Особое внимание в высшем профессиональном образовании должно уделяться формированию и развитию личности будущего специалиста, и, в первую очередь, его мотивации профессиональной деятельности (1).
С учетом этого представляется, что на современном этапе развития профессионального образования сформировалась необходимость в разработке и реализации профессионально-мотивационного подхода к инновационному развитию высшего образования, заключающегося в направленности образовательного процесса в вузах на развитие у обучающихся мотивации профессиональной деятельности, профессиональной направленности личности как педагогического условия успешности подготовки в высшей школе.
Образовательный процесс в вузе должен, прежде всего, сформировать и развить будущего специалиста как личность, имеющую внутренние положительные побуждения к своей профессиональной деятельности. В связи с этим считаем, что важнейшая проблема высшего образования состоит в том, чтобы найти средства, способствующие профессионально-мотивационному развитию студентов, подготовке таких выпускников вузов, которые готовы и желают трудиться по своей специальности, получая при этом удовлетворение от своего труда.
Теоретико-методологической основой предлагаемого нами профессионально-мотивационного подхода являются положения о социальной и личностной значимости профессиональной деятельности специалиста, который по своему общественному предназначению призван быть носителем не только специальных профессиональных знаний, но и высоких морально-нравственных, личностных качеств.
Современному уровню подготовки специалистов в наибольшей мере способствует профессиональная направленность обучения и воспитания, приобщающая будущего работника к освоению и выполнению профессиональной деятельности и формирующая к ней позитивное отношение. Учебно-профессиональная деятельность пробуждает и впоследствии развивает интересы и способности студента.
Необходимость ответственного отношения к профессиональной подготовке выпускников вузов в плане развития их профессиональной направленности, как представляется, одна из ключевых проблем высшего профессионального образования. Сформированная у обучающихся в вузе мотивация профессиональной деятельности будет способствовать профессиональному и личностному развитию будущих специалистов.
Инновационный путь решения поставленной проблемы связан с разработкой и реализацией нового направления образовательного процесса, обучения и воспитания в вузе с точки зрения развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся. Развитие профессиональной мотивации у студентов вузов представляется одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки, важным содержательным элементом целостного образовательного процесса в вузе.
С учетом отмеченных обстоятельств, разработка и реализация концепции образовательного процесса, основанной на профессионально-мотивационном подходе, является важной современной, инновационной проблемой в сфере совершенствования теории и практики высшего профессионального образования. Это требует от руководителей, преподавателей, других работников высшего образования психолого-педагогической подготовки и понимания специфики будущего работника как личности.
В современных условиях необходим инновационный, комплексный, профессионально-мотивационный подход к профессиональной подготовке будущего специалиста, при котором общетеоретическому фундаменту профессии, закладывающемуся в образовательном процессе, сопутствует формирование компетентности будущего специалиста, развитие его профессионально важных личностных качеств, социальной ответственности, умственных, творческих, профессиональных способностей, стремления к дальнейшему самообразованию и развитию, профессиональному самосовершенствованию после окончания вуза (2).
В связи с этим, одной из главных идей высшего профессионального образования становится сосредоточение сил руководителей и преподавателей вуза на решении задач в единой системе учебно-воспитательной работы, включающей два ведущих направления: первое - оптимизация обучения, направленная на активизацию учебно-познавательной, профессиональной деятельности студентов; второе - повышение эффективности воспитательного процесса в вузе. Эти два направления тесно связаны между собой и выступают как единая линия всего образовательного процесса в вузе.
Реализация профессионально-мотивационного подхода в педагогической практике инновационного развития образовательного процесса в высшей школе активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, обогащает их профессиональный опыт, стимулирует инновационную деятельность будущих специалистов, направляет их исследования в областях науки и практики, наиболее интересующие самих обучающихся.
В ходе анализа литературных источников и вузовской практики выявлено противоречие между основывающейся на социальных запросах объективной потребностью в высоком уровне профессиональной подготовки специалистов и недостаточной разработанностью теории развития мотивационного аспекта при подготовке студентов в вузе.
В предлагаемом профессионально-мотивационном подходе можно выделить ряд положений в отношении совершенствования образования в вузе:
- преподавание в вузе ведётся специалистами различного профиля, в большинстве своем не имеющими специального педагогического образования в сфере педагогики высшей школы, что обусловливает необходимость профессиональной психолого-педагогической переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза, способствующей дальнейшей продуктивной педагогической деятельности преподавателя;
- совершенствование образовательного процесса в вузе порождает необходимость выявления сущности процесса развития у обучающихся мотивации профессиональной деятельности при получении образования;
- достижение системных эффектов высшего образования осуществляется в течение нескольких лет в результате спланированной работы многих специалистов, воспитания социально значимых личностных качеств выпускника учебного заведения как субъекта культуры, российского общества;
- воспитание студента вуза выступает как результат деятельности преподавательского состава вуза, направленной на становление и развитие у студента желаемых нравственных, личностных качеств;
- должна быть достигнута взаимосвязь становления личностных и профессиональных качеств выпускников вуза и особенностей осуществления педагогической деятельности преподавателей вуза.
Научно обоснованный путь совершенствования профессиональной деятельности руководителями и преподавателями вуза предполагает изучение закономерностей, влияющих на объекты и процессы в осваиваемой сфере, т.е. изучение научных основ управленческой и педагогической деятельности, адекватной высшему образованию. На базе усвоения таких закономерностей должно осуществляться управляемое освоение профессиональной деятельности в системе высшего образования. Организация процесса преподавания в вузах требует не только учета «взрослости», но и учета специфики профессионального мышления будущего специалиста, а также направленности личности студента, выбравшего ту или иную специальность.
На современном этапе развития практики вузовской подготовки всё более необходимо активизировать освоение культуротворческой. гуманистической составляющей образовательной деятельности в вузе.
Деятельность преподавателя каждой учебной дисциплины ориентирована, прежде всего, на передачу дисциплинарных знаний, однако целесообразно, чтобы каждое занятие, каждый акт общения студента с преподавателем способствовали формированию у студента профессионально важных качеств, и, прежде всего мотивации профессиональной деятельности, как наиболее важной и для общества, и для самого выпускника. Именно эти качества, возникая вследствие взаимодействия студента с преподавателем, определяют зрелость выпускника как профессионала, гражданина, активного члена общества.
Высшее образование представляет собой системный результат, который достигается в течение нескольких лет спланированной целенаправленной работы многих людей - участников образовательного процесса в вузе.
Таким образом, проведенный анализ выявил проблему, связанную с необходимостью инновационного развития образовательного процесса в высшей школе на основе профессионально-мотивационного подхода. В широком социальном смысле данная проблема обусловлена необходимостью повышения качества подготовки отечественных специалистов.
В целом, проведенные нами исследования позволили выдвинуть и обосновать профессионально-мотивационный подход как инновационное направление развития высшего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000.
- Копысова Л.А. Развитие мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе. СПб.: Астерион, 2007. 112 с.