Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

HISTORICAL ASPECTS OF RUSSIAN NATIONAL CULTURES (BASED ON MATERIALS OF TATARCTAN)

Safiullin N.Z. 1 Iskhakova N.R. 1
1 Federal State Budgetary Institution of Professional Education «Naberezhnye Chelny Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources»
2340 KB
Basing on the theoretical material, the following study tries to find out the problems of saving and further development of the national cultural singularity and folk traditions. Respect for them is especially relevant nowadays, in the time of statehood strengthening. This research allow us to uncover the very changes in Russian society, that brought to life the wide range of opportunities for the spiritual and ethno-cultural development. New possibilities of a new fresh look at the Tatar culture appears.
traditions; spiritual values; culture; ethnos; nation; nationality

Современная эпоха обуславливает пристальный интерес общественности к проблемам сохранения и дальнейшего развития национально-культурного своеобразия, исторических традиций народов. Знание и уважение национальных особенностей культуры, обычаев и обрядов, актуальны сегодня – в период укрепления государственности.

Социокультурный фон Российского общества сформировался исторически на протяжении веков как плюралистическое по духовным ценностям, культуре, традициям и общественным идеалам. В общественной системе дореволюционной России доминировал русский народ, это выражалось в том, что все народы и нации многонационального государства жили по законам, отражающим русские традиции. Первые два десятилетия советской власти стали временем относительного свободного и разностороннего развития духовной культуры народов СССР. Особое внимание уделялось народному образованию, ликвидации неграмотности, расширению национальных школ. Важнейшей особенностью этого являлась демократизация культуры, что выражалось в доступности достижений науки, просвещения, искусства широким народным массам. К сожалению эта тенденция культурного развития была нарушена в послевоенном пространстве СССР: стали сокращаться количества национальных школ, из учебных планов изымался национальный компонент образования.

В условиях духовного обновления общества возрастает актуальность исследований и оценка культурного наследия прошлого. Целью данной работы является показать возрастающий интерес общества к национальной культуре, который приобретает сегодня осмысленные формы и организованные структурные элементы

Национальная культура представляет собой часть всемирной культуры и включает в себя исторический фонд ценностей (общественно-политических, философских, эстетических, духовных и др.), созданных народом, а также полученных им в результате межкультурного обмена с другими народами. Принятие Декларации «О государственном суверенитете Татарской ССР» (август 1990г.), зафиксировавшей принцип равенства прав и свобод всех граждан республики независимо от их национальной принадлежности, придало значительный импульс развитию национальных культур. Политические и социальные преобразования в стране и республике принесли реальные перспективы для дальнейшего развития литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, просвещения и других сфер духовной жизни татарского народа.

Национальные и региональные интересы народов четко проявляются в традиционной культуре, которая является источником интеллектуального, социального, исторического многообразия человечества. В условиях глобализации особое значение приобрело сохранение богатейшего наследия народов, что выражается в сбережении культурной среды, сохранении активной, действенной памяти о прошлом любого этноса, понимании невосполнимости разрушения памятников культуры (мечети, церкви).

В историко-культурном наследии народов мира особое место принадлежит вековым национальным обычаям, традициям, обрядам и праздникам. Они, являясь яркими образцами духовных достижений и ценностей человечества, становятся важной частью не только традиционной, но и мировой культуры.

Обычаи и обряды, народные праздники, неся в себе печать этнической специфики, одновременно отражают типологическую общность социальной среды, этнической культуры в целом и передаваемые от поколения к поколению, они становятся действенной и саморазвивающейся силой.

Одним из факторов этнокультурного возрождения народов является музыка. Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Очень часто нынешние увлечения молодежи становятся завтра массовыми и общепринятыми. Поэтому изучение музыкальных предпочтений молодежи является актуальной.

Как показывают результаты нашего исследования проведенные в 212 году в Республике Татарстан, почти половина всех опрошенных школьников предпочитает эстрадную музыку, зарубежную эстраду предпочитают 28% школьной молодежи, классическую музыку слушают только небольшая часть респондентов. Анализ соотношения предпочтений всех возрастов респондентов показал, что развлекательная музыка занимает ведущее место у сегодняшнего школьника. Однако дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку (музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и т.д). С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера, поэтому необходимо преодолевать односторонность выбора молодежи, т. е. «коэффициент однообразия» музыкальной культуры.

