога и менеджера проявляются в отношении параметров, общих для видов деятельности (см. табл. 1).

Из анализа видно, что похожих функций у сравниваемых специализаций нет ни по одному параметру. Но из этого не вытекает, что менеджерам надо проходить практику в коммерческих структурах или частных предприятиях. Пространство школы настолько универсально, что позволяет организовать любой процесс, если продумать условия его организации. Главными условиями для организации практики менеджеров в школе являются параметры 7 и 8, т.е. цели и бюджет. Цель для менеджера  это «маяк», относительно которого выстраивается весь «курс» следования и действий. Бюджет может и должен выступать как поддержка спонсоров или заинтересованных городских структур. При внебюджетном, отдельном финансировании и целях, согласованных с участниками подготовки (администрацией школы и университета), все другие параметры прекрасно дополняют друг друга на проектном отрезке времени прохождения практики.

Таблица 1. Сравнительный анализ функций менеджера и педагога

№ п/п

Параметры

Педагог, тренер, инструктор

Менеджер

 

1

предмет

(планируемого воздействия)

 

Группа учащихся

 

Ситуация

2

задача

Организация процесса трансляции знаний

(Цель задается педагогическим коллективом, администрацией)

Исследование процесса труда

(Цель: констатация реального положения дел).

3

процесс

Обучение и взаимодействие

Изменение ситуации

4

инструменты

(обучения, взаимодействия)

А)Методика трансляции знаний

Б) Комплекс приемов обучения

В) Комплекс приемов мотивации

Г) Обучающие медиа-средства

А) Маркетинговые исследования целевой группы

Б) Способы работы с информацией

В) Комплекс приемов стимуляции

Г) Методики вовлечения в коммуникацию.

5

формы

Классно-урочная,

игровая

Проектная,

продуктивная

6

информация

научная, базовая

Теория и практика физической культуры и спорта: физиология, психология, педагогика, и др.гуманитарные

Теория и практика управления, экономики, социальных и коммуникационных технологий, социальной психологии и др.

7

цель

Задается педагогическим коллективом или администрацией школы

Зависит от изученной ситуации

(например: разработать меры по эффективности или оптимизации производства; выходу из кризиса, мотивации или подбору кадров и т.д.)

8

бюджет

 

Бессрочный, почасовой

Срочный, ограничивается проектом или объемом работы.

 

Производственная ситуация для менеджера, в случае единой цели с педагогами, будет выражена в результатах анкетирования, в исследованиях настоящего положения дел, а влияние на динамику - в проведении комплекса мероприятий, включающих стимулирование, рекламу, организацию коммуникации, что даст студентам других специализаций новые инструменты убеждения. Будущие педагоги, тренеры, инструкторы тоже должны уметь формулировать четко цели, что напрямую связано с уровнем компетентности, который они могут продемонстрировать учителю школы. Но организовать такую практику возможно только в рамках отдельного проекта, потому что педагогическим коллективом школы физическое воспитание осознается как одно из направлений воспитательного процесса, предполагающего стремление к здоровому образу жизни, поэтому реальная картина, иллюстрирующая образ жизни конкретной школы или класса, часто остается без внимания. В рамках отдельного проекта эта сторона вопроса может стать компетенцией менеджеров ФФК, которые одновременно с получением знаний о сути технологии управления процессами, увидят, что мнение может управлять привычками и действительно влияет на здоровый образ жизни школьников.

Одна из проблем подготовки менеджеров в США это «неготовность, нежелание и неумение выпускников работать в коллективе». Суть проблемы в том, что на приобретение «познавательных» навыков (мышление, объяснение, понимание) времени уделяется больше, чем на субъектное поведение (общение, гибкость, усердие, решимость, самодисциплина, ответственность, отношение личности к труду). (2)

Проектный подход к организации практики студентов ФФК позволяет работать в команде и подходить к одному объекту с разных сторон. Он полезен и тем, что позволяет не включаться в общий педагогический процесс школы, но развивать особый, проходящий в рамках определенных целей и бюджета. Он устанавливает специфическую, молодежную атмосферу в действующей команде, которая даст практикантам заряд эмоций, свободы, реальных переживаний событий и, главное, груз определенной ответственности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Теплицкая Т.Ю. «Справочник менеджера по кадрам» Ростов на / Д «Феникс», 2005, - 320 с. С. 77.
  2. Джексон Грейсон Американский менеджмент на пороге XXI века. М, Экономика, 1991г. 319 c. C. 255.