Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE DEMOGRAPHIC AND MIGRATION SITUATION AS ONE OF THE GLOBAL PROBLEM OF MODERNITY

Cherkesov B.A. 1 Loboda O.B. 2
1 Stavropol State Pedagogical Institute
2 MOU SOSH №2
2361 KB
In the article is brought up the problems of demographic and migration processes as in the whole world so in the country and in the Stavropol region, opened the main causes of decline of birth rate of population and aging of society, and their social consequences. It is emphasized the need of regulation of the migration flows, and are made demographic prognosis.
demography
migration
urbanization
depopulation
population
North-Caucasian Federal District

Сегодня человечество столкнулось с двумя противоречащими явлениями: население на планете постоянно увеличивается, несмотря на все мировые финансовые кризисы, постоянные войны и участившиеся в последнее время природные катаклизмы. В январе 2012 года оно преодолело барьер в 7 млрд. человек.

С другой стороны идет резкое снижение численности населения в развитых странах. Казалось бы, научный и финансовый прогресс, налаженная банковская система, высокий уровень медицины и жизни в целом должны были привести к росту населения в развитых странах, но на самом деле все эти блага имеют прямо противоположный результат. Первым и основным фактором демографического кризиса является снижение рождаемости. Современные семьи экономически развитых стран в большей мере стремятся к самосовершенствованию, к карьерному росту, личному развитию. На фоне этого семейные ценности как таковые отошли на второй план, а институт семьи заметно сдал свои позиции. По мере развития промышленности и переселения людей в город связи между членами семьи стали заметно ослабевать, так как полностью изменился жизненный уклад семьи. Женщина стала принимать участие в общественном труде наравне с мужчиной. Сегодня перед женщиной нередко стоит выбор: или делать карьеру, или рожать ребенка (хотя бы одного). Если женщина будет решать эту проблему в одиночестве, общество, скорее всего, обречено на вымирание. Сегодня женщина в развитом обществе так воспитана, что она хочет быть самостоятельной, не хочет и уже психологически не может быть зависимой только от мужа и его заботы. И для супруга дети уже не являются тем, кем они были раньше (помощниками). Они скорее становятся средством эмоционального самовыражения, желаемой радостью в доме, а для этого достаточно иметь 1-2 детей.

Сегодня в развитом обществе супруги научились планировать семью. Это, в общем, представляется вполне цивилизованным явлением. Если к 2015-2020 годам внутрисемейное планирование охватит почти все население Земли, и если это ограничение будет происходить на уровне 2,2–2,5 детей на каждую брачную пару, то есть обоснование считать, что в конце XXI века наступит стабилизация численности населения на уровне 11 – 12 млрд. человек, так считает директор института демографических исследований России Игорь Белобородов. Важнейшей предпосылкой решения проблемы регулирования роста народонаселения выступают глубокие социальные и духовные преобразования, подъем материального и культурного уровня народов. При этом речь идет не о принудительном мальтузианском ограничении рождаемости, а о целом ряде продуманных мер, благодаря которым в одних регионах и странах рост народонаселения должен ускориться, а в других – несколько замедлиться.

В развитых странах, как и в нашей, сегодня репродуктивное поведение населения не обеспечивает даже простого воспроизводства. Если в России сегодня еще можно сослаться на неблагоприятную экономическую обстановку, на недостаточное материальное обеспечение семьи, то для богатой Америки (США) и небедной Европы эта причина не является определяющей. На развитие малодетности семьи влияет целый ряд комплекс причин экономического, социального и даже политического характера.

Между тем есть страны, которые успешно преодолели черту демографического кризиса и могут служить примером для других. Это государства Скандинавии, где отмечается стабильный рост населения.

Новейшие исследования ООН показывают, что мир неизбежно идет к нулевому росту населения и демографическому старению – увеличению доли пожилого населения во всем населении. Основными причинами этого процесса являются:

• снижение рождаемости;

• снижение смертности в старших возрастных группах населения, приводящее к увеличению средней продолжительности жизни;

• миграция, если уезжают по каким- либо причинам молодые поколения.

В связи с демографическим старением общества увеличивается нагрузка на население трудоспособного возраста, которое помимо этого, несет нагрузку, связанную с населением моложе трудоспособного возраста.