Конечно, нельзя сказать, что ребенок не испытывает влияния со стороны других факторов (среда окружения, родственники, школа, другие учебные заведения, средства массовой информации); помимо семьи, на него оказывают влияние и сверстники. Однако влияние семьи наиболее велико. Родители оказывают воздействие на своих детей несколькими путями: в качестве ролевых моделей, чье поведение подростки имитируют; на их эмоциональное развитие; передают свои вкусы, ценности и моральные нормы. Отвечая на вопрос «Что предпочитают слушать Ваши родители?», молодые люди ответили, что родители предпочитают эстрадную музыку. Дома звучит музыка развлекательного характера, которая исполняется по телевидению и радио. Народную и классическую музыку родители отводят на второй план. Это говорит о том, что необходимо найти новые пути и приемы в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Приоритеты музыкальных вкусов исходят, в первую очередь, от СМИ и руководителей культуры. Именно они решают, какой будет региональная музыкальная политика, но если в советскую эпоху доминировала практика запрета и гонения на развлекательную музыку, то в постперестроечное время пришла вседозволенность, поощрения невзыскательных вкусов «самой широкой аудитории». Мы потребляем все то, что нам подают средства массовой информации, ориентированные на развлекательные виды музыки.

В настоящее время с внедрением национального компонента в систему музыкального образования Республики Татарстан повысился интерес к музыкальным произведениям композиторов Татарстана: С. Сайдашева, С. Габаши, Ф. Ахметова, Р. Еникеева, Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Музафарова, М. Яруллина, Р. Яхина и др. Их музыкальное творчество позволяет утверждать, что оно эффективно способствует возрождению духовно-этнических традиций татарского народа, формированию общечеловеческих ценностей в личности ребенка, а также ведет к активному приобщению к татарской национальной культуре. Общечеловеческое и национальное в искусстве неотделимы друг от друга, как нерасчленимы эти начала в реальной жизни и в сознании людей.

Яркие художественные образы, чёткая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию нравственно–эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте и культуре. Музыка направляет ценностные идеалы и поведение человека, воспитывает и развивает личность, внося гармонию в его душу. Поэтому одним из ведущих направлений в Республике Татарстан, способствующим развитию национальной культуры у молодежи, должны стать народные традиции, которые заложены в национальной музыкальной культуре.

Разработка вопроса по внедрению национально-регионального компонента требует различных мероприятий, связанных с изменением содержания предмета «Музыка» в школе, где большая доля учебного времени отводилась бы национально-региональному компоненту. Также необходима тщательная подготовка профессиональных кадров в области национальной музыки. Заметным шагом в решении этой проблемы является введение в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов общемузыкальной подготовки студентов на всех факультетах. Будущих учителей различных школьных дисциплин обучают игре на музыкальных инструментах, прививают навыки руководства хоровым коллективом и исполнению народных произведений.

На протяжении всей истории человеческой культуры музыка использовалась как средство воспитания и формирования нравственных качеств личности. В трактатах философов разных эпох, документах музыкального искусства содержатся многочисленные высказывания, касающиеся этой проблемы. Особенно оживленно обсуждалась она в Древней Греции, в Италии эпохи Возрождения, в Западной Европе XVIII-XIX веков, в России XIX века и в сегодняшней социокультурной ситуации России.

Социально-экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования всей системы учебно-воспитательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей и традиций. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, искусство и фольклор.

Изучение содержания татарского фольклора позволяет нам утверждать, что он является уникальным средством возрождения духовно – этнических традиций: любви к своему народу, эстетического вкуса, физического совершенства, мировоззрения, оптимизма.

Проблему возрождения духовно-этнических традиций можно рассматривать через тематический план изучения национальной культуры в школе на тематических уроках, включающих поэзию, игровой фольклор, праздники.