Основные направления стратегического перехода АПК к устойчивому развитию связаны не только с расширением деятельности сельскохозяйственных предприятий, но и с диверсификацией. В условиях рыночных отношений любое предприятие АПК должно обеспечивать собственную конкурентоспособность и бороться за конкурентные преимущества. Формирование конкурентных преимуществ происходит не только под воздействием факторов, формирующих ее специфические характеристики, но и зависит от способности хозяйствующих субъектов приспосабливаться к рыночным условиям. Быстрые, неожиданные изменения расцениваются большинством предпринимательских структур как нежелательные и неуправляемые. Динамизм рыночного окружения превращает конкурентное преимущество в подвижную и сужающуюся цель, требующую системного управления изменениями.
Деятельность деловых организаций (бизнес-организаций) многопланова, сложна и иногда даже противоречива. В области АПК бизнес (агробизнес) - система многоступенчатая, поскольку включает различные уровни - личностный, внутрихозяйственный, межхозяйственный, межрегиональный, что зависит, прежде всего, от субъекта и его целей. По нашему мнению, конкурентоспособность агробизнеса - комплексное понятие, характеризующееся способностью длительно выдерживать конкуренцию с аналогичными предприятиями, и которое определяется уровнем и степенью использования конкурентных преимуществ и возможностью гибко приспосабливаться (адаптироваться) к условиям внешней и внутренней среды. Каждое предприятие вырабатывает свои критерии конкурентоспособности в зависимости от отраслевых особенностей, текущей ситуации и существующих проблем. Для поддержания прибыльности деятельности предприятия целесообразно формировать организационные, управленческие, финансовые, производственные, логистические, маркетинговые, интеллектуальные конкурентные преимущества. Согласно Б. Хандерсону [1], выживание обеспечивает непохожесть: «Конкуренты, действующие похожим образом, совместно существовать не могут - в экономике или природе. Каждый должен иметь достаточное количество отличий, чтобы располагать собственным специфическим конкурентным преимуществом. ...Если у компании нет какого-либо особого преимущества по сравнению с конкурентами, то у нее нет шансов на выживание».
Ядро стратегии устойчивого развития предприятия агробизнеса составляет определение такого образа действий, который позволяет достичь уникальной и создающей стоимость рыночной позиции. В связи с этим можно высказать гипотезу о создании и развитии «потенциалов успеха» диверсифицированной организации или ключевых факторов успеха в конкуренции. Применительно к агросфере можно выделить такие ключевые факторы успеха (ключевые компетенции), как имидж сельскохозяйственного предприятия, качество производимой продукции, уровень цен, используемые технологии, стратегическое рыночное управление и индикативное планирование. К сожалению, стратегическое рыночное планирование и индикативное управление не всегда присутствует в повсеместной практике субъектов хозяйствования АПК. В отраслевом аспекте стратегическое управление расценивается как специфический тип действий, способствующего адаптации сельхозтоваропроизводителей к внешней деструктивно воздействующей среде, гармонизации экономических взаимоотношений между всеми субъектами хозяйствования и объектами управления, снижению диспаритета между основными сферами АПК, развитию рыночной среды, многообразию форм хозяйствования, достижению конкурентных преимуществ, реализации стратегии развития предприятий.
Адаптации многих сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям мешает нерациональная многоотраслевая структура производства. Ограниченные экономические ресурсы рассредоточены, что не позволяет обеспечивать высокую продуктивность и безубыточность производства. Необходима рыночно-ориентированная диверсификация, чтобы организовать каждый вид товарного производства как специализированный самостоятельный бизнес. При таком подходе будет обеспечен выпуск стандартной качественной продукции, отвечающей требованиям перерабатывающих предприятий и других потребителей [2].
Возможно несколько направлений оптимизации сельскохозяйственных предприятий. Во-первых, при увеличении масштаба производства той или иной продукции хозяйства могут расширить посевные площади путем приобретения (аренды) сельхозугодий у других сельхозорганизаций или - из земель запаса регионов. Во-вторых, фирмы по переработке сельхозпродукции, заинтересованные в развитии сырьевой базы, могут формировать агрохолдинги или строить взаимоотношения с сельхозпредприятиями на принципах «контрактного сельского хозяйства» (целенаправленная реструктуризация сельхозпредприятия путем углубления специализации и роста концентрации производства профильной продукции - сырья для промышленной переработки). В-третьих, формирование специализированных бизнес-структур возможно путем реорганизации значительной части многоотраслевых убыточных предприятий. Нежизнеспособные предприятия целесообразно разделить на самостоятельные бизнес-структуры с последующим формированием компаньонами простого товарищества или выделить их из состава бизнес-единицы, которые будут функционировать автономно. В-четвертых, предприятия агробизнеса могут модернизировать производство, привлекая инвестиции путем участия в конкурсах при реализации ФЦП и РЦП, различных инвестиционных фондов. В-пятых, важное направление углубления специализации и роста концентрации производства - участие сельскохозяйственных организаций в конкурсах по закупке сельхозпродукции по системе государственного (федерального и регионального) и муниципального заказов. В-шестых, новое направление диверсификации АПК - развитие нетрадиционных видов сельхозпроизводства (создание заготовительных организаций, занимающихся сезонной заготовкой лекарственных растений, дикорастущих плодов, ягод, грибов; создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии, в частности ветровой энергии, производства биотоплива из растений рапса, подсолнечника; организация предприятий лесоперерабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, народных промыслов; сельский и этнографический туризм и пр.)
В России целесообразно активно развивать индустрию сельского туризма по типу малого и среднего бизнеса на северо-западе (Карелия), юге (Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область), в западной Сибири (Алтайский край). Данные территории, с одной стороны - приграничные, с другой - обладают богатым природно-ресурсным потенциалом и культурным наследием, с третьей - имеют высокую концентрацию сельскохозяйственного и агропромышленного производства. Однако любая территория может стать привлекательной для туристов, если заняться ее маркетингом и продвижением на рынке сельских туристических услуг.
Переход от инерционно-адаптационной к инновационно-инвестиционной фазе модернизации аграрного производства, совместно с реализацией обозначенных направлений диверсификации сельской экономики и деятельности предприятий АПК, будут способствовать не только обеспечению занятости как сельского, так и городского населения в сфере агробизнеса, но и обеспечат ускорение темпов роста аграрной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Внедрение сбалансированной системы показателей. Под ред. В. Толкача, М., 2006. - 478 с.
- Исянов Р.А. Совершенствовать стратегию реструктуризации сельхозорганизаций // АПК: экономика, управление. - 2008. - №4, с. 30-32.
- Петриков А.В. Малый агробизнес требует большой поддержки // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №8, с. 17.
- Розанова Л.И. проблемы определения интеграционной стратегии в агробизнесе // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. Материалы международной научно-практической конференции «Никоновские чтения - 2002». - М., 2002, с. 153-155.