Демографическая нагрузка населения трудоспособного возраста считается оптимальной, если доля населения нетрудоспособного возраста приблизительно в два раза больше доли населения моложе и старше трудоспособного (т.е. на каждые 1000 человек населения трудоспособного возраста должно приходиться приблизительно 500 человек населения моложе и старше трудоспособного возраста).

Сегодня в развитых странах, в том числе и в России, удельный вес пожилого населения 19-21 %. В развивающихся странах доля пожилого населения значительно ниже.

Удельный вес трудоспособного населения в России в последние годы составляет 40 %. В этих условиях демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста населением моложе и старше трудоспособного возраста находится на критическом пределе. При невысоком уровне производительности труда это соотношение обеспечивает низкий уровень доходов на душу населения. В перспективе это соотношение будет ухудшаться, так как основной состав трудоспособных сегодня представляют послевоенные поколения, которые в скором времени будут уходить на пенсию, а на смену им будут приходить малочисленные поколения 1990-х годов. Такая ситуация подталкивает органы власти к идее расширения границ трудоспособного населения по примеру развитых стран. Однако осуществить эту идею сегодня мешает ряд объективных причин:

• безработица, спад производства;

• невысокая продолжительность жизни людей (средняя продолжительность жизни мужчин не дотягивает до 60 лет);

• социальный фактор: имеющиеся границы трудоспособного возраста являются социальным завоеванием общества; ужесточение законом границ трудоспособного возраста может осложнить социальную обстановку в стране.

Старение населения имеет следующие социальные и экономические последствия:

• усиление нагрузки на пенсионные фонды;

• усложнение задач по уходу за стариками для государственных органов, разрабатывающих социальную политику;

• необходимость дополнительных затрат на медицинское обслуживание;

• проблема занятости «молодых пожилых» (до 70 лет), желающих работать, которая в условиях конкуренции может обострить проблему занятости населения трудоспособного возраста.

Поэтому главной целью социальной политики общества в отношении демографического старения должно являться недопущение опасных перекосов в демографической структуре общества. Для достижения этой цели в стране должны проводиться меры:

• по повышению рождаемости;

• по снижению смертности во всех возрастных группах;

• по воспитанию здорового поколения;

• по усилению охраны труда и совершенствованию техники безопасности;

• по укреплению брака и семьи;

• -по повышению эффективности миграционной политики.

Сложившуюся демографическую ситуацию наглядно можно продемонстрировать на примере одного из крупнейшего региона Северо-Кавказского Федерального округа (далее СКФО) – Ставропольского края. Сейчас его население составляет 2млн. 780 тыс. человек. (В начале 90-х годов – 2 млн. 830 тыс. человек).

Население края за четверть века, несмотря на миграционные процессы, даже уменьшилось. Процесс депопуляции в большей степени затронул сельские районы, где численность населения за год приблизительно сокращается на 7 тыс. человек. В условиях естественной убыли населения рост числа зарегистрированного миграционного прироста населения в 2,1 раза превысил естественную убыль. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) по краю снизился на 1 %.

По среднему варианту прогноза ожидания численность населения края к началу 2016 года увеличится на 0,7 % и составит 2 млн. 807 тыс. человек. При этом будет расти численность городского населения на 1,6 %, численность, проживающих в сельской местности, снизится на 03 %.

Вызывает тревогу то обстоятельство, что рождаемость населения в крае будет снижаться. Основные причины в том, что число женщин максимальной детородной активности (20-29 лет) снизится с 250,6 тыс. человек в 2010 до 207,7 тыс. человек в 2015 году. Результаты опросов молодых семей свидетельствуют о дальнейшем снижении репродуктивных установок у будущих родителей. Коэффициент рождаемости на начало 2016 года снизится до 11,3 на 1000 человек.

Ярким показателем репродуктивной деградации является число совершаемых ежегодно абортов. Так, в 2011 году в Ставропольском крае, только по официальной статистике было прервано 18454 беременности, что составляет более 56 % от числа родившихся. Усуглубляющим фактором демографического кризиса является беспрецендентно высокая внебрачная рождаемость (до 22 % от общего числа рождений), которая выступает следствием массовой распространенности незарегистрированных сожительств.

Заметные изменения происходят в возрастном составе населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст населения края составил 38,1 года (в 2002 году – 37,2).

Согласно международным критериям население считается старым, если численность лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7 %, а в возрасте 60 лет и старше – 12 %. В настоящее время 13 % жителей края пребывают в возрасте старше 65 лет и 18 % в возрасте старше 60 лет. В дальнейшем процесс демографического старения населения края продолжится и приведет к увеличению численности населения старше трудоспособного возраста на 1,7 %.

Вызывает беспокойство существенный дисбаланс между численностью старших возрастных групп мужчин и женщин. Из-за высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте, по данным переписи 2010 года, численность женщин в крае превышает численность мужчин на 192 тыс. человек, тогда как в 2002 году это превышение составляло 175,3 тыс. человек. На 1000 мужчин в2010 году приходилось 1148 женщин, в 2002 году – 1137.

С проблемой демографического старения населения края тесно связана еще одна негативная тенденция: рост демографической нагрузки на трудоспособное население. В 2012 году показатель общей демографической нагрузки составил 633 человека на 1000 человек трудоспособного возраста.

Прогноз относительно демографической нагрузки для Ставропольского края, как и в целом по России, неутешителен: в ближайшем будущем произойдет существенное увеличение демографической нагрузки со стороны людей старших возрастных групп. К 2016 году суммарная нагрузка (детьми и пожилыми) увеличится с 633 до 700 человек на 1000 трудоспособных.

Вызывает беспокойство и такой факт, как депопуляция у самого многочисленного этноса – русских. В итоге во многом именно под воздействием миграции удельный вес русских в общей численности населения СКФО и края с каждым годом сокращается.

Ради справедливости следует отметить, что проблемы сокращения численности русского населения СКФО периодически с той или иной степенью озабоченности озвучиваются руководством страны. Однако, к сожалению, до сих пор системного подхода к решению данной проблемы не выработано. В частности, специальные программы, принятые в 2000-х, годах не дали ощутимого практического результата.

Масштабный и интенсивный отток русскоязычного населения из региона может привести к свертыванию целых отраслей экономики и замедлению их социально-экономического развития. Между тем масштаб негативных последствий «русского исхода» для самого Северного Кавказа уже сегодня весьма внушителен.

Одной из составляющих демографическую политику современного мира является проблема мигрантов. Она сегодня актуальна для многих стран Европы, в том числе и для России, в частности, Ставрополья. Мигранты, как правило, стараются максимально закрепиться, выработать связи во властных кругах, а впоследствии это ведет к лоббизму своих интересов во власти. Всем известно, что во Франции или США все началось с того, что мигрантов пустили, затем разрешили им остаться, потом они потребовали воссоединений семей, а впоследствии стали говорить, что хотят своих представителей во власти.

Зона концентрации мигрантов – это, прежде всего, торговля, строительство, ЖКХ, – т.е. отрасли, где преимущественно используется труд невысокой квалификации и где доминируют некрупные мобильные производства, проконтролировать которые в своей массе государство неспособно. Мигранты не стремятся слиться с местным населением, они образуют в городах подобие гетто, детей в смешанных семьях также немного.

Следует учесть и такой факт, что миграция в России приобрела характер постоянно действующего фактора, и не только все более негативно влияющей на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности от государственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России.

Из страны уходят колоссальные средства, 90 % преступности, связанной с наркотрафиком, приходится на граждан из Таджикистана, по изнасилованию в столице лидируют граждане Узбекистана. Вполне понятно, что такую миграцию приветствовать никто не будет и отношение к ней будет соответствующим.

Вместе с тем, в мире есть примеры, когда страны живут без всякой миграции. Япония, являясь лидером в экономике, технологии, отстаивая этим самым свой суверенитет. Или Израиль, в котором допустима миграция, но только как репатриация евреев. Для этого специально создана сеть агентств по всему миру, создано отдельное министерство абсорбции.

Ведущим региональным фактором, определяющим современную демографическую ситуацию, является политическое положение Северного Кавказа.

На протяжении длительного периода он служил мостом, соединяющим европейскую часть России и Закавказье, являющимися составными частями одного Советского государства, что служило предпосылкой и залогом развития многообразных культурно-исторических и политико-экономических связей. Теперь же некогда мирное, транзитное положение региона превратилось в положение приграничное.

На грани веков миграционные потоки стали здесь особенно «выпуклым» социально-экономическим явлением из-за кардинального изменения своей этнической и социальной структур, прежде всего, по причине появления масштабной вынужденной миграции. Эти геополитические изменения привели к формированию двух достаточно устойчивых тенденций. Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы иммигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным «фильтром», который абсорбирует на себе значительную часть мигрантов.

Во-вторых, в пределах самого Северного Кавказа на протяжении последнего десятилетия отмечаются активные миграционные «переливы» собственного населения. Отдельные субъекты федерации стали центром притяжения и концентрации внутрироссийских мигрантов (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), а другие территории – главным источником «выброса» мигрантов (Чеченская республика, республика Ингушетия, республика Дагестан).

В качестве примера можно привести Ставропольский край. Данные последних 2-х лет констатируют следующие факты.

В 2011 году на территорию края прибыло около 35 тыс. человек, выбыли – 32 тыс. человек. Объем межрегиональной миграции составил 60 тыс. человек, миграционный отток населения – 31 тыс. человек. Интенсивность миграционного прироста населения Ставрополья составила 10,4 в расчете на 10 тыс. населения (в 2010 году – 19,7).

Более половины всех перемещений приходится на внутрикраевые – 51,8 %. В пределах края сменили место жительства 35748 человек. Наиболее активно передвижения населения происходили из сельских поселений в городские (35,2 % потока). Численность прибывших в городскую местность из сельской в 1,7 раза превысила число мигрантов обратного потока.

Среди российских территорий наиболее интенсивный обмен мигрантами происходит с соседними регионами, а также Центральным Федеральным округом. Причем на отрицательную величину сальдо миграции по Центральному Федеральному округу в большей степени попрежнему были переезды наших жителей в Москву и Московскую область (более 4 тыс.человек в год).

Основным источником прироста численности населения края остается международная миграция. Прирост составил 6 тыс. человек, в том числе с государствами СНГ – 5,3тыс. человек. В миграционном обмене со странами СНГ было отмечено значительное превышение числа прибывших над выбывшими. За 2011 год на постоянное жительство в страны дальнего Зарубежья выехали 164 человек, а прибыли – 939.

Мигранты со средним профессиональным и средним общим образованием составляют около 50 % от общего числа. Лица с высшим образованием – около 30 % (из них 256 человек имели ученую степень). По месту рождения мигранты распределились следующим образом: родившиеся в России – 83 %, в странах СНГ – 14 %, в других зарубежных странах – около 3 %.

В структуре мигрантов в возрасте 14 лет и более преобладают семейные люди (46 %), никогда не состоявшие в браке – 31 %. В 2011 году на территории края было зарегистрировано 29 мигрантов, прибывших в связи с приобретением гражданства РФ.

Около 1,5 тыс.человек в крае имеют статус вынужденного переселенца, из них более 800 человек из Чеченской республики.

На начало текущего года в крае находилось более 30 тыс. иностранных граждан, из них 16 тыс. человек поставлены на миграционный учет по месту проживания и более 14тыс. – зарегистрированы по месту жительства. Анализ динамики пребывания иностранных граждан на территории края выявил тенденцию к увеличению миграционного потока. Так, количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в край в 2012 году, превысило показатели за последние 10 лет. Это связано со стабилизацией положения в экономической сфере и выходом на докризисный уровень в связи с увеличением прироста инвестиций в регион и ведением активного строительства крупных объектов. Самым массовым и динамичным иммиграционным потоком на сегодняшний день является внешняя трудовая миграция. Основными странами исхода трудовых мигрантов являются Узбекистан – 47,4 %, Украина – 14 %, Турция – 12,1 %, Таджикистан – 7,4 %, Азербайджан – 5,9 %, Армения – 5,3 %.

Эти и другие миграционные процессы, происходящие на Северном Кавказе, идентичны для всей России. Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

В связи с этим, на наш взгляд, на общегосударственном уровне необходимо решить ряд кардинальных проблем:

• взять под строгий контроль политику расселения мигрантов, не допускать появления этнических поселений;

• с целью повышения рождаемости необходимо начать процесс деурбанизации больших городов, в первую очередь столицы и Центрального Федерального округа, потому, что это зона основного скопления нелегальных мигрантов;

• ввести строгое ограничение по количеству граждан, зарегистрированных на одной жилплощади;

• заставить работать Закон, согласно которому взять на работу иностранца разрешается только, если от этого места отказался россиянин;

• проблема миграции в стране должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения;

• шире использовать метод целевого заселения, что по сути означает оказание государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России;

• целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещение граждан и их постоянное местонахождение. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики;

• необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении северных, восточных, приграничных регионах России.

Миграция – это часть современной мировой глобализации. И это не только социально-экономическое, но и политическое явление, которое должно решаться на государственном уровне.