При подлинно диалектическом рассмотрении вопроса познавательный процесс – это сложное взаимодействие, в котором функцию активности выполняет именно познающий субъект. Надо учитывать и то, что соединение человека и его деятельности, субъекта и объекта, их наиболее полное совпадение происходит в практике, в предметной деятельности [1].
Общепризнано, что характерной чертой современного педагогического познания является возрастание активности познающего субъекта.
Всеобщей формой человеческой деятельности является диалектика опредмечивания и распредмечивания. В процессе практики, предметной деятельности человек не только целесообразно изменяет свои общественные отношения, но и отличает себя от предмета своей деятельности. Лишь на основе практической деятельности он осознает себя субъектом, а природу – объектом своей деятельности. Действительно, объект оказывается связан и зависим от того, какова активность субъекта, какова его деятельность.
Диалектика опредмечивания и распредмечивания. – всеобщее условие познавательной деятельности. В процессе познания человек опредмечивает результаты своей познавательной деятельности в языке, понятиях, теориях. В ходе развития познания эти результаты распредмечиваются, преобразовываются и включаются в состав более широких результатов познания.
Достижение объективно-истинного знания невозможно вне активности субъекта и находящихся в его распоряжении средств познавательной деятельности. Знание может быть только деятельным, практически направленным отражением объективной реальности.
Диалектический материализм основное внимание концентрирует на предметно-практической деятельности человека, которая является своеобразной реальностью, обуславливающей превращение объективного в субъективное.
Соединение человека и его деятельности, субъекта и объекта, их наиболее полное совпадение, следовательно, происходит в практике, в предметной деятельности.
Во всей полноте сложная проблема познания обоснована и разрешена только в философии диалектического материализма. В нем всесторонне разработано учение о человеке как о подлинном субъекте познания.
Критерием и основой познания является практика как неотъемлемое звено активной познавательной деятельности. В процессе познания имеет место движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, понимаемому более глубоко и всесторонне. Понимание тесной связи между конкретным и абстрактным в учебном процессе имеет большое значение для познавательной деятельности учащихся и студентов [2].
В учебном процессе с помощью средств обучения должно быть обеспечено диалектическое единство деятельности учителя и учащихся для достижения целей обучения (образовательных, воспитательных, развивающих); а также адекватность деятельности обучающего и обучаемых при условии сформированности у учащихся содержательно-операционных навыков. Поэтому учебная деятельность студентов рассматривается как один из видов познания, как процесс приобретения новых знаний и понятий. Хотя, в отличие от научного познания, новое в знаниях студентов и учащихся имеет субъективный характер.
Одним из самых популярных философских определений деятельности является понятие его как способа существования человека и общества в целом.
Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование. При этом изменение внешнего мира есть только предпосылка, условие для самоизменения человека. Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека. Субстанциональный характер деятельности делает ее сопоставимой по мощности с самой природой, в том смысле, что в ходе деятельности «субстанциональность природы творчески достраивается до невозможного в самой природе». В этом смысле человек как бы наследует субстанциональность у самой природы [3].
Деятельность – совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. При этом именно деятельность несет в себе внутренние противоречия трансформации, которые порождают человеческую психику, выступающую, в свою очередь, в качестве условия осуществления деятельности, которая есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя более широкой части предметного мира (распредмечивание). Деятельность является первичной по отношению как к субъекту, так и предмету деятельности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет и себя. «Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность».
Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. При этом изменяется как поверхностные, так и глубинные его уровни в тесной взаимосвязи друг с другом.
Сложное и тонкое искусство педагогики возникает только на научной основе, в которой выражено творчески познавательное начало. Оно возможно лишь на определенном уровне квалификации. «Необходимы знание законов формирования личности, глубокое осмысление своей деятельности на основе педагогической теории, а также соответствующие умения: добывать знания; преподносить их, видя перед собой каждого ученика и всех вместе; взаимодействовать с ними, организовывать их деятельность. Лишь в этом случае учитель становится творцом педагогической деятельности» [4].
Педагогические умения формируется на базе системы знаний. Основными элементами педагогической структуры знаний учителя являются:
1) знание содержания деятельности (предмета);
2) знание правил осуществления деятельности (средств, формы методов педагогического воздействия);
3) знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения – труд, общение, познание);
4) знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
5) знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5].
Компоненты в деятельности (умения) связаны с актуализацией знаний, их применением при решении педагогических задач, обеспечивая профессионализм деятельности [6, 14].
Педагогическая деятельность – совместные задачи, формируемые педагогом, могут дать положительный эффект, если в процессе их решения учащиеся увидят реализации своих личных планов, дальние, средние и ближние перспективы развития.
Реализация задач и перспектив осуществляется в совместной оперативной деятельности педагогов и учащихся [6, 15].
Творческая деятельность требует от человека индивидуальных свойств, являющихся предпосылкой ее успешности. Следовательно, наличие у человека определенной способности означает пригодность его к тому или иному виду деятельности [6, 32].
Наши исследования подтверждают, что можно отметить существенную зависимость между уровнем способностей учителя и познавательной самостоятельностью студентов.
Различным уровням мастерства учителя соответствует и различные уровни познавательной деятельности.
Проведенный анализ вместе с тем позволяет правомерно говорить не только о структуре деятельности, но и о структуре личности учителя и что между ними есть некоторое соответствие [6, 48].
От способностей зависит легкость приобретения знаний и умений в той или другой деятельности, но развиваются эти психические свойства в процессе самой деятельности.
К общим способностям относятся, прежде всего, способности интеллектуальные.
Показателем уровня общих способностей у учителя является успешность его учения в прошлом в педагогическом учебном заведении [6, 32].
Для успешного овладения профессией учителя необходимы специальные педагогические способности, которые являются индивидуальной формой отражения объекта и условий профессиональной деятельности учителя. Способности вообще, а педагогические, в частности, не тождественны знаниям, умениям и навыкам. Они обеспечивают легкость овладения определенной деятельностью [6, 33].
Взаимодействие учителя и учащихся тесно связано с психологической структурой первого, с его педагогическими способностями и уровнями профессионального мастерства. Поскольку способности – прижизненные образования, то эффективность обучения личности зависит от профессионального мастерства учителя [6, 54].
Статья выполнена в рамках внутривузовского гранта, выделенного ректором КазНПУ имени Абая С.Ж. Пралиевым, «Инновационные методы в подготовке будущих специалистов: тенденции и перспективы».