Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING STUDENTS’ COGNITIVE INDEPENDENCE AS A CONDITION OF DIDACTIC READINESS OF FUTURE TEACHERS

Begaliyeva S.B. 1 Alieva D.A. 1
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abai
2367 KB
In this paper there is an overview of aspects of cognitive activity, philosophical interpretations, the concept of «knowledge», «cognitive activity», «detail» are refined; the criteria of knowledge is considered. The article focuses on the role of the teacher in shaping the cognitive activity of students, it is noted that there is a definite relationship between the level of the teacher’s skills and students’ cognitive activity. In connection with this, the teacher’s skill levels are distinguished, the structure of the teacher’s personality is analyzed and the general and special teaching abilities are characterized.
cognition
cognitive activities
educational activities
the structure of activity
teaching skills

При подлинно диалектическом рассмотрении вопроса познавательный процесс – это сложное взаимодействие, в котором функцию активности выполняет именно познающий субъект. Надо учитывать и то, что соединение человека и его деятельности, субъекта и объекта, их наиболее полное совпадение происходит в практике, в предметной деятельности [1].

Общепризнано, что характерной чертой современного педагогического познания является возрастание активности познающего субъекта.

Всеобщей формой человеческой деятельности является диалектика опредмечивания и распредмечивания. В процессе практики, предметной деятельности человек не только целесообразно изменяет свои общественные отношения, но и отличает себя от предмета своей деятельности. Лишь на основе практической деятельности он осознает себя субъектом, а природу – объектом своей деятельности. Действительно, объект оказывается связан и зависим от того, какова активность субъекта, какова его деятельность.

Диалектика опредмечивания и распредмечивания. – всеобщее условие познавательной деятельности. В процессе познания человек опредмечивает результаты своей познавательной деятельности в языке, понятиях, теориях. В ходе развития познания эти результаты распредмечиваются, преобразовываются и включаются в состав более широких результатов познания.

Достижение объективно-истинного знания невозможно вне активности субъекта и находящихся в его распоряжении средств познавательной деятельности. Знание может быть только деятельным, практически направленным отражением объективной реальности.

Диалектический материализм основное внимание концентрирует на предметно-практической деятельности человека, которая является своеобразной реальностью, обуславливающей превращение объективного в субъективное.

Соединение человека и его деятельности, субъекта и объекта, их наиболее полное совпадение, следовательно, происходит в практике, в предметной деятельности.

Во всей полноте сложная проблема познания обоснована и разрешена только в философии диалектического материализма. В нем всесторонне разработано учение о человеке как о подлинном субъекте познания.

Критерием и основой познания является практика как неотъемлемое звено активной познавательной деятельности. В процессе познания имеет место движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, понимаемому более глубоко и всесторонне. Понимание тесной связи между конкретным и абстрактным в учебном процессе имеет большое значение для познавательной деятельности учащихся и студентов [2].

В учебном процессе с помощью средств обучения должно быть обеспечено диалектическое единство деятельности учителя и учащихся для достижения целей обучения (образовательных, воспитательных, развивающих); а также адекватность деятельности обучающего и обучаемых при условии сформированности у учащихся содержательно-операционных навыков. Поэтому учебная деятельность студентов рассматривается как один из видов познания, как процесс приобретения новых знаний и понятий. Хотя, в отличие от научного познания, новое в знаниях студентов и учащихся имеет субъективный характер.

Одним из самых популярных философских определений деятельности является понятие его как способа существования человека и общества в целом.

Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование. При этом изменение внешнего мира есть только предпосылка, условие для самоизменения человека. Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека. Субстанциональный характер деятельности делает ее сопоставимой по мощности с самой природой, в том смысле, что в ходе деятельности «субстанциональность природы творчески достраивается до невозможного в самой природе». В этом смысле человек как бы наследует субстанциональность у самой природы [3].

Деятельность – совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. При этом именно деятельность несет в себе внутренние противоречия трансформации, которые порождают человеческую психику, выступающую, в свою очередь, в качестве условия осуществления деятельности, которая есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя более широкой части предметного мира (распредмечивание). Деятельность является первичной по отношению как к субъекту, так и предмету деятельности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет и себя. «Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность».

Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. При этом изменяется как поверхностные, так и глубинные его уровни в тесной взаимосвязи друг с другом.

Сложное и тонкое искусство педагогики возникает только на научной основе, в которой выражено творчески познавательное начало. Оно возможно лишь на определенном уровне квалификации. «Необходимы знание законов формирования личности, глубокое осмысление своей деятельности на основе педагогической теории, а также соответствующие умения: добывать знания; преподносить их, видя перед собой каждого ученика и всех вместе; взаимодействовать с ними, организовывать их деятельность. Лишь в этом случае учитель становится творцом педагогической деятельности» [4].

Педагогические умения формируется на базе системы знаний. Основными элементами педагогической структуры знаний учителя являются:

1) знание содержания деятельности (предмета);

2) знание правил осуществления деятельности (средств, формы методов педагогического воздействия);

3) знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения – труд, общение, познание);

4) знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;

5) знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5].

Компоненты в деятельности (умения) связаны с актуализацией знаний, их применением при решении педагогических задач, обеспечивая профессионализм деятельности [6, 14].

Педагогическая деятельность – совместные задачи, формируемые педагогом, могут дать положительный эффект, если в процессе их решения учащиеся увидят реализации своих личных планов, дальние, средние и ближние перспективы развития.

Реализация задач и перспектив осуществляется в совместной оперативной деятельности педагогов и учащихся [6, 15].

Творческая деятельность требует от человека индивидуальных свойств, являющихся предпосылкой ее успешности. Следовательно, наличие у человека определенной способности означает пригодность его к тому или иному виду деятельности [6, 32].

Наши исследования подтверждают, что можно отметить существенную зависимость между уровнем способностей учителя и познавательной самостоятельностью студентов.

Различным уровням мастерства учителя соответствует и различные уровни познавательной деятельности.

Проведенный анализ вместе с тем позволяет правомерно говорить не только о структуре деятельности, но и о структуре личности учителя и что между ними есть некоторое соответствие [6, 48].

От способностей зависит легкость приобретения знаний и умений в той или другой деятельности, но развиваются эти психические свойства в процессе самой деятельности.

К общим способностям относятся, прежде всего, способности интеллектуальные.

Показателем уровня общих способностей у учителя является успешность его учения в прошлом в педагогическом учебном заведении [6, 32].

Для успешного овладения профессией учителя необходимы специальные педагогические способности, которые являются индивидуальной формой отражения объекта и условий профессиональной деятельности учителя. Способности вообще, а педагогические, в частности, не тождественны знаниям, умениям и навыкам. Они обеспечивают легкость овладения определенной деятельностью [6, 33].

Взаимодействие учителя и учащихся тесно связано с психологической структурой первого, с его педагогическими способностями и уровнями профессионального мастерства. Поскольку способности – прижизненные образования, то эффективность обучения личности зависит от профессионального мастерства учителя [6, 54].

Статья выполнена в рамках внутривузовского гранта, выделенного ректором КазНПУ имени Абая С.Ж. Пралиевым, «Инновационные методы в подготовке будущих специалистов: тенденции и перспективы